Конкурсно-познавательное внеклассное мероприятие по экологии Мир вокруг нас


Тема: «Мир вокруг нас»
Цель: формирование экологических представлений об окружающем мире.
Задачи:
1.Образовательные:
– повторить, закрепить и углубить знания, о растениях и животных;
– формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие:
- развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки, обобщение и уточнение знаний о растениях, животных, птицах. Развивать умение слушать сверстников, реагировать на вопросы в пределах ограниченного времени.
– развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
– совершенствовать мыслительные операции.
3.Воспитательные:
– воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы;
– формировать умение видеть красоту родной природы;
–воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.
Материал, оборудование: иллюстрации, слайдовая презентация «Голоса птиц», мячи, листья, иллюстрации «Деревья», «Животные», «Птицы», дидактический материал к играм, природный материал (шишки, желуди, веточки).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом с жизнью дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, с каждым годом лес все более нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.
Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленных насаждений за час может поглотить 2 килограмма углекислого газа
Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.
Мы должны постараться сберечь наши леса-лёгкие нашей планы. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.
Викторина.
1) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
2) Какие деревья с белой корой? (Береза).
3) Это самый первый цветок, появляющийся из- под снега. (Подснежник).
4) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
5) Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
6) Птица-гадалка. (Кукушка.)
7) В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
8) Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
9) Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
10) Кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»?
(Дятла.)
11) Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
12) Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.)
13) Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
14) Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
15) Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его необычную раскосую форму глаз.)
конкурс «Отгадай загадку» Командам по очереди загадываются загадки, если команда не может дать ответ, то загадку отгадывает другая команда.
Никто не пугает,
а они дрожат
(Листья осины)
Летом одевается,
зимой раздевается
(Дерево лиственное)
Среди лета – метелица,
снег летит и стелется.
(Тополиный пух)
Белотелая девица,
солнца вовсе не боится,
конец лета,
а загара нет.
(Береза)
Шуба вся ежовая,
Служит век как новая
(Хвоя сосны, ели)
Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко
(Гриб)
Был зеленым плод –
Не просился в рот.
Положили в лежку,
Он сменил одежку!
Красную надел –
для еды поспел.
(Помидор)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в чистом поле.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(Одуванчик)
Я была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Ягода)
Много рук, а нога одна
(Дерево)
Сидит - зеленеет,
Лежит – пожелтеет,
Падает – почернеет.
(Лист)
Пал Палыч пал на воду,
Сам не утонули и воду не замутил
(Лист с дерева)
Один льет,
Другой пьёт.
Третий растёт.
(Дождь, земля, растения)
Красна, сладка, душиста,
Растет низко,
К земле близко.
(Земляника)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
конкурс «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО? Оценивается артистичность, фантазия и узнаваемость.
Цапля и лягушата в озере.
Лев и собачка.
Ворона и лисица.
Машенька и три медведя.
конкурс юных художников.
Коллективно по частям (один рисует голову, второй туловище, третий лапы, четвёртый хвост и пятый уши) нужно нарисовать на доске волка – одной команде, зайца - другой команде.
Подвижная игра «Кто больше соберет листьев». На полу разбросано одинаковое количество листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает только листья определенного цвета. При остановки музыки, подсчитывается количество листьев у каждого игрока.
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти – вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Следующий конкурс «Угадай животное».
Каждый участник получает карточку с изображением животного. Участники одной команды, должны описать животное словами, не называя его, за 10 секунд. Участники из другой команды должны угадать животное. Нельзя употреблять однокоренные слова, не должны быть повторы. Например: Лиса – хитрая, рыжая.
Заяц, Волк, Медведь, ЁЖ.
Конкурс Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Карточки:
тапвол (плотва) Щаук (щука)
ёгмас (сёмга) арьсак (карась)
Пальчиковая гимнастика: «Журавли»Из дальних стран, спеша домой – (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим). Летят, курлыча журавли - (изобразить «птичку»)Их крик несётся над землей -(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)Весну приветствуют они – (руки сжать в рукопожатии).
