Доклад на совещании учителей на тему:Психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения

Психолого-педагогические показатели
разграничения степеней умственной
отсталости у детей на начальном
этапе школьного обучения.

Учебно-воспитательный процесс в специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида начинается с внимательного изучения поступившей документации: медицинской, педагогической, психологической, материалами обследования и заключения ПМПК, которая комплектует эти учреждения.
Педагоги должны уметь анализировать данную документацию, чтобы строить дальнейшую работу с ребёнком максимально, учитывая и развивая его возможности. Медицинский диагноз ставят врачи, которые в настоящее время используют Международную классификацию болезней 10-го пересмотра. В этой классификации, адаптированной для нашей страны, чётко определены степени умственной отсталости.
Выделяется: лёгкая умственная отсталость: F-70; умеренная умственная отсталость: F-71; тяжёлая умственная отсталость: F-72; глубокая умственная отсталость: F-73.
Безусловно, в зависимости от степени умственной отсталости, а также от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка будут определяться формы и методы его воспитания и обучения.
Необходимо отметить, что в последнее время изменился состав учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Теперь в эти школы принимаются не только дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости, но также дети с тяжёлыми формами интеллектуального недоразвития. В зависимости от школьных условий дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью могут обучаться в отдельных классах, либо могут быть интегрированными в классы для детей с лёгкой умственной отсталостью. Обучение детей идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
Следует отметить, что важнейшим показателем уровня психофизического развития ребёнка является его способность к обучению. Способность к обучению формируется у ребёнка через взаимодействие со взрослыми в любой деятельности: бытовой, игровой, учебной, трудовой и т. д.
При характеристике каждой категории детей по указанным ниже параметрам отмечаются такие проявления как: произвольность психических процессов, наличие интереса, эмоциональное реагирование, волевые усилия и иные проявления личности. Приведу параметры, раскрывающие возможности ребёнка, которые следует учитывать педагогу в учебном процессе.
Физическое развитие.
Соответствие физического развития возрастной нормы. Наличие и характер отклонений в развитии.
Двигательная сфера.
Состояние крупной моторики (осанка, походка, координированность, темп, быстрота и ловкость движений); мелкой моторики (захват предметов, мышечные усилия, сочетания моторных движений и разных частей тела).
Бытовые навыки.
Овладение навыками самообслуживания (гигиенические навыки, одевание, еда).
Социальный опыт.
Сведения о себе, семье (способность выделить членов семьи). Ориентировка в окружении (пространстве, во времени, узнавание людей из ближайшего окружения, умение войти в ситуацию). Владение правилами поведения в быту.
Способность к общению.
Контакт со взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию.
Способность к деятельности.
Принятие инструкции к заданию. Манипуляции, предметные действия. Способность к самостоятельной деятельности (целенаправленность, последовательность и логичность действий, продолжительность), проявление интереса (устойчивость), самоконтроль, завершённость процесса.
Сформированность высших психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность.
Состояние восприятия, памяти, мышления, речи.
Указанные параметры могут лечь в основу разграничения возможностей детей с разной степенью умственной отсталости.
Возможны случаи несовпадения отдельных качеств, которые могут встречаться в практике. Развитие всех функций носит динамичный и неравномерный характер. У одних детей эти качества медленно формируются, у других, при ранней эффективной коррекции, идёт более быстрое продвижение. Тем не менее, для построения учебно-воспитательного процесса целесообразно учитывать указанные показатели.
Разработана таблица, в которой наглядно представлены сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости.
Изложенные в таблице материалы, могут быть использованы как на этапе приёма ребёнка в школу, так и при оценке эффективности используемых приёмов и методов обучения, направленных на развитие регулятивных, познавательных, эмоциональных процессов. Именно на основе анализа динамики развития ребёнка будет строиться дальнейшая стратегия работы с ним.

Приведу пример психолого-педагогической характеристики на ученика 1 класса Сибгатуллина Руслана с диагнозом: лёгкая умственная отсталость.
Физическое развитие соответствует возрасту. Отмечаются трудности общей координации движений, которая характеризуется недостаточной произвольностью. При выполнении основных движений (ходьба, бег, прыжки) наблюдается неточность и неловкость. Мелкая моторика пальцев рук недостаточно сформирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированы графомоторные умения.
Владеет элементарными навыками самообслуживания и выполняет несложные бытовые действия. Не всегда способен контролировать свои физиологические потребности, соблюдать гигиену, а также одеваться, сложить одежду. Требует к себе помощи взрослого.
Сведения об окружающем сформированы частично. Выделяет предметы обиходно-бытового круга, называет своё имя, имя членов семьи, город, в котором живёт (но не называет улицу, номер дома, квартиры). Испытывает трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий.
При первом знакомстве идёт на эмоциональный контакт с взрослым. Способен действовать по образцу, пошаговой инструкции. В процессе деятельности мальчику требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении заданий отсутствует. Эмоционально реагирует на оценку деятельности, расстраивается при неодобрении. Отмечаются нарушения в поведении.
В ходе занятий с мальчиком выявлена способность соотносить предметы одинаковые по форме, величине, цвету, но словесное обозначение основных признаков предметов затруднено. При определении левой и правой стороны допускает ошибки. Установлено преобладание зрительного типа запоминания и возможность использования наглядности в качестве помощи при воспроизведении.
Операции обобщения возможны на самом элементарном уровне. Испытывает трудности при решении задач, проблемных ситуаций. Задания словесно-логического характера требуют помощи взрослого. Понимание обращённой речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Активный словарь беден. Испытывает трудности в построении предложений, фразы.
Приведённые данные результаты наблюдения за Русланом С. в первые недели обучения в школе позволили наметить направления индивидуальной коррекционно-педагогической работы:
Развитие высших психических функций.
Расширение практического опыта, объёма знаний и представлений об окружающем мире.
Формирование целенаправленных действий.
Развитие волевых усилий.
Формирование бытовых навыков и навыков социального поведения.

15