Краткосрочный план урока в 9 классе, тема:Растворение и растворы, практическая работа «Ионные реакции в растворах»


Раздел долгосрочного плана:
9.3А: Растворение и растворы Школа: НИШ ХБН Атырау
ФИО учителя: Махмуда Б.РКласс: 9 Количество присутствующих: отсутствующих:Тема урокаПрактическая работа № 6 «Ионные реакции в растворах»
Цели обучения (9.3А) уметь выразить уравнения реакций, протекающих в растворах в ионной
форме
Цели урока - сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена;
- продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов;
- сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.
Критерии успеха
Применение знаний Учащийся достиг цели обучения, если записывает:
уравнения в молекулярной форме ионное уравнение реакции сокращенное ионное уравнение реакции
Языковые цели
Учащиеся должны:
- уметь выразить уравнения реакций, протекающих в растворах в ионной форме
Предметная лексика и терминология: соединения, растворители, вещества, растворяться
растворимый и нерастворимый, ионный, ковалентный, в целом, большинство, некоторые
Серия полезных фраз для диалога/письма:
X растворяется в Y, а Z не растворяется
Почему X производит/не производит Y?
Как правило/в общем/некоторые X растворяются в Y
Ионные вещества не растворяются в X, потому что
Правило состоит в том, что…
Привитие
ценностей
Уважение по отношению к себе и окружающим:
- ведение здорового образа жизни
Сотрудничество:
- групповая работа на уроках формирует у учащихся уважение друг к другу
Межпредметные
связи Физика
Биология
ПредварительныезнанияКислоты и щелочи (6.2C)
Вода как растворитель (6.2B)
Простые химические реакции (7.2A)
Растворы и растворимость (7.3C)
Вода (8.4C)
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
1-5 мин
Психологический настрой
Метод «Фруктовый сад»
Цель – результаты применения метода для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются стикеры: яблоки и лимоны.
Середина урока
6-14 минут
15-25 мин
26-40 мин
41-75 мин Разделение на группы
Беседа « Правила Т\Б»
Напишите какие ионы образуются при диссоциации следующих веществ:
HF, Mg(OH)2, Zn(NO3)2,Ba(OH)2, K2SO4, H2SiO3, FeI3,NiCl2,H3PO4,Ca(OH)2,Na2CO3,HNO3,KOH, Ba(OH)2, H2SO3,Ca(NO3)2,Ca3(PO4)2,H2S,NaOH,HBr , Fe(OH)2
Группа№1 кислот
Группа №2 оснований
Группа №3 солей
Обсуждение:
Все данные вещества диссоциируют на ионы?
Чем отличаются процессы диссоциации кислот, оснований и солей друг от друга?
Группы обмениваются листами оценивания по кругу и проверяют работы, затем представитель группы знакомить с результатами проверки.
Показ рисунка на слайде презентации:

По рисунку составьте уравнение реакций, протекающий в растворах в ионной форме, используя символы ( (тв), (ж), (г), (водн).
Обсуждение результатов
Разделение учащихся на пары
Изучение инструкции учащимися
На 30 минуте: Физкультминутка для глаз
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок
Крепко глазки зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
Инструкция к практической работе:
Даны растворы солей, кислот и щелочей в пронумерованных пробирках
Выберите реагенты для ионных реакции протекающие с выделением осадка, газа или образованием воды
Проведите эксперимент по предполагаемым реакциям.
Заполните записи наблюдений по шаблону:
Название:
Цель:
Введение:
Метод:
Реактивы:
Оборудование:
Гипотеза:
Результаты:
Оформление таблицы
Номер опыта Молекулярное уравнение реакции Полное ионное уравнение Сокращен
ноеионное
уравнение Что наблюдали
Вывод:
Обсуждение / оценка / Методы совершенствования:
Ссылка / Библиография:
Обсуждение:
В каких случаях реакции между электролитами идут до конца?
Чем объясняется особые свойства электролитов?
Почему необходимо соблюдать меры предосторожности при побелке помещений известью? Лист оценивания
Слайд презентации
видео ионных уравнений:
http://www.youtube.com/watch?v=BQFykq21T0Eинструкции
слайд http://www.pandia.ru/text/77/506/2565.php
http://dwb4.unl.edu/chemistry/dochem/DoChem063.html
инструкции
76-80 В завершении урока учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Домашнее задание http://festival.1september.ru/articles/614648/Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Во время выполнения групповой работы учащиеся смогли сделать краткий анализ работ одноклассников из других групп и смогли разобрать наиболее типичные ошибки Здоровье сберегающие технологии.
Использовала физминутку и активные виды деятельности.
Вспомнили и повторили правилы техники безопасности на данном уроке.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Для повышения мотивации в начале урока применила метод «Фруктовый сад» для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Учащимся данный метод позволил более четко определится со своими образовательными целями, быстро и с удовольствием записывали на яблочных и лимонных стикерах свои ожидания и опасения, это, в свою очередь, помогло мне их знать и учитывать в дальнейшем на уроке. Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Приложение №1
ФИО _______________- Класс_________________ Дата______________
Практическая работа №6 «Ионные реакции в растворах»
Цель обучения: (9.3А) понимать, что при растворении соединений в воде они ионизируются Критерии успеха : Учащийся достиг цели обучения, если записывает: уравнения в молекулярной форме полное ионное уравнение реакции, сокращенное ионное уравнение реакции
Деление на группы:
№ 1 растворы: сульфата натрия, нитрата серебра , хлорид бария, карбоната натрия, гидроксида калия
№ 2 растворы: хлорида железа(ІІІ), гидроксида натрия, нитрата кобальта, соляной кислоты, карбоната натрия
№ 3 растворы: хлорида меди ,гидроксида бария, нитрата серебра, азотной кислоты, карбоната натрия
№ 4 растворы: нитрата серебра, хлорид бария, сульфат железа(2),гидроксид натрия, соляная кислота
№ 5 растворы: нитрата серебра, карбоната натрия, сульфат меди, фосфорная кислота, гидроксид калия
Инструкция:
Даны растворы солей, кислот и щелочей в пронумерованных пробирках
Выберите реагенты для ионных реакции протекающие с выделением осадка, газа или образованием воды
Проведите эксперимент по предполагаемым реакциям.
Заполните записи наблюдений по шаблону:
Название:
Цель:
Введение:
Метод:
Реактивы:
Оборудование:
Гипотеза: Если,
Результаты: в виде таблицы
№ Молекулярное уравнение реакцииПолное ионное уравнениеСокращенное ионное уравнениеЧто наблюдалиВывод:
Обсуждение / оценка / Методы совершенствования:
Ссылка / БиблиографияПриложение № 2 Лист оценивания групп
(9.3А) понимать, что при растворении соединений в воде они ионизируются
Группа №_______________ Имена членов группы___________________________________
№ формула Процесс диссоциации
Вывод Знание и понимание
понимает, что соединение при растворении в воде образует ионы;
правильно составляет 4-5 соединений в ионной форме