Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»)


Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).
Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.
Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость. Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия. Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.
Индивидуальное домашнее задание по группам
1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?»
2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.
3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.
Индивидуальное задание. Краткое сообщение об истории создания рассказа. Чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Портрет».
Цели урока:
Образовательные:
- создать образ юной гимназистки, опираясь на смысловую ткань рассказа;
- проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А. Бунина, его понимание мира и места человека в нем. Развивающие:
- совершенствовать умение аргументировано и взвешенно отстаивать собственную точку зрения;
- развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, положительную мотивацию учебной деятельности.
- развивать умение работать в группах, слушать и слышать одноклассников.
Воспитательные:
- пробудить в учениках желание задуматься над вечными вопросами бытия, способствовать воспитанию духовности.
Методы обучения: словесный, наглядный (презентация), проблемно-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Тип урока: урок-исследование
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 1. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Мы знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон,
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
Или
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве.
Способность Бунина всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею неизбежно привела его к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти.
Введение в тему урока.
СЛАЙД 2. Стихотворение «Портрет»
Слово учителя:
-Какие проблемы затронуты в этом стихотворении? (В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы)
- Какие элементы сюжета стихотворения нам встретятся в рассказе? (Встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор)
Стихотворение «Портрет», написанное в 1903 году, считается своеобразной увертюрой «Легкого дыхания».
СЛАЙД 3. - Обратимся к эпиграфам на доске:
« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» (И.Бунин.)
«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» ( М.Аврелий.)
-Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова. СЛАЙД 4.
Слово учителя: Какая общая тема поднимается в стихотворении, в рассказе и в высказываниях? Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 5
Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»).
Работа с текстом.
1) Аналитическая беседа.
- Прочитаем первые строки рассказа. СЛАЙД 6
- Какие чувства у вас возникают? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.
- Сформулируем вопