Внеклассное мероприятие на тему Тропинками родного края(5-9 классы)




Разработка внеклассного мероприятия
«Тропинками родного края»
Участники игры:
пионеры среднего звена (5 – 8 классы),
ведущий – старшая пионерская вожатая
Предварительная подготовка к игре:
каждая из команд выбирает командира, готовит красочный маршрутный лист с указанием станций игры, разучивает колядки, русский народный танец, знакомится с лекарственными растениями своей области.
Оборудование: зал оформлен в русско-народном стиле (домотканые дорожки, рушники, )
Реквизит: плакат на котором изображены станции игры,
Работу команд оценивает жюри.
Цель игры:
воспитывать уважение к народным обычаям и танцам своего народа, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма,
способствовать развитию мышления и познавательной активности учащихся,
создать условия для формирования умений работать в группе;
дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.

















Игра начинается с построения всех участников игры. Лидер СПДПО объявляет о начале игры:
- Внимание! Пионерская игра «Тропинками родного края» объявляется открытой. Всем командирам доложить о готовности к игре и сдать маршрутные листы жюри.
Командиры команд по очереди сдают рапорт о готовности лидеру СПДПО и сдают маршрутные листы на оценку жюри.
Лидер СПДПО:
- Все маршрутные листы будут оценены независимым жюри. Удачи вам, ребята, в игре. Мы начинаем.
Члены художественной самодеятельности исполняют пионерский танец, означающий начало игры.

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить его обычаи, обряды, историю, культуру. А помогут нам сказки, пословицы, загадки, с которыми вы знакомились на уроках и на классных часах, читали в книгах, слышали по радио.
Ещё задолго до появления первой русской книги русский народ создал высокую культуру слова, ту литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, песни, сказки. В них народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень.
Итак, ребята. Сегодня у нас будет большая игра, тема которой – Россия, её быт, история, культура.
Игра будет проходить по станциям, которые вы видите на нашем маршрутном листе. Она будет чем-то похожа на спортивные соревнования, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях – кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы будет оценивать жюри.
(Представление членов жюри)
Наша первая станция «Башня загадок».
1-я станция «Башня загадок»
Ведущий подводит по очереди командиров команд к макету башни, где прикреплены листочки с загадками, рассчитанные на возраст участников. ребята должны прочитать загадку и отгадать без помощи команды.
5кл.
Голубой платок, алый клубок
по платку катается, людям улыбается. (Солнце)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды)
6 кл.
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
2. Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза)
3. Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только,
От него осталась долька. (Месяц)
Два брюшка – четыре ушка. (Подушка)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (Месяцы)
7 кл.
1. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он раскрылся, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое, пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
2. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)
3. Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза)
4. Без ног, а хожу,
без рук, а указываю. (Часы)
5. У матери двадцать деток, все детки – однолетки. (Наседка и цыплята).
8 кл.
1. Стоит городок –
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
2. Два отца и два сына
Нашли три апельсина
И разделили поровну.
И каждому досталось по целому.
Как же так могло быть? (Дед, отец, сын)
3. По чему муха ползает? (По потолку)
4. Кто утром ходит на четырёх ногах, в обед – на двух, а вечером – на трёх? (Ребёнок, юноша, старик)
5. Белый тулупчик, сшит без рубчика. (Яйцо)
Выступление жюри.


2 станция «Праздник скороговорок».
Звучит весёлая музыка, выходят два скомороха и танцуют, затем вручают командам пакеты, а в них разрезанные скороговорки.
Задача команд – собрать правильно скороговорку и быстро её проговорить.

5 кл. Ворона проворонила воронёнка.
6 кл. Полпогреба репы, полколпака гороху.
7 кл. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
8 кл. Карл у Клары украл кораллы. Клара у Карла украла кларнет.

