Урок по ИЗО на тему«Красота русского пейзажа»(пейзаж-настроение рисование на мятой бумаге) 6 класс.


Тема урока: «Красота русского пейзажа» (пейзаж-настроение; рисование на мятой бумаге)
6 класс.
Все богатства родного пейзажаВ полное владенье нам даны:Вьюжных зим серебряная пряжа,Кружева зеленые весны.Летний полдень в поволоке зноя,Вечер, заглядевшийся в ручей.Узорочье луговин цветное,Теплый воск желтеющих полей.Расписные крылья листопадаНад бездонной синевой озер.Все это твое, и сердце радоЦелый мир влюбить в родной простор.Н. Рыленков
Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии. Совершенствование умения и навыков детей в комбинировании различных техник ( рисование акварелью на мятой бумаге) Задачи: Обучающие: познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день; передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение. Развивающие: развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).
Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти. Зрительный ряд: художников: И.И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Стога. Сумерки «,Ф.Васильев «Мокрый луг», И.И.Шишкин «На севере диком», А.И. Куинджи «Ранняя весна». Рисунки, выполненные учащимися. Литературный ряд: слово «пейзаж», И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения «Осыпаются астры в садах». Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года». Для учащихся: бумага, краски акварельные, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка. Методы: рисование на мятой бумаге. Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа. Этапы урока.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Сообщение темы урока.
Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)
Физкультминутка.
Практическая часть.
Закрепление материала.
Подведение итога.
Вывод-обобщение.
Ход урока
Организационный момент. – приветствие, – проверка готовности к уроку. Повторение изученного материала.
Слайд №1-3.
К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. (И.А.Бунин) (ответы детей)
Слайд №4. На прошлых уроках вы ребята узнали о разных видах пейзажа. Перечислите, пожалуйста, виды пейзажа : (архитектурный , индустриальный, сельский , городской, морской , речной пейзажи.).
Слайд №5-7 . А теперь ребята определите по картине вид пейзажа. ( ответы детей) Слайд №8.
Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток) У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)
Слайд №9-10.
Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы. Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег. Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости. Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.
«У каждого времени года. Особенный запах и цвет. Но, так совершенна природа, Что в целом ее краше нет». (О.Рязанова)
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Тема нашего урока: «Красота русского пейзажа», а поговорим мы сегодня о пейзаже – настроение. Что такое настроение? (это состояние души) Какое может быть настроение? (плохое, хорошее) Обратите внимание на эпиграф: «Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия» (И.А.Бунин)
Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают «портрет природы», а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе. Беседа по картине. Слайд №11. 1) Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе «я». Он говорил: «Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье». Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные. И.И.Левитан «Золотая осень». Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана «Золотая осень». Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем. - Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо? - Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?
Слайд №12. И.И.Левитан «Весна. Большая вода». «По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки» Какое настроение в этой картине вы увидели?(Лирическое настроение, настроение радости.) Слайд №13. И.И.Левитан «Стога. Сумерки». Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана. Слайд №14. Ф.А.Васильев «Мокрый луг». Художник не только изображает «портрет природы», а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Так и молодой художник Федор Александрович Васильев в картине «Мокрый луг» чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Обратите внимание на плановость: 1-й план, 2-й план, 3-й план. Какое время суток изображено на картине? Слайд №15. И.И.Шишкин «На севере диком». Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «На севере диком»читается на фоне музыкального произведения Вивальди «Времена года» (зима). Слайд №16. А. И. Куинджи “Ранняя весна». В картине художника мы видим половодье, пробуждение весны, но главное – радость, которая насыщена картина. Физкультминутка. Слайд №17. Практическая работа. Задание: создать пейзаж – настроение (нетрадиционные техники рисования)
Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной). Выберите расположение листа. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.
Слайд №18.
Сегодня ребята мы будем выполнять наш пейзаж – настроение в нетрадиционной технике рисования. Будем писать пейзаж на мятой бумаге. После того как вы помяли лист, распрямите его и широкой кистью красиво залейте поверхность листа. Затем немного подождите, чтоб ваш лист подсох и начинаем дальше работать тонкой кистью изображая свой пейзаж. После окончания работы, мы с вами организуем выставку ваших работ. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места,
контроль правильности выполнения приемов работы,
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
контроль объема и качества выполнения работы.
Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.
Закрепление материала.
Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чем мы говорили на уроке.
Вопросы для пройденного материала:
Жанр изобразительного искусства
Главное изображения пейзажа – это…
Известный русский художник-пейзажист.
Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке.
Известная картина И.И. Левитана.
Автор картины «Мокрый луг»
Автор картины «Ранняя весна»
Слайд №19.
Итог урока. Анализ работ
Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем).
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Какой же можно сделать вывод по уроку: Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.
Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Вывод – обобщение. Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского. «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя». Домашняя работа: Кроссворд.

Ключевое слово : «ПЕЙЗАЖ» Ответы: 1) В. Д. Поленов; 2) перспектива; 3) А. Дейнека; 4) композиция; 5) И. Левитан; 6) «Рожь».