Урок 2. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР (Ладыженская)


Урок 2Обрядовый фольклор
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с образцами обрядового фольклора, с манерой исполнения колядок, масленичных песен, праздниками и обрядами, которые сохранились в наше время и передаются из поколения в поколение; способствовать формированию представления об обрядовом фольклоре; содействовать воспитанию заинтересованности учащихся старинной русской обрядовой культурой.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: 
 познавательная сфера: иметь представление об обрядовом фольклоре, о своеобразной манере исполнения обрядовых песен, колядок, о композиции колядок; владеть литературоведческой терминологией;
 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, исполнительского мастерства обрядовых песен, рецензирования репродукций картин, умениями устного рецензирования выразительного чтения и исполнения обрядовых песен, устного рассказа, ведения диалога;
 эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы; понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественного образа.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, уважительное отношение к русской литературе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, Интернете, справочной литературе; анализировать найденную информацию; использовать ее в самостоятельной деятельности;
 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;
 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, рассказ, устное рецензирование исполнительского мастерства), индивидуальная (сообщения учащихся, выразительное чтение (исполнение) песни).
Интернет-ресурсы:
1. Литература. 6 класс. – Режим доступа : http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_6_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
2. Трутовский, Константин Александрович. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Трутовский,_Константин_Александрович
Оборудование: репродукция картины К. А. Трутовского «Колядки в Малороссии» (1864), книжная выставка «Обрядовые песни русского народа».
Основные понятия и термины: обряд, обрядовый фольклор, обрядовая песня.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи «В дорогу зовущие».
Ответы на вопросы 2–3 учебника, с. 5.
II. Изучение нового материала.
1. Запись в тетради даты, темы урока.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
– Сегодня мы будем говорить об обрядах, обрядовом фольклоре, обрядовых песнях. Расширим наши знания о фольклоре, который сопровождал жизнь народа и в праздники, и в будни, был важной частью быта.
3. Слово учителя.
– Любое событие, происходящее в жизни людей: рождение ребенка, свадьба, крестины или пахота, сбор урожая, рождественский праздник, – все обыгрывалось народом. Во время самих обрядов исполнялись песни, которые были частью этих обрядов. Речь идет о календарно-обрядовых песнях.
4. Календарно-обрядовые песни.
– Знаете ли вы, что такое обряд, обрядовая песня?
Учащиеся делают записи в тетрадях:
Обряд – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовая песня – песня, сопровождающая обряд.
– Как вы понимаете словосочетание «обрядовый фольклор»?
Учащиеся в тетради записывают определение:
Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов.
– Как вы понимаете сложное слово «календарно-обрядовые»? (Высказывания учащихся.)
– Вы правы, периодизация обрядовой поэзии построена по временам года. Календарно-обрядовые песни как древнейший вид народного творчества тесно связаны с сельскохозяйственным календарем, то есть распорядком работ по временам года.
Рождественские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный цикл от другого.
Колядование начиналось в канун Рождества – 24 декабря.
Что такое колядование? Колядки? Колядовать? Коляда?
Учащиеся в тетради записывают определение:
Колядки – особые величальные песни, исполнявшиеся во время зимних святок.
– Необходимо обратить внимание на особую манеру исполнения колядок. Вот как описывает известный украинский и российский музыковед-фольклорист Климент Васильевич Квитка исполнение парубками и девушками колядки, записанной им в 1898 году в одном из украинских сёл: «Парубки держались во время колядования очень серьезно и строго, девушки – непринужденно, но скромно. Лица парубков выражали сознание важности совершаемого действия и сосредоточенность... На лицах девушек я не заметил следов какого-либо подъема, праздничного настроения, переживаний художественного порядка... В их манере держать себя и в выражении лиц главное было – благопристойность».
Совпадает ли ваше представление о манере исполнения колядок в русских селах и колядок украинских? (Высказывания учащихся.)
– Какие колядки вы знаете? Что можете сказать о композиции колядки?
Композиция колядки такова:
1. Приход праздника.
2. Характеристика дома.
3. Величание хозяев.
4. Просьба об угощении.
5. Обещание наградить хозяев.
6. Угроза.
– Рассмотрим известную вам колядку с точки зрения композиции.
5. Сообщение учащегося «Рождество Христово – светлый и радостный праздник». (См. Ресурсный материал.)
Вопрос для беседы:
– Вы услышали рассказ о том, как в Рождество «мальчики ходили по улицам и славили Христа». Какие песни они пели?
6. Сообщение учащегося «Старая знакомая – Масленица». (См. Ресурсный материал.)
Вопросы для беседы:
– Чем отличаются масленичные песни от колядок?
– Что вы еще знаете о Масленице?
– Какие подробности вам хотелось бы узнать о Масленице и масленичных песнях?
7. Работа над иллюстрацией Б. Кустодиева «Масленица» (1919).