6. Тур «Творческая мастерская»
Задание: выполнить из предложенных природных материалов (шишки еловые, кедровые, сосновые), кедровые орешки, сухие веточки, картон, пластилин коллективную поделку.
Игра «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Номинация «Чемпионы экологических эстафет»
«КЕНГУРУ»
Зажимая мяч коленями допрыгать до фишки и обратно.
Побеждает команда закончившая движение первой.
Игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК».
Из разбросанных на полу лепестков двух цветов необходимо выложить цветок,
Стартуют первые игроки команды, добежав до разбросанных в хаотичном порядке лепестков, берут один лепесток, бегут к средней линии, там расположена сердцевина кладут их, бежит к линии старта передает эстафету другому участнику. Брать лепестки только своего цвета.
Побеждает команда, быстрее справится с заданием.
ЭТО МОЙ ДОМ» (игра)
Если жилище птиц, зверей, насекомых названо правильно, то дети поднимают руки «домиком» над головой, если нет – топают ногами.
У насекомых, птиц, зверей –
Так же, как и у людей, -
Есть различные дома,
Их вам перечислю я.
Вы внимательно следите
И ошибки все найдите.
В хатке бобр проживает…
В будке ёжик отдыхает…
Свили ласточки гнездо…
С дуплом белке повезло…
Логово – для волка дом…
Норка выбрана котом…
В улей пчёлы несут мёд…
В ракушках страусы живут…
Скворечник – домик для скворца…
Берлогу выбрала овца…
И муравейник муравьи
Построить для себя смогли…
Аквариум – дом для зайчат…
А щели насекомых защитят…
Мы с вами поиграем и потом
К себе в пещеру весело пойдём…
Птицы в литературе
Какую птицу девочка спасла,
И та её на спинке унесла
Подальше от ненужных женихов,
В далёкий край, где множество цветов?
(ласточка)
Лиса зайчишку прогнала,
Его жилище заняла.
От слез, чтоб заяц не опух.
Лису прогнал с косой…
(петух)
Лягушка в дальний путь пустилась
И ртом за прутик ухватилась.
Не отдыхая ни минутки,
Несли на юг лягушку…
(утки)
На птичьем дворе был изгоем ребёнок,
И все его звали лишь «гадкий утёнок».
Потом в камыши он от горя забился…
Подрос и в кого он тогда превратился?
(лебедь)
Раненая уточка в полынье жила.
От лисы она спасалась, как могла.
Мамин-Сибиряк о птице рассказал…
Как он эту уточку ласково назвал?
(Серая шейка)
ЖИВЫЕ СИМВОЛЫ
Неугомонный хлопотун – символ трудолюбия. (Муравей)
Корабль пустыни – символ терпения. (Верблюд)
Ушастый бегун – символ трусости. (Заяц)
Подземный слепец – символ скрытности. (Крот)
Четвероногий друг – символ верности. (Собака)
Усатая любимица – символ независимости. (Кошка)
Рыжая красавица – символ хитрости. (Лиса)
Косолапый сластёна – символ силы. (Медведь)
Белоснежный красавец – символ верности. (Лебедь)
Рогатая кормилица – символ плодородия. (Корова)
Горластый будильник – символ бодрости. (Петух)
«Экологическое путешествие».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку

Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Акция «СТОП! Сохраним планете жизнь» (рисуем ладошки с надписями о природе)
Конкурс эрудитов природы
Учитель говорит вопрос, а дети отвечают хором.
Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (нет)
А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (да)
Ответь, а может череда цвести в саду зимою? (нет)
А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
Мерцает ночью, как звезда, на небосклоне спутник? (да)
Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (да)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?
Закрепление
Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы виды растений и животных продолжали радовать ещё многие поколения человечества?
Учащиеся. ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Итог урока.
- Чем занимались мы сегодня на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
- Вы будете юными защитниками природы?
Награждение активных участников грамотами.