Урок на тему Зимние календарно-обрядовые песни


Тема урока: Зимние календарно–обрядовые песни.
Цель: Обогатить представление учащихся о календарно – обрядовых песнях зимнего цикла, определить их роль в обряде встречи Нового года.
Задачи:
Обучающие: расширить знания учащихся о календарно – обрядовых песнях зимнего цикла, ознакомление с новой песней, повторение нотной грамоты.
Развивающие: развитие образного восприятия музыки, развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные: воспитание уважения к обрядам и традициям русского народа, любовь к народной музыке, труду.
Тип урока – комбинированный.
Наглядно-дидактические средства;
Элементы костюмов;
Маски животных;
Шумовые музыкальные инструменты;
Музыкальный материал: фонохрестоматия 1,4 классы.
Т.С.О.: магнитофон, телевизор.
Ход урока.
Вход в класс под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Музыкальное приветствие: «Добрый день, добрый час! Любит музыку наш класс!»
Садитесь, ребята. Скажите,пожалуйста, в чьём исполнении прозвучала музыка, под которую вы вошли в класс?
Правильно: в исполнении оркестра русских народных инструментов. (Слайд 1)
- А почему он так называется?
- Да, потому что в его состав входят инструменты (перечислить)
- А какая по характеру эта музыка? Где она может звучать?
- На праздниках.
- Правильно. Ребята, а какие народные праздники вы знаете и с чем они связаны?
- Праздник жатвы, Рождество, Новый год, Масленица, Ивана Купала. Они связанные с событиями, происходящими в жизни людей зимой, весной, осенью и летом.
- Да, ребята, и каждый праздник сопровождается особыми обрядами, для которых создавались особенные песни. Получался своеобразный песенный календарь. Так и возникло современное название этих фольклорных произведений – календарно-обрядовые песни.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о календарно-обрядовых песнях зимнего цикла, определим их роль во время празднования встречи Нового года.
Когда зима лютовала с особой силой, люди с надеждой смотрели на солнце и ожидали его поворота на лето, устраивая в канун «поворота» (25 декабря) большой зимний праздник Коляды. Название его произошло от латинского слова «календэ», обозначавшего у римлян первый день месяца, а также праздник Нового года. Люди с шутками, прибаутками ходили группами от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песни – колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома. В ответ колядующих полагалось угощать одаривать подарками.
-Ребята, знаете ли вы колядки?
(Дети рассказывают 3-4 колядки)
Накануне Нового года отмечали Щедрый вечер. И снова юноши и девушки ходили от дома к дому, желали хозяевам щедрого вечера, хорошего здоровья, богатого урожая.
-Вспомните такие пожелания.
(Дети рассказывают 2-3).
-Да, ребята, эти пожелания назывались щедровками, или люди призывали щедрость природы.
Пожалуйста, пожалуйста, щедровку в обработке известного украинского композитора Н.Д. Леонтовича (Слайд 2) и скажите, какие пожелания прозвучали в ней.
Так же, подумайте, в чьем исполнении она прозвучала: солиста или хора.
Звучит «Щедрик»
-Итак, ребята, какие пожелания прозвучали в этой песне?
-Правильно, пожелания семейного счастья, благополучия.
-В чьем исполнении она прозвучала?
-В исполнении детского хора.
-Назовите, пожалуйста, особенности этой песни.
-Повторение интонации.
-Да, основу всей мелодии составляет одно «зерно-интонация» из 4-х звуков.
-Правильно, мелодическая.
-Давайте споем песню по Нотной записи.(Слайд 3)
(Поют)
-Определите, сколько долей в такте?
-Три доли.
-Теперь споем со словами и продирежируем.
В каждом доме хозяева были рады приходу ватаги щедрующих- это считалось хорошей приметой, предвещало богатый урожай и благополучие. Но перед тем, как войти в дом, нужно было получить приглашение. И вот, зайдя во двор хозяев, щедровальщики пели под окнами.
-Послушайте одну из таких песен «Добрый вечер, щедрый вечер»
Исполняется песня.
-О чем в ней говорится?
(Дети отвечают)
Давайте внимательно прочитаем текст. А теперь проговорим его четко, вполголоса, в ритме песни.
-Посмотрите на нотную запись песни. Из скольких предложений она состоит?
Они подобны или различны?
(Верно, из 2-х предложений, они различны).
Давайте просольфеджируем и покажем рукой движение мелодии.
(поют по нотной записи мелодии. Слайд 4)
А теперь послушайте мелодию со словами. Обратите внимание на распевание слогов, эта особенность свойственна народным песням
(Исполняется 1 куплет)
- А теперь споем вместе
(Дети поют)
На следующем уроке мы продолжим работу над этой песней.
Итак, ребята, войдя в дом хозяев, щедровальщики исполняли величальные песни всем членам семьи. Если в доме была девушка на выданье, ей пели щедровку, восхваляя красоту, трудолюбия. Именно такой и является песня, которую вы знаете «Павочка ходит»
Давайте, исполним с движениями.
Молодцы, садитесь.
Неизменными участниками новогодних ватаг были костюмированы персонажи! Маланка (мальчик, одетый в наряд девочки), Василий ( девочка, переодетая в наряд мальчика), дед- поводырь с Козой (символом плодородия и достатка), а также Чёрт, Медведь, Цыган каждый из персонажей исполнял свои ролевые действия: Коза прыгала по дому и пугала рогами детей. Маланка - устанавливала в доме новый «лад», вызывает смех у присутствующих.
Хозяева в это время угощают гостей. Поблагодарив за гостеприимство, дети бегут дальше.
Давайте представим себя щедровальщиками и устроим небольшой праздник.
- Кто хочет поучаствовать?
Вызывают несколько детей, которые надевают атрибуты костюмов.
- Представьте, что мы пришли в новый дом. Что будем делать?
- Спросим разрешение войти.
- Правильно, все вместе исполним песню.
«Добрый вечер , щедрый вечер» (1-2 куплета)
- Вошли в дом, что будем желать хозяевам?
(Читаются 1-2 щедровки).
- В доме живёт молодая красивая девушка.
-Поём ей песню «Павочка ходит».
Молодцы, ребята, хозяева будут вам очень благодарны. А попрощаемся с ними песней, которую вы хорошо знаете. А чтобы она прозвучала красиво, празднично, возьмем в руки наши шумовые инструменты.(Слайд 5)
Все поют песню «Сею, сею, посеваю , с Новым годом поздравляю».
Итак, ребята, сегодня на уроке мы говорили о календарно-обрядовых песнях зимнего цикла – колядках и щедровках, об их роли в обряде встречи Нового года. На следующем уроке мы продолжим разговор о Новогодних традициях и обрядах. А я вас попрошу дома нарисовать, какими вы представляете колядников и щедровщиков, и записать 1 куплет разученной песни.
Оценки за урок.
Спасибо, ребята, урок окончен. Под весёлую музыку дети выходят из класса.