Методическая разработка Спортивный лабиринт — вид спортивного ориентирования

Спортивный лабиринт – вид спортивного ориентирования
     Спортивный Лабиринт - это  относительно новый вид спортивного развлечения, доступный и интересный для всех возрастов. Спортивный Лабиринт развивает способности ориентации в пространстве, обеспечивает интересный досуг детям и взрослым, не требует больших финансовых вложений.
     В основе методички лежит  личный опыт проведения элементов Спортивного Лабиринта на территории подросткового клуба в зимнее время. Рассматривается вопрос подготовки реквизита, вводный урок перед стартами по трассам Лабиринта, процесс мероприятия и подведение итогов прохождения маршрутов Лабиринта. Отражена вариативность проведения Лабиринта в разных условиях и на разных территориях учреждений. В приложении показаны реальные карты с отметками прохождения трасс учениками (Прил.5). Подчеркну, что с трассами справлялись ученики, начиная со второго класса, далее возраст не ограничен.
   Данная разработка может быть полезна в первую очередь  педагогам дополнительного образования и классным руководителям, а также может служить основой для разработки аналогичных проектов  спортивных развлечений объединениями и творческими группами педагогов.

ВВЕДЕНИЕ
 
     В практике работы образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования стали утверждаться самые разнообразные коллективные формы спортивно-досуговых развлечений и игр, одна из которых – Спортивный Лабиринт.
   Спортивный Лабиринт может отличаться по теме, сложности,  длительности проведения.  Главная его особенность - полное погружение детей в увлекательную игру с активным движением.  
     О Лабиринте, как о новом виде спортивного развлечения, есть много статей. Лабиринт сейчас становится на службу популяризации Спортивного Ориентирования. Так как Спортивное ориентирование на свои соревнованиях не может устроить трибуны зрителей в лесу, функцию повышения привлекательности ориентирования на себя взял Спортивный Лабиринт. Здесь всё, как на стадионе: спортсмен действует в хорошо обозримой площадке, идет азартная борьба за время прохождения дистанции. Болельщикам понятен ход соревновательных событий. Привлекательность ориентирования в целом возрастает, так как человек, прошедший Лабиринт хочет повышать своё мастерство на более сложных лесных трассах. Он может начать увлекаться Спортивным Ориентированием в целом. Здоровье нации прирастает увлеченными детьми, которые полюбили упорядоченное движение в пространстве с картой местности или с картой Лабиринта.
Задача Лабиринта:
- обеспечить полезный спортивный досуг;
- повысить уровень внимания и координации движения у детей;
- приобрести практический опыта совмещения процесса мышления и движения;
- создать условия для личностного роста ребенка на основе результатов прохождения трасс.

Время проведения Лабиринта:
- круглогодично. Зимой в закрытых помещениях, летом – и в помещениях, и на открытых территориях.  
Принципы проведения:
- командный и личный зачет времени;
- практическая направленность может заключаться в поиске клада или в составлении фразы из найденных букв;
- возможность усложнения одной и той же трассы через усложнения маршрута на карте.
Спортивный лабиринт представляет собой выстроенные искусственные ограждения, которые точно соответствуют карте этой местности. Процесс прохождения по выстроенному лабиринту заключается в том, что участник идет строго по карте и посещает Контрольные Пункты, нанесенные на карту. На местности в КП находится контрольный знак, который подтверждает факт прохождения участником маршрута.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ЛАБИРИНТ» В ПОМЕЩЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Подготовительная работа в условиях отсутствия особого инвентаря для Спортивного Лабиринта.
1.1Для начала надо определиться с территорией, по которой детям будет безопасно бегать.
В моем случае – это весь клуб, который находится на первом этаже здания.
Надо сфотографировать схему эвакуации территории, где будет проходить Лабиринт (Рис.1).



Рисунок 1. Сфотографированный план.

1.2. Используя арсенал компьютерных программ (хотя бы Paint), вычистить схему территории от не нужных символов и знаков.
Здесь надо сказать, что масштаб карты для моих стартов был не важен.
Я не высчитывала и не вписывала в получившуюся схему сколько метров местности в сантиметре карты.
В той же программе, можно сделать заготовки карт отдельных кабинетов, где возможно проведения мини-Лабиринта в одном кабинете.
На схеме этажа должны остаться только стены (Рис.2).



Рисунок 2. Схема клуба очищена от символов.

1.3. Надо определиться с Контрольными Пунктами. В здании они должны находиться в легкодоступных для взгляда местах. Обозначаются КП в моем случае цифрами от 1 до 40. Некоторые цифры я наклеила скотчем на стулья, некоторые на пол и плинтус. Если принято решение вместо цифр располагать на Контрольных Пунктах буквы, то после финиша участник Лабиринта может постараться составить слово из этих букв, которые он обнаружил в КП.
В ходе объяснения детям важно понять – что они ищут. В моем случае они на свои карты вписывали найденную цифру. В случае с буквами – вписывают букву. Мы после прохождения всех трасс сверяли все карты участников по поводу правильности цифры в картах. Если цифра была не правильно написана, то ко времени прохождения прибавлялись штрафные секунды. Если буква не правильная вписана, то это та же ошибка – слово не составится и итоговое время прохождения трассы увеличится на штрафные секунды.
На соревнованиях крупного масштаба в КП находится станция-считыватель. Спортсмен, найдя КП, своей карточкой проводит по считывателю - система фиксирует факт прохождения спортсмена через данный Контрольный Пункт. На соревнованиях ведется строгий подсчет времени. И главное, ошибка в отметке КП влечет за собой снятие спортсмена с дистанции. Это, на мой взгляд, слишком суровые правила для спортивно-развлекательного мероприятия. Но ситуация пока именно такая – ошибка на КП означает для участника не прохождение трассы.
1.4. Теперь надо определиться с размещением Контрольных Пунктов. Они должны быть расположены так, чтобы не мешать другим занятиям. Я не ставила КП в тех кабинетах, где идут занятия.
КП могут находиться рядом друг с другом. При этом каждое из них будет для разных трасс.
1.5. Наносим на схему этажа КП так, чтобы получилось 6 трасс. По наблюдениям за нашими стартами, после шестой трассы дети просят передышки. До шестой трассы – настроение и азарт растёт. Для обозначения разных трасс я использую разные символы. На рисунке 3 показано, какие символы соответствуют номеру трассы.


    Рисунок 3. Символы КП на определенных трассах.

1.6. Первый раз КП расставляет сам педагог. В дальнейшем можно поручать это хлопотное дело опытным ориентировщикам.
Итак, наносим на карту те КП, которые будут соответствовать КП выставленным на местности (в помещении).
Символ старта – это треугольник . Символ финиша – двойной кружок
У меня получилась карта клуба с символами шести трасс (Рис.4).



Рисунок 4. Карта с нанесенными на неё шестью трассами.

1.7. Старт и финиш совмещен - там стоит компьютер для оперативной записи времени старта и финиша участника.
Старт и финиш возможно обслуживать одному человеку. Проверено.
1.8. По размеру карта может быть в половину А4 формата. Это удобно и экономично.
1.9. Участник бежит с картой и карандашом. По карте он ищет КП, относящееся к его трассе, карандашом он на карте пишет найденную цифру или букву Контрольного Пункта.
1.10. Номер трассы и время старта / финиша на каждой трассе отмечается на обороте карты в пункте «старт-финиш».

2. Объяснение правил Лабиринта участникам (примерный ход рассуждений)
2.1. На вводном занятии мы сначала на бумаге рисуем различные лабиринты. Находим пути выхода из них на бумаге.
2.2. Рассматриваем схему этажа на доске или на экране, соотносим понятие лабиринт со схемой. Выясняем, что стены здания могут быть своего рода лабиринтом, в котором можно решать интересные задания.
2.3. Раздаю карты с нанесенными на неё КП каждому участнику. Объясняю, что каждая трасса имеет свой номер и свой символ на схеме (Прил.1). Например, если бежать по второй трассе, то надо найти КП, обозначенные белой звездочкой. Когда КП найден, надо на карту написать тот символ, который есть на КП (цифра или буква).
Для каждой трассы одинаковое количество КП.
2.4. Отдельно разъясняю, что время старта и время финиша будет написано на обороте карты. Для старта запись, например «3 10.15.30» будет обозначать, что стартовать надо по третьей трассе в 10 часов 15 минут 30 секунд. Стартовать надо честно в своё время, так как отдельно каждого проконтролировать не будет возможности. Так что смотрим на монитор и в своё время стартуем.
2.5. Финишное время пишет человек, сидящий у компьютера – время засекается по моменту сдачи схемы в руки судьи на финише. Судья вписывает время финиша и тут же пишет очередное задание, отдает схему участнику и тот ждет несколько секунд до своего времени старта и бежит. Например, на финише участнику пишут новое задание: «5 10.17.30». Это значит, что участник в 10.17.30 побежит по пятой трассе искать КП, обозначенные белыми пятиугольниками.
2.6. После прохождения всех трасс ученики сами подсчитывают время прохождения. Если на КП были буквы – составляют слово. Если на КП были цифры, то подсчитывает контрольную сумму для каждой трассы. Сложением чисел можно получить результат либо правильного прохождении трассы, либо трассы, пройденной с ошибками. Если пройдено с ошибками, то сумма чисел ученика по трассе не совпадёт с контрольным числом трассы.
2.7. Еще два новых символа на схеме – старт и финиш.
Символ старта – это треугольник . Символ финиша – двойной кружок
Дети находят эти символы и начинают понимать процесс развлечения.
2.8. Пока я всё это говорю, ученики уже сообразили, в каком кабинете они сидят, что ориентироваться можно еще и по окнам, которые на схеме обозначены более светлыми «стенами».
2.9. Практическое упражнение по ориентированию. Дети выстраиваются в круг друг за другом, держа карту в руках. Каждый ориентирует карту на старт – направляет на то место, где будет старт. «Держите карту так, чтобы старт на схеме был направлен на реальный старт «на местности»!» Основное понимание по ориентированию карты приходит тогда, когда этот «хоровод» учеников начинает медленно двигаться по кругу. Карту приходится постоянно крутить в руке, если её старт должен точно показывать направление на реальный старт.