Вопросы для беседы:
– С какими красками, на ваш взгляд, ассоциируется масленица?
– Какое впечатление произвела на вас иллюстрация картины Б. Кустодиева «Масленица»?
8. Сообщение учащегося «18 июня – день Святой Троицы». (См. Ресурсный материал.)
Вопросы для беседы:
– Чем для вас интересно данное сообщение о Троице?
– Чем вы можете дополнить докладчика?
9. Работа над иллюстрацией Е. Юркина «Хоровод на Троицу», Е. Биткина «Хоровод», П. Суходольского «Троицын день».
– Рассмотрим репродукции картин Е. Юркина «Хоровод на Троицу», Е. Биткина «Хоровод», П. Суходольского «Троицын день». Как они дополняют ваше представление о Троице?
III. Обращение к фонохрестоматии.
– Прослушайте актерское исполнение колядок и масленичных песен.
Вопрос для беседы:
– Какие из прослушанных вами песен наиболее интересны, почему?
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Чем интересен и полезен для вас был урок?
– Что, на ваш взгляд, не получилось из задуманного и почему?
Домашнее задание.
1. Прослушать по фонохрестоматии масленичные песни и ответить на вопросы на с. 12.
2. Выучить наизусть песню (по выбору), приготовить выразительное чтение или исполнение песни.
Ресурсный материал
Рождество Христово – светлый и радостный праздник
Рождественские обычаи
Рождество было любимым праздником на Руси – ведь родился Младенец Христос!
В Рождество начинался веселый пир горой, но до этого шел большой сорокадневный пост, когда люди добровольно ограничивали себя в пище. В его последний день – сочельник – постились до появления первой звезды.
В сочельник ели лепешки, которые называются сочнями, и сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, – сочиво. Угощения со стола не убирали до утра. Считалось, что в это время дух покойных родителей тоже пребывает за столом.
К сочельнику хозяйки тщательно прибирали дом, пекли хлеб, ходили в баню, шили новую одежду...
В первый день Рождества дети и парни с девушками ходили с рождественской звездой. Эта звезда должна была напоминать Вифлеемскую – ту, которая зажглась на небе, когда Иисус Христос родился, и указала волхвам дорогу к пещере Новорожденного. Звезда делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась свечами. Мальчики, прогуливаясь по улице, поворачивали звезды в разные стороны и пели песни, в которых славили Христа. За свое пение славильщики получали подарки.
С нетерпением ждали на Рождество и вертепщика – хозяина кукольного театра – вертепа. Вертеп был похож на кукольный дом с двумя-тремя этажами, на верхнем ярусе которого размещалось небо, ангелы и пещера, а на нижнем – дворец и трон царя Ирода. Кукол из дерева или глины крепили на стержнях, чтобы их можно было двигать. Вертепщик – кукольник сам озвучивал все роли, прячась позади ящика.
Сначала в вертепе разыгрывалась история о том, как «свет пришел в мир» – произошло чудо рождения Божественного Младенца. А потом приходил черед веселых сценок из обычной жизни, высмеивающих жадность, глупость и другие пороки.
Праздник возле елки
Для детей главным событием на Рождество был праздник возле елки. По легенде, пальма, маслина и елка, которые росли возле пещеры Новорожденного, тоже хотели поприветствовать Младенца. В отличие от пальмы и маслины, елочке нечего было подарить Малышу, и она очень расстроилась. Тогда Ангел решил ей помочь. Он дал знак, и с неба прямо на зеленые ветви елки начали скатываться звездочки. Когда утром маленький Иисус проснулся, Он, улыбаясь, протянул руки к нарядной елке: она понравилась Ему больше остальных деревьев.
Старая знакомая – Масленица
Как закликали весну
Вот-вот наступит весна, а вместе с нею – самый главный праздник на православной Руси – Пасха, когда Христос воскреснет из мертвых!
Давным-давно поменялась вера наших предков, а Масленица все равно осталась. Ведь они по-прежнему были земледельцами-крестьянами и, как много тысяч лет назад, ждали весну-красну!
А чтобы зима не загостилась, они закликали весну, как делали это много тысяч лет: «Ступай, Масленица, за солнцем, за летом, зови его к людям!» А надоевшую зиму гнали, забыв про вежливость: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное!»
Целую неделю длился самый веселый на Руси праздник.
Маслена! Маслена! Куда ты идешь?
Потеряла лапоточки, не найдешь!
С этой песенкой ребятишки бегали от одного двора к другому и собирали старые большие лапти, которые можно было надеть на валенки и кататься с гор.
А взрослые приглашали друг друга в гости – на блины.
Блин – младший брат солнышка. Правда, очень юный. Раньше-то на Масленицу пекли лепешки. Но наши предки уже научились молоть зерно. Да и само зерно изменилось, за тысячелетия люди вывели новые – культурные злаки: рожь, пшеницу... Блины получались тонкие, масляные.
