Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления модуль «Азбука здоровья»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
и принято на заседании ШМО учителей предметов естественно-математического цикла
протокол № ___ от ___.08.2016г.
Руководитель ШМО
______________ Т.И.СичкорезСОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_________Т.А.Макарова ____.08.2016г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
_______ О.А.Лущик приказ от ___.08.2016г.
№______
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
модуль «Азбука здоровья»
Класс: 1аУровень образования: начальное образование
Срок реализации программы: 2016/2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего – 33ч/год; 1ч/неделю
Составители: Т.Ш.Щукина, учитель начальных классов, СЗД, «Старший учитель»
Ершова Е.В., учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Кольчугино, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению модуль «Азбука здоровья» для 1 класса общеобразовательного учебного учреждения разработана на основе :- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями ,приказ Минобразования Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643);
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15),
-примерной программы Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 2000
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МБОУ «Кольчугинская школа №1 на 2016/2017 учебный год.
Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбереженияРезультаты освоения модуля внеурочной деятельности . Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание модуля внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)ВД –рисование и моделирование
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды.
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)ВД -инсценировка
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Творческая работа.
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)ВД -игра
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 4. Подвижные игры. (1час)ВД -игра
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе»,
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)ВД – игры и опыты
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)ВД-викторина
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)ВД-моделирование, практическая работа
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа.
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)ВД-коллективная работа
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час) ВД-Игра-соревнование
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать».
Тема 10. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 11.Зачем человеку кожа. (1час)ВД- беседа
Игра «Угадай-ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)ВД- практическая работа
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)ВД– коллективная работа
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)ВД -рисование
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 17.Сон – лучшее лекарство. (1час)ВД -игра
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)ВД –составление сказочных историй
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)ВД –практическая работа
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами.
Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)
Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)ВД –ролевые игры
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)ВД -рисование
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 25.Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)ВД -пантомима
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно!
Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)ВД -экскурсия
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)
Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)ВД – интеллектуальная игра
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
Тематическое планирование
1.Советы Доктора Воды – 5ч
2.Чтобы зубки не болели – 5ч
3.Кожа-зеркало организма -4ч
5.Твой режим дня -8ч
6.Если хочешь быть здоров -6ч
7.Основы безопасности – 5ч
Календарно-тематическое планирование
1 класс - (33 часа)
№ Дата проведения Тема занятия Примечание
план коррекция 1 СоветыдоктораВоды.(5ч)
2 ДрузьяВода и Мыло. 3 Глаза – главныепомощникичеловека. 4 Подвижныеигры5 Чтобыушислышали. 6 Чтобы зубки не болели (5ч)
Почемуболятзубы. 7 Чтобызубыбылиздоровыми. 8 Каксохранитьулыбкукрасивой. 9 Подвижныеигры10 «Рабочиеинструменты» человека. 11 Кожа-зеркало организма (4ч)
Зачем человеку кожа 12 Надёжнаязащитаорганизма13 Есликожаповреждена14 Подвижныеигры15 Твой режим дня (8ч)
Питание – необходимое условие для жизни человека 16 Здоровая пища для всей семьи 17 Сон – лучшеелекарство18 Какоенастроение? 19 Я пришёлизшколы20 Подвижныеигры21 Я - ученик22 Я - ученик23 Если хочешь быть здоров (6ч)
Вредныепривычки24 Вредныепривычки25 Подвижныеигры26 Скелет – нашаопора27 Осанка – стройнаяспина28 Еслихочешьбытьздоров29 Основы безопасности (5ч)
Правила безопасности на воде 30 Подвижныеигры31 Подвижныеигры32 Обобщающиеуроки «Доктораприроды» 33 Обобщающиеуроки «Доктораприроды»