Рабочая программа по географии 6 класс УМК Е.М. Домогацких




Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №21 п. Приречный на 2016-17 учебный год, в соответствии с Примерной программой по географии для 5 – 9 х классов (2011 г.), авторской программы под редакцией Е.М. Домогацких для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• формирование знаний о многообразии современного географического пространства, дающих возможность сформировать географическую картину мира;• дать понятие характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;• дать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, с учётом значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;• дать понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, определить зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;• дать глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• вырабатывание у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формировать у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №21 п. Приречный на 2016-17 учебный год, на изучение курса «География» в 6 классе отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Данная программа рассчитана на 66 часов, в связи с государственными праздниками (23.02.17.,01.05.17.). Программам будет выполнена за счет уплотнения программного материала в разделе «Биосфера».
Общая характеристика предмета «География»
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.Курсу географии в основной школе предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Основные принципы отбора содержания курсаОсновополагающим принципом стал принцип доступности. Он осуществляет отбор отдельных природных и социально – экономических объектов. Отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, закономерностей, проявляющихся на территории региона. Принцип научности взаимосвязан с краеведческим, дополняет его при формировании знаний об объектах и явлениях, характеристике сфер Земли, а также способствует развитию исследовательской деятельности.
Принцип системности, который исходит из концентрации внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.Принцип гуманистической направленности. У человека формируется целостный взгляд на окружающую природу и убежденность в необходимости ее охраны, закладывается экологическая составляющая образования.Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает ученикам устанавливать связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Планируемые результаты освоения курса «География».
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются:
в формировании и развитии географических знаний:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
регулятивные УУД
обучающиеся научатся:
организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организовывать свою деятельность в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие алгоритмы выполнения практических задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать географические средства наглядности (карты, планы-схемы и т.д..) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения поставленных проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть учебную географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении практических задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на выполнение поставленных учебных задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные УУД
обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «География»
– формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны и родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
– формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания собственного места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
– формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, отдельных странах и конкретных регионах;
– овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
– овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; – овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
– формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
– формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях (в том числе родного края), умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основное содержание предмета « География»
Введение (3 часа) Знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
«Земля как планета» (10 часов) Раздел не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
«Географическая карта» (9 часов).Раздел знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
«Литосфера» (13 часов) знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
«Атмосфера» (14 часов) знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
«Гидросфера» (8 часов) знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
«Биосфера» (4 часа) знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
«Почва и географическая оболочка» (6 часов) призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Критерии оценивания знаний учащихся по «Географии» 6 класс
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
 
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса
№ дата Название раздела, темы Кол-во часов Основное содержание Основные виды учебной деятельности Контроль
Введение – 3часа
1
2
3 01.09
05.09
08.09 География как наука
Выдающиеся географические открытия и путешествия
ПР №1. Путешествия и путешественники 3 часа Представления о мире в древности. Эпоха ВГО. Современные научные исследования космического пространства. Называть великих путеш-ков исследователей.
показывать по карте географ. объекты вводная беседа, инд., фронт.
опрос
Земля-планета Солнечной системы -10 часов
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
Планеты Солнечной системы

Форма, размеры и движения Земли
Градусная сеть
Система географических координат (г.ш.)
Система географических координат (г.д.)
Распределение света и тепла на поверхности Земли
Распределение света и тепла на поверхности Земли
Тепловые пояса
ПР№2. Определение по карте географических координат различных географических объектов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля как планета» 10 Солнечная система. Форма, размеры и движения Земли. Суточное и годовое вращение, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.
Градусная сеть, система географических координат.
Распределение света и тепла на поверхности Земли. определение географических координат Текущий
Пр.р.
Текущий
Текущий
Фронтальный
Обобщающий
Географическая карта – 9 часов
14
15
16
17
18
19
20
21
22
17.10
20.10
24.10
27.10
07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
Географическая карта
Вилы масштабов
Виды условных знаков
Виды карт
ПР №3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту
Ориентирование
Изображение рельефа на карте
ПР№4. Определение направлений и расстояний по карте.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Географическая карта» 9 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности. Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Масштаб: градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.
Ориентирование по карте; чтение карт.
определять по глобусу и карте расстояния и направления,
г. широту и долготу; определять и показывать полюса и экватор, линии градусной сетки; владеть приёмом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
инд.,
фронт.
опрос,
работа с картами
к/тест
Литосфера – 13 часов
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35 24.11
28.11
01.12
05.12
08.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
12.01
16.01
19.01
Строение земного шара
Внутреннее строение земли
Изучение недр земли
Горные породы и минералы
Виды горных пород
Полезные ископаемые
Движение земной коры.
Вулканизм
Выветривание горных пород
Рельеф суши.
Рельеф дна Мирового океана
ПР№ 5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте
Обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера» 13 Земная кора: состав, строение и движение.
Горные породы. Главные формы рельефа.
Рельеф дна Мирового океана. Полезные ископаемые.
показывать:
основные формы рельефа Земли и дна океана характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
уметь объяснять:
основные понятия темы, образование гор, равнин,
описывать горы и равнины по плану, работать с к/к
фронтальный опрос
групповая работа
инд.
опрос,
работа с картами
к/р

