Доклад на тему: Диагностические методики для изучения личности воспитанников

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат»




ДОКЛАД




«ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ»















Воспитатель: Иващенко Елена Павловна



2011 – 2012 учебный год


Диагностическое исследование очень важно в работе педагога. Исследование надо расценивать как итог определённого этапа.
Предлагается несколько психодиагностических методик и тестов, которые на практике хорошо себя зарекомендовали и часто используются педагогами и вожатыми в различные периоды смены.
При использовании рисуночных проективных методик и тестов педагогу и вожатому следует помнить некоторые принципы их применения.
Для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и тестирование.
Всегда следует применять единый стандарт бумаги (одинаковая зернистость, один размер и качество), единый рисовальный материал (если карандаши, то одинаковые для всех, например, карандаш № 2, фломастеры одинаковых оттенков).
Следует помнить, что рисунок может быть индикатором, как творческих способностей, так и протекания патологических процессов.
Чем старше ребёнок, тем менее надёжным является здесь показатель умственного развития.
Чаще всего ребёнок с помощью карандаша и листа бумаги создаёт свой шедевр в виде рисунка. А через рисунок можно многое узнать о человеке.

Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.
Часто используется вожатыми в организационный период смены. Цель применения теста заключается в выявлении индивидуально-типологических различий воспитанников. Тест прост в применении и не требует длительной подготовки. Требуемый материал-это три пронумерованных листа бумаги размером 10/10 см. Испытуемый подписывает каждый лист.
Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти геометрические фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Всем понятно? Тогда приступайте!»
Обработка данных достаточно проста. Подсчитывается количество затраченных на изображение человечка треугольников, кругов и прямоугольников (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трёхзначных чисел. Сотни обозначают количество треугольников, десятки-количество кругов, единицы-количество квадратов. Полученные числа составляют формулу рисунка, по которой происходит отнесение испытуемого к соответствующим типам и подтипам.
1 тип- «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые формы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают также хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определённых позициях.
2 тип - «ответственный исполнитель» - обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений колеблется. Данный тип детей более ориентирован на «умение делать хорошее дело», высокий профессионализм, обладает чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости.
3 тип - «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одарённости. Обычно не переносят беспорядок и грязь. Могут в одночасье поменять интересы (например, бросить кружок, в котором занимался и перейти в другой без объяснений). Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе, поэтому нуждаются в мягком подбадривании.
4 тип - «учёный» - отличается способностью разрабатывать «на всё» свои теории или осуществлять большую и сложную координационную работу. Обычно обладает душевным равновесием и рационально продумывает своё поведение в конкретной ситуации.
5 тип - «интуитивный» - обладает сильной чувствительностью нервной системы и поэтому высокой её истощаемостью. Поэтому вожатому следует для этих детей продумывать деятельность, которая была бы по возможности разнообразной и легко переключаемой. Дети этого типа проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением. Именно эти факторы дают вожатому возможность занять ребёнка различными техническими видами деятельности и творчества.
6 тип - «изобретатель, художник, конструктор» - обладает богатым воображением, пространственным видением. Чаще интровертирован, живёт собственными моральными нормами, ни приемлет никаких воздействий со стороны.
7 тип - «эмотивный» - обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживает жестокость и поэтому может надолго быть «выбитым из колеи». На чужие переживания и боль тратит много своей энергии, в результате становится затруднительной реализация собственных способностей.
8 тип - «эгоист» - является прямо противоположным 7-му типу. Обычно не чувствуют переживания других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление.
Существует следующая интерпретация геометрических фигур, предложенная графологом Энн Махони.
Круг-это символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость, развитую эмпатию-способность сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круги ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому Круг чаще всего выступает в конфликтных ситуациях как миротворец.
Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу, трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Квадраты любят раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время.
Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлечённости и не могут усидеть на месте. Треугольники, как правило, честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением делает Треугольников личностями, постоянно соперничающими, конкурирующими с другими.
Для психологической диагностики используется широкий перечень психодиагностических методик.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый – холодный», «сильный – слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований. Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных. Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура). Способности и психические функции диагностируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально, – в основном объективными тестами и тестами-опросниками. Личностные черты преимущественно диагностируются тестами-опросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свойства выявляются преимущественно методиками среднего уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) – репертуарными решетками, проективными техниками. Мотивация, отношение диагностируются преимущественно проективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особенно важна в области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, актуализация которых требует воссоздания реальных ситуаций общения).



15