Урок внеклассного чтения Чудо рождества (5 класс)

Урок внеклассного чтения "Чудо Рождества" по рассказу А.Куприна "Тапёр"
Цели урока:
Учить учащихся анализировать прозаические произведения на примере рассказа А.И. Куприна «Тапер». Сформировать четкие представления о роли классической литературы и музыки в современном мире.
Развивать умения работать с книгой, логически мыслить, делать выводы.
Воспитывать уважение к таланту человека независимо от его классовой принадлежности; трудолюбие; умение слушать мнение других, не перебивая, смело высказывать свои суждения. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

ХОД УРОКА
Организационный момент. Знакомство.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Юрьевна, этот урок мы проведем с вами вместе, и результаты нашей совместной работы, я надеюсь, порадуют всех. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя А.И.Куприна, будем учиться анализировать прозаическое произведение. Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте, выполним небольшое задание. (Возможно с применением словаря).

Решение кроссворда. (5 вопросов).


т
р
у
д




с
а
н
о
ч
к
и

к
а
п
у
с
т
а




ё
л
к
а



м
о
р
о
з








Задания к кроссворду:
Без. не вынешь рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и . возить.
Сто одёжек и все без застежек.
Зимой и летом одним цветом.
Щиплет щеки, уши, нос, а зовут его ..

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «Тапер»? - словарная работа (определение значения слова)
- В словаре иностранных слов даётся такое определение: тапёр- музыкант, пианист, баянист, играющий за деньги на танцевальных вечерах.
- А ещё нам встретится слово рапсодия. Это музыкальное произведение, основанное на народных танцах, состоящее из медленной и быстрой части.
Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы поговорим о судьбе мальчика, в жизни которого случилось чудо.
- Почему же мы не остаёмся равнодушными к его судьбе?
- В 90-х годах Х1Х в. А. Куприн познакомился с выдающимся композитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1897 году Куприн пишет рассказ, в основу которого легла судьба этого человека. Рассказ называется «Тапёр»
Звучит музыка.
Выступление ученицы: Давным-давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей, которые в начале проводились один раз в год – в Рождество, а затем стали организовываться и в именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, просто общаться, получая массу впечатлений.
- На один из таких вечеров, который проводился в семье Рудневых мы отправимся вместе с вами.
БЕСЕДА.
1. Кто особенно запомнился из детей Рудневых? 2. Чем примечательна эта семья? 3. Каковы хозяева этого дома? 4. К какому празднику готовятся Рудневы? 5. Какая интересная традиция существовала в этой семье?. 6. Как Куприн передаёт суматоху перед началом бала у Рудневых?(Ответ на этот вопрос учащиеся пересказывают близко к тексту.)

- Кто из сестёр волнуется больше всего?
- Конечно же, младшая из сестёр, Тина, это её первый бал