Атмосфера – 14 часов
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
20.02
27.03
02.03
06.03
09.03
13.03
Строение атмосферы
Изучение атмосферы
Температура воздуха
Амплитуда температур
ПР№6. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.
Атмосферное давление
Движение воздуха
Вода в атмосфере
Облака
Погода
Наблюдения за погодой
ПР№7. Наблюдение погоды и обработка результатов наблюдений
Климат
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой.
Изучение элементов погоды.
Наблюдение за погодой, ее описание. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.
Распределение тепла и влаги на поверхности Земли Называть основные причины, влияющие на климат
распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, причины образования ветра
Определять:
АД, Т воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
Описывать погоду своей местности Текущий
с/р
обобщающий
Гидросфера- 8 часов
50
51
52
53
54
55
56
57 16.03
20.03
23.03
03.04
06.04
10.04
13.04
17.04
Единство гидросферы
ПР№8. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей
Воды суши. Реки
ПР№9. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Воды суши. Озёра
Подземные воды. Природные льды
Обобщение и систематизация знаний по теме «Гидросфера» 8 Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Текущее
Тестовая работа

Биосфера- 10 часов
58
59
60
61 20.04
24.04
27.04
04.05
Царства живой природы и их роль в природе Земли
Биосфера и охрана природы
ПР№10. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности
Обобщение знаний по теме « Биосфера» 4 взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, Сохранение растит. и жив. мира Земли. неравном-сть распр. раст. и жив. на суше.
Объяснять:
воздействие организмов на земные оболочки инд. фрон.
опрос
обобщающий
Почва -5часов
62
63
64
65
66
67 08.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05 Почва.

ПР№11.Изучение строения почвы на местности
Природный комплекс
Природные зоны
Обобщение знаний по теме «Почва» 7
Природные зоны Земли.
Широтная зональность и высотная поясность.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных ПЗ. Освоение основных понятий– ПК, взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в ПК инд. фронт.
опрос
инд. Работа
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. – Москва, «Русское слово», 2015.
Е.М. Домогацких. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Русское слово», 2015
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013/Контурные карты по географии. 6 класс.– М.: Дрофа, 2013
Т.В. Иванова. Тематическое и поурочное планирование по географии. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.
Е.А. Жижина. Контрольно- измерительные материалы по географии. –Москва, «ВАКО», 2011.
О.В. Чичерина. Тесты по географии.- Экзамен, Москва, 2005.
Г.П. Субботин. Задачник по географии. 500 заданий, тестов, вопросов.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
Диск «Уроки географии в 6 классе». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Диск «Видеоуроки. География 6 класс».
Карты:
Географические и этнографические открытия и исследования в новое время
Почвенная карта мира
Зоогеографическая карта мира
Климатическая карта мира

Важнейшие географические открытия и колониальные захваты
Вулканизм и землетрясения.

Евразия. Физическая карта.
Комплект таблиц по географии «Природа Земли и человек»
Гербарий фотографический по геогафии.
Карта «Важнейшие географические открытия».
Карта растительности России.
Видеофильмы:
-вулканы;
-Земля. История планеты;
-экология, охрана природы;
-география (альманах);
-география-2;
-география-3
Учебные диски:
-география 7 кл
-Земля. Климат;
- география (альманах)-1;
- география (альманах)-2;
- география (альманах)-3;
-как устроен океан;
-природные зоны мира.
Практическая работа №1
Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карте России
1. На контурной карте России отметьте свой населенный пункт (областной или краевой центр). Отметьте стрелками направление от него на север, на юг, на запад, на восток.
2. В каком направлении от вашего населенного пункта расположены географические объекты.
Москва __________________________________________________________
Суэцкий канал ____________________________________________________
Владивосток _____________________________________________________
Берингов пролив _________________________________________________
Северный полюс __________________________________________________
3. По физической карте России определите расстояние и направление от Москвы до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
Санкт-Петербург Мурманск г. Ямантау Берингов пролив 4. По физической карте мира определите расстояние и направление от Лондона до географических объектов.
Географический объект Расстояние Направление
Суэцкий канал о. Святой Елены влк. Ключевая Сопка г. Джомолунгма (Эверест) 5. Пользуясь картами и глобусом, определите абсолютную высоту (глубину) географических объектов.
Географический объект Абсолютная высота
г. Народная г. Эльбрус г. Белуха влк. Ключевая Сопка Марианский желоб Каспийское море 6. Определите, в каком направлении будет плыть теплоход, и в каком направлении он будет возвращаться обратно.
Туда Обратно
Из Волгограда в Астрахань От Гибралтарского пролива к острову Куба От острова Крит к острову Кипр 7. Разделите известные вам материки на три группы.
Расположенные к северу от экватора Расположенные к югу от экватора Пересекаемые экватором
Расположенные в западном полушарии Расположенные в восточном полушарии Расположенные в западном и восточном полушариях
Практическая работа № 2
Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
I в Соотнесите термины и определения.
А) воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов
Б) воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора
В) точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью
Г) воображаемая кратчайшая линия на поверхности Земли, проведенная между Северным и Южным
полюс экватор
меридиан параллель
2. Соотнесите географические объекты и географические координаты.
Москва1) 66 с. ш. и 169 з.д.
м. Деженева2) 18 ю. ш. и 25 в. д.
вдп. Виктория3) 56 с. ш. и 38 в. д.
влк. Камерун4) 4 с. ш. и 9 в. д.
Сидней5) 33 ю. ш. и 150 в. д.
3. Каким образом обозначен на карте самый длинный меридиан? _____________________________________________________________________________________
4. Определите географические координаты объектов
Объект Географическая широта Географическая долгота
Бразилиа О-ва Кергелен Магадан г. Белуха г. Мак-Кинли 5. По географическим координатам определите объекты
Объект Географическая широта Географическая долгота
77 с .ш 105 в. д.
55 с. ш. 124 в. д.
14 с. ш. 14 в. д.
32 ю. ш. 70 з. д.
42 с. ш. 73 з. д.
Практическая работа № 3
Описание равнин по типовому плану
План
Местонахождение (материк и часть материка).
Средняя высота.
Направление и протяженность.
Положение по отношению к другим объектам.
Пользуясь планом, составьте описание Восточно-Европейской равнины.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пользуясь физической картой, разделите равнины по высоте на три группы:
Амазонская, Бразильское, Декан, Валдайская, Индо-Гангская, Миссисипская, Приволжская, Прикаспийская, Среднерусская, Среднесибирское.
3. Равнины можно разделить на плоские и холмистые. Пользуясь картой, запишите примеры равнин в таблиц
Равнины