Ведущий:
Сколько замечательных сказок придумано нашим русским народом. И какие они все добрые, поучительные. А вы хорошо знаете сказки? Любите их? А это мы сейчас проверим. Отправляемся на следующую станцию – «Поляна сказочников».

3 станция «Поляна сказочников»
1 этап.
На сцене - макет дерева с приклеенными на нём яблочками, под яблочками нарисованы сказочные предметы.
Ведущий:
На нашей тропинке, ребята, выросло чудо – дерево со
сказочными предметами, и пока вы не назовёте сказки, где
встречаются эти предметы, вы не сможете перейти на следующий
этап нашей станции.
Нарисованные сказочные предметы находятся на макете дерева под разноцветными яблочками. Для каждой команды свой цвет яблочка (для 5 класса – красный, для 6 – зелёный, для 7 – розовый, для 8 - жёлтый).

Предметы для команд:
5 кл. яйцо, перстень, печь, яблоня.
6 кл. месяц, рыбка, кувшинчик, баба-яга.
7 кл. сапоги-скороходы, лук и стрела, яблоко, дед Мороз.
8 кл. цветочек, лопата, варежка, зеркало.
Командам даётся 3-4 минуты на подготовку ответов.

Ведущий:
А пока наши команды срывают наливные яблочки и обдумывают свои ответы, я поиграю с нашими зрителями. Мы вспомним сказки А.С.Пушкина. Его сказки очень похожи на народные, но украшены блеском его таланта.

Вопросы залу:
1. Назовите все сказки А.С.Пушкина. (5 сказок: «Ск. о попе и его работнике Балде», «Ск. о золотом петушке», «Ск. о рыбаке и рыбке»,
«Ск. о мёртвой царевне», «Ск. о царе Салтане»)
2. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? («Ск. о золотом петушке»).

3. Какую песенку пела белочка в сказке А.С.Пушкина? («Во саду ли в огороде»)
4. В каких сказках Пушкина встречается цифра 3? («Ск. о царе Салтане», «Ск. о рыбаке и рыбке»)
5. В каких сказках Пушкин осуждает жадность? («Ск. рыбаке и рыбке», «Ск. о попе и его работнике Балде»).
За правильный ответ отвечающий получает поощрительный приз.
Ответы команд.
2 этап.
Каждая команда получает пакет, в нём – слова.
Ведущий: По этим словам вы должны узнать из какой сказки они взяты.
5 кл. Мачеха, две дочки (своя и падчерица), корзина, подснежники, принцесса, месяцы. («12 месяцев»)
6 кл. Отец, три дочери, золотой венец, волшебное зеркальце,)необыкновенный цветок, чудовище, замок, корабль. («Аленький цветочек»)
7 кл. Две розы, королева, северный олень, разбойники, принцесса и принц, ворона, карета. («Снежная королева»)
8 кл. Старик, внучка, кошка, охота, лес, снег. драгоценные камни, олень. («Серебряное копытце»).
Слово жюри.
Ведущий:
Хорошо вы знаете сказки. Вам можно становится волшебниками. А может вы и сквозь стены можете видеть? Сейчас мы это проверим.

4 станция «Интеллектуальное казино».
На сцену выносят чёрный ящик, в нём лежат различные предметы, связанные со святками, с щебетушками, с колядками.
Ведущий:
Вы должны узнать, что же в этом таинственном ящике, задавая наводящие вопросы. Предметы, которые находятся в ящике, связаны со святками, с щебетушками, с колядками. Помните, что жюри подсчитывает, с какого вопроса вы отгадаете свой предмет. Так что, чем меньше вопросов вам понадобится, тем больше баллов вы заработаете.
Предметы для команд:
5 кл. конфета
6 кл. маска
7 кл. веточка ёлки
8 кл. ёлочная игрушка.
Слово жюри.
Ведущий: Ух, после такого напряжения не грех и повеселиться. Айда петь колядки да щебетушки. Пришла Коляда накануне Рождества, а у нас станция пятая – «Музыкальная гостиная»

5 станция «Музыкальная гостиная»
Команды по очереди представляют домашнюю заготовку – инсценирование колядок.

Слово жюри.
Ведущий:
А сейчас проведём занимательную и познавательную викторину, ведь мы подошли к нашей 6 станции «Калейдоскоп».
Командам будут предложены слова и три пояснения к ним.. Задача команд выбрать правильное пояснение.
5 кл. Снегурочка –это
1. дочка деда Мороза
2. внучка деда Мороза
3. помощница деда Мороза.

В ночь с 13 по 14 принято было
1. гадать
2. ходить друг к другу в гости
3. пораньше лечь спать.

6 кл Маскарад – это:
1. бал, на котором примеряют маски;
2. бал, на который являются в масках и характерных костюмах;
3. нарядные люди, которые ходят колядовать.

Во время гадания девушки бросали за ворота
1. варежку
2. башмачок
3. зеркало.

7 кл. Рождество - это
1. рождение человека
2. христианский праздник рождения Христа
3. воскрешение Христа.

Коляда – это
1. старинный русский праздник
2. старинное женское имя
3. название русского народного танца.
8 кл. Святки – это
1. промежуток времени от Рождества до Крещения.
2. синоним слова «святость»
3. святые праздники.

Подблюдные песни – это
застольные песни
гадальные песни
песни про посуду.

Слово жюри.
7 станция «Юные художники».
У каждой команды на столах – ватман. Одновременно под музыку начинают рисовать картину на тему «Зимние забавы». Как музыка замолкает, команды прекращают рисовать и сдают свои рисунки жюри на оценку.
Слово жюри.

Ведущий:
Очень богат наш русский народ своими традициями, песнями, обрядами. Богат наш народ, да и как иначе. Ведь он живёт на щедрой русской земле. Чего только нет на ней, каких только полезных ископаемых в ней нет, каких только рек, лесов, лугов здесь не встретишь. А сколько цветов и трав на русских полях, всех и не перечислишь. А вы, ребята, попытайтесь всё–таки ответить на вопросы доктора Нехворайки. Итак, наша следующая станция «Поликлиника доктора Нехворайки»

8 станция «Поликлиника доктора Нехворайки»
Выходит доктор Нехворайка
Нехворайка:
Чтоб здоровенькими быть,
Много – много лет прожить,
Надо - надо медицину как науку полюбить.
Ведущий:
Ребята, доктор Нехворайка приготовил для вас вопросы, на которые вы должны ответить.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.



Ведущий:
Мы побыли на лугах русских, узнали много нового и интересного о травах, а теперь приближаемся к острову.
Станция «Остров Пантомимы».
Ведущий всем раздаёт карточки с описанием ситуации. Необходимо изобразить предложенную ситуацию.
5 кл. Я люблю свою лошадку,
Причешу её шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
6 кл. Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
7 кл. Матросская шапка, верёвка в руке,
Тащу я кораблик по быстрой реке,
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!»
8 кл. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки!

Ведущий: Молодцы, ребята. Весёлый праздник у нас получился. Ну а какой русский праздник без весёлой пляски.
10 станция «Плясовая».
Каждая команда исполняет подготовленный русский народный танец.
Заключительное слово жюри, награждение победителей.
Ведущий:
Вот и закончилось наше путешествие по тропинкам родного края. Много интересного рассказали нам они о нашей стране, о русском народе и его традициях. Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в игре, кто помогал в её подготовке и проведении. А на прощание, как и водится по-русскому обычаю, я хочу, чтобы вы все здесь присутствующие пожелали друг другу самого доброго, самого наилучшего. А поможет вам в этом макет большого белого облака – символ чистого мирного неба над нашей необъятной Родиной, на нём вы и сможете написать свои памятные пожелания друг другу, учителям, школе.
Звучит гимн ДПО «Свою Родину не забывай».
Лидер СПДПО объявляет о конце игры «Тропинками родного края».
15