3. Проведение Лабиринта (ход событий)
3.1. Первые стартующие бегут в одно время, но по разным трассам, в моем случае – это первые 6 человек, потом следующие 6 и так далее. Тут же начинают прибегать финиширующие участники. Пишу время финиша им на обороте карты и тут же пишу следующую трассу и время старта. Так все начинают стартовать и финишировать сначала упорядоченно, потом более хаотично - главное, чтобы никто не отвлёк в это время. Иначе будет спад азарта и столпотворение на точке старта.
3.2. Рекомендую сделать столько комплектов схем-карт, чтобы хватило на три раза всем. Дальше – надо менять расположение КП.

4. Подведение итогов прохождения Лабиринта
4.1. Участники, пробежавшие все трассы, начинают подсчитывать время прохождения и контрольную сумму по каждой трассе. Потом они подключаются в помощь другим участникам, которые финишировали позже и начинают считать свои результаты.
4.2. Выявление победителей по лучшему суммарному времени прохождения всех трасс обязательно. В следующий раз, пробегая по этой же карте эти же трассы, участнику будет интересен его результат. И он обязательно улучшается. Но бегать более трёх раз эти шесть трасс нет смысла – маршруты запоминаются и бегать становится менее интересно.

5. Вариативность проведения Лабиринта в разных условиях и на разных территориях.
5.1. В разных условиях по времени года – зависит от погоды. В здании или на улице проводить Лабиринт зависит от оборудования и погоды. На открытых площадках лабиринт можно проводить, соорудив искусственные заграждения любыми предметами – стульями, ограждающей тесьмой, сеткой и т.п. (Прил.2) Это не имеет большого значения. Главное – это нанести все препятствия трассы на схему так, чтобы схема препятствий соответствовала расположению препятствий на местности.
5.2. Контрольные Пункты могут быть обозначены любым символом или наличием считывающего контрольного устройства (Прил.4). Перед соревнованиями крупного масштаба обычно проходит знакомство с системой отметок на КП.
5.3. Условия Лабиринта могут предполагать нахождение клада по запискам. Или в каждом КП детей может ожидать сладкий приз. Вариантов поддержания радости и азарта масса.
5.3.3. Если это лабиринт, устроенный для детей в день рождения, то они идут группой и в конечном итоге находят торт.
5.3.4. Если педагогом задумана полезная фраза и на КП расположены буквы, то на карте надо прочертить точную последовательность прохождения маршрута.

6. О достигнутых целях
При проведении Лабиринта достигаются следующие цели:
- обеспечение полезного спортивного досуга;
- повышение внимания и координации движения;
- приобретение практического опыта совмещения процесса мышления и движения;
- создание горизонтов личностного роста ребенка на основе результатов прохождения трасс.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Общий вид схемы Лабиринта.
Номера трасс и условные обозначения КП каждой трассы.




Приложение 2
Подборка фотографий с различными вариантами Лабиринта.






Приложение 3

Подборка фотографий различных схем с соревнований по Спортивному Лабиринту




Приложение 4
Варианты оборудования для контроля прохождения КП

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение 5
Реальные карты с отметками прохождения трасс учениками










13PAGE 15


13PAGE 141215




    132012-01-09 10.41.4215