Рабочая программа по программе Начальная школа 21 века 2 класс Изобразительное искусство

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2016 г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».
Для реализации программы используются :
1.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -4-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2016.
2.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2016.

Данная программа рассчитана на 34 часf, 1 час в неделю, 34 учебных неделb.
В авторскую программу изменения не внесены, добавленный час углубляет одну из тем.

Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование целостного, гармонического восприятия мира;
активизацию самостоятельной творческой деятельности;
развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты обучения:
целостное, гармоничное развитие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



Учебно-тематический план
№п/п
Содержание программного материала
Количество часов на тему или раздел

1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
17

1.1
Что значит быть художником.
1

1.2
Предметный мир.
4

1.3
Многообразие открытого пространства.
8

1.4
Волшебство искусства.
4

2
Развитие фантазии и воображения
12

2.1
О чем и как рассказывает искусство?
Художественно-выразительные средства.
12

3
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
6

Итого

35


Содержание программы.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 ч)
1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму
3. Зависимость цветовой гаммы от содержания темы.
4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй план.
9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
13. Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция.
14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.
Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве.
15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
Развитие фантазии и воображения (12 часов)
1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение  условие развития фантазии и воображения.
2. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение-условие развития фантазии и воображения.
3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы.
4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
5. Тематические композиции  передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса.
6. Бумажная пластики. Художественное конструирование несложных форм предметов.
7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции.
8. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.
9. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
10. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства.
11. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, стихе, слове и народной речи.
12. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства.
2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
4. Писатель  художник книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
Красота произведений декоративно-прикладного искусства.
6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.





Требования к уровню подготовки обучающихся:
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного - двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
- различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно - творческой деятельности специфику стилистики  произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.

Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы,  различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно - практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.  

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ второклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.

Оценка "5" 
учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4" 
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболеехарактерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2" 
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.


Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема урока

Тип урока
Вид контроля
Дата
Домашнее задание

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

1.
Что значит быть художником.
Свободное рисование на тему
«За лесами, за горами».
Урок вхождения в новую тему.
Текущий
01.09.2016


2.
Предметный мир.
Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Ковер-самолет».
Урок- исследование.

Текущий

08.09.2016


3.
Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Живые листья».
Урок- исследование
Текущий

15.09.2016


4.
Рисуем натюрморт.
Рефлекс в изобразительном искусстве.
Урок изучения
нового материала.
Текущий

22.09.2016


5.
Что могут рассказать вещи о своем хозяине.
«Интерьер жилища сказочного героя».
Урок повторения и обобщения знаний.
Текущий

29.09.2016


6.
Многообразие открытого пространства.
Открытое пространство и
архитектура.
«Я путешествую».
Урок изучения
нового материала.
Текущий
06.10.2016



7.
Чувство и цвет.
«Моя улица утром и вечером».
Комбинированный урок.
Текущий

13.10.2016



8.
Архитектура в открытом пространстве.
«Дом и окружающий его мир природы».
Урок-игра.
Текущий.

20.10.2016



9.
Осознание красоты и необычного в природе.
«Куда ты, тропинка, меня привела».
Урок- путешествие.
Текущий

27.10.2016



10.

«Сказочное пространство».

Комбинированный урок.
Текущий

10.11.2016



11.
Пространственная среда в архитектуре.
«Город на сказочной планете».

Урок- фантазия.
Текущий

17.11.2016


12.
Объемно-пространственная композиция.
«Комната сказочного героя».
Урок повторения и обобщения знаний.
Текущий
24.11.2016


13.
Архитектурный проект.
Проект «Детская площадка».
Урок-проект.
Текущий
01.12.2016


14.
Волшебство искусства.
«Мой первый кукольный театр».
Урок вхождения в новую тему.
Текущий
08.12.2016


15.
Декоративная композиция.
«Фантастический замок» (пластилин, камни, ракушки, проволока и др. материалы).
Урок изучения нового материала.
Текущий
15.12.2016


16.
Симметрия в декоративно- прикладном искусстве.
«Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги).
Урок закрепления знаний.
Текущий
22.12.2016


17.
Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве.
«Подражание мастеру. Лепим игрушки».
Урок повторения и обобщения знаний.
Рубежный
29.12.2016


Развитие фантазии и воображения

18.
О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства.
«Заколдованный лес»
(живопись и графика).
Урок вхождения в новую тему.

Текущий
12.01.2017


19.
О чем говорят на картине цвета?
«Настроение», «Зимние игры», «Из теплой комнаты смотрю на падающий снег».
Урок- исследование.
Текущий
19.01.2017


20.
Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов».
Комбинированный урок.
Текущий
26.01.2017


21.
Портрет с натуры
«Моя мама, мой папа».
«Мой одноклассник»
Комбинированный урок.
Текущий
02.02.2017


22.
Бумажная пластика.
«Карнавальные маски».
Комбинированный урок.
Текущий
09.02.2017


23.
Графическая иллюстрация к любимой сказке.
«Огниво».
Комбинированный урок.
Текущий
16.02.2017


24.
Контраст.
«Черно-белая планета»
Комбинированный урок.
Текущий
02.03.2017


25.
Пятно и тон как средства выразительности.
«Тучки небесные»
Комбинированный урок.
Текущий
09.03.2017


26.
Штрих как средство выразительности в графике.
«Вальс».
Комбинированный урок.
Текущий
16.03.2017


27.
Пейзаж. Смешанная техника. «Весенний пейзаж».
Урок повторения и обобщения знаний.

Рубежный
23.03.2017


28.
Набросок.
Животные в произведениях художников.
Комбинированный урок.
Текущий
06.04.2017


29.
Передаем движение в аппликации.
Коллективная работа
«На переменке».
Урок-проект.
Рубежный
13.04.2017


Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

30.
Виртуальная экскурсия
«Музеи мира».
Урок-
путешествие.
Текущий
20.04.2017


31.
Бумажная пластика
«Дерево».
Комбинированный урок.
Текущий
27.04.2017


32.
Сюжет в скульптуре.
«Человек и животное».
Лепим по наброску.
Комбинированный урок.
Текущий
04.05.2017


33.
Коллективная работа
«Весенние ручьи».
Урок-проект.
Защита проектов.
Итоговый
11.05.2017


34.
Природные формы в архитектуре.
Симметрия в природе и искусстве.
Орнамент.
Выставка лучших работ.
Комбинированный урок.
Текущий
18.05.2017














Заголовок 215