Блины в масленицу
Блины в Масленицу – самая главная русская еда. Хозяйки начинали их печь с понедельника. Как и в древние языческие времена, первым блином всегда поминали усопших. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюха не расколет». Тем более что Масленица – последняя неделя перед Великим постом, предваряющим Пасху. Уже нельзя есть ни мясо, ни рыбу, а вот молоко, масло, сыр – пожалуйста! Но закончится праздник, и стол станет скудным, настанет пора молитвы и покаяния – надо очиститься перед великим праздником Пасхи – Светлым Христовым Воскресением. Так что на Масленицу ели от души!
К четвергу праздник набирал силу. Этот день назывался Широкая Масленица. На площадях открывались балаганы, начиналось катание на санках с ледяных гор. С песнями и шутками возили на санях и саму Масленицу – большую куклу из соломы. Скоморохи, шуты, ряженые ходили по улицам, веселя народ. Устраивались кулачные бои и взятие снежного городка. И, само собой, никто в этот день не сидел дома.
Последний день масленицы – Прощеное Воскресенье
Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день православные прощали друг другу обиды, как учил Христос. В преддверии Великого поста, стараясь очиститься от греха, все просили прощения.
«Прости меня!» – говорили люди друг другу. И отвечали: «Бог простит».
Так кончался праздник:
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает Великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Масленицу праздновали и в деревнях, и в городах, и в крестьянских избах, и в царских дворцах. В XVIII веке в Москве было три особо пышных празднования масленицы: в 1722 году Петр I снарядил масленичный поезд из Всесвятского села прямо в Кремль и пировал четыре дня; императрица Елизавета открывала Масленицу в селе Покровском; императрица Екатерина II после своей коронации три дня праздновала на Масленицу маскарад на городских улицах.
Масленица как бы соединяла зиму и лето. Когда-то ее праздновали ближе к весне, но церковники установили долгий семинедельный Великий пост перед весенним праздником Пасхи, и во время этого поста запрещались всякие увеселения.
«Что ж, пост не мост, можно и объехать», – сказал народ.
Пост оттеснял Масленицу назад, ближе к зимним месяцам, но это не помешало людям и в городах, и тем более в деревнях, где старина хранилась особенно прочно, справлять по установившимся традициям привычный древний праздник. Только в некоторых масленичных песнях под влиянием быта появились упоминания о посте.
Масленица обычно приходилась на конец февраля.
«Вьюги да метели в феврале налетели», «В феврале зима с весной встречается впервой», – говорил народ, ощущая, как сквозь февральские бураны нет-нет да и проглянет луч солнца или дохнет ветер – еще не теплый, но уж и далеко не такой морозный и резкий, как в январе.
18 июня – день Святой Троицы
Что обозначает обновление жизни?
Зелень обозначает обновление. И леса, и поля, и церкви, и дома – все вокруг зелено на Троицын день. В церковь на Троицу все ходили с цветами, травами и ветками. Освященные растения несли домой и раскладывали в разных местах. В амбаре ветки отпугивали мышей, на чердаке – защищали дом от пожаров, под подушкой – помогали избавиться от страшных сновидений. Верили люди: троицкой зеленью можно вылечить человека.
После службы все спешили к березам. «Красавица на поляне в белом сарафане, в зеленом полушалке» была в центре праздника.
Считалось, что в Троицу в ветвях березы поселялись души умерших родственников. Береза – подружка, кума, и под ее ветвями в Троицу можно загадать желание.
Круглый год по всей России запрещалось ломать это священное дерево, кроме Троицына дня, когда березу срубали, украшали лентами, бусами, наряжали в крестьянскую одежду и обходили с ней избы и поля, чтобы она передала им свою силу. Из березовых веток женщин и девушки плели венки, добавляя в них все цветы, которые успевали к тому времени распуститься. Венки бросали в реку, напевая:
Венок мой березовый,
Плыви – не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.
Куда поплывет венок – в той стороне жених найдется, если тонет – милый изменит, столкнется с другим венком – готовься, девица, к замужеству.
Как русские цари праздновали Троицу?
Во времена Московской Руси в Троицын день царь обязательно «являлся народу». На государе был особый – парадный – наряд. Впереди шествия на ковре несли цветы. Царское место все было застлано травами и цветами.
Царевны и боярышни, как и простые девушки, водили хороводы, правда, под присмотром мамушек. Для их развлечения присылались скоморохи и сенные девушки.
Все хороводные песни на Троицу про березу:
Под тобой, березонька,
Не мак цветет,
Не огонь горит –
Красны девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют.
В Троицу девушки проверяли, не рассыпались ли у березы ветки, которые они завили. Если крепкий получился узелок, то и парень будет крепко любить. После гадания косы березке расплетали. Расставаясь с ней, пели грустные песни.