Плоские

Холмистые


_____________________________________
_____________________________________
Практическая работа № 4
Характеристика реки
Пользуясь планом и физической картой, составьте характеристику реки.
1 вариант – Волги
2 вариант – Амазонки.
План описания реки _________________________
Название. В какой части материка протекает?
Где берет начало (исток) ? Куда впадает (устье)?
В каком направлении течет?
Источники питания реки.
Зависимость характера течения от рельефа (горная или равнинная)
Режим реки (половодье, паводок, меженный уровень, ледостав, ледоход) и его зависимость от климата.
Хозяйственное использование (судоходство, орошение, промышленные и бытовые нужды, строительство гидроэлектростанций, сплав леса, место отдыха и др.)
Практическая работа № 5
Составление графика температур. Определение средних температур.
Начертите график суточного хода температуры по следующим данным:
1 вариант
t, час 0 3 6 9 12 15 18 21 24
t, С -1 -4 -6 -2 0 +3 0 -2 -3
2 вариант
t, час 0 3 6 9 12 15 18 21 24
t, С -5 -3 -3 -1 0 +1 +1 -3 -6
Определите среднесуточную температуру и суточную амплитуду (приведите расчеты)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
Начертите график хода температуры в течение месяца по следующим
данным:
1 вариант
Дни t, С Дни t, С Дни t, С
+12 +4 +2
+10 +4 +2
+12 +5 +3
+9 +5 +1
+10 +5 +1
+8 +4 -3
+8 +4 -5
+8 +6 -5
+6 +3 -7
+5 +3 -5
2 вариант
Дни t, С Дни t, С Дни t, С
1 -15 11 -11 21 -12
2 -15 12 -11 22 -12
3 -16 13 -12 23 -13
4 -17 14 -10 24 -14
5 -18 15 -9 25 -19
6 -20 16 -9 26 -16
7 -21 17 -8 27 -15
8 -22 18 -8 28 -13
9 -21 19 -8 29 -17
10 -19 20 -9 30 -16
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
                                                                     
Определите среднемесячную температуру и месячную амплитуду (приведите расчеты)
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 6
Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц
Составьте сравнительную характеристику физической и политической карт мира.
Тип карты Что изображается Каким способом Для каких целей используется
Физическая карта
мира
Политическая
карта мира
Составьте классификацию и приведите примеры стран по предлагаемым признакам.
Классификация стран
По численности населения По площади По географическому положению
Используя данные таблицы, отметьте крупнейшие страны на контурной карте. Подпишите названия стран и их столицы
Страны, лидирующие по численности населения
№ Государство млн. чел. № Государство млн.чел.
1 Китай 1300 6 Пакистан 146
2 Индия 1025 7 Россия 145,2
3 США 286 8 Япония 126
4 Индонезия 215 9 Бангладеш 125
5 Бразилия 175 10 Нигерия 107
Страны, лидирующие по размерам территории

№ Государство млн. кв.км. № Государство млн. кв.км.
1 Россия 17,075 6 Австралия 7,687
2 Канада 9,976 7 Индия 3,288
3 Китай 9,561 8 Аргентина 2,767
4 США 9,364 9 Казахстан 2,717
5 Бразилия 8,512 10 Судан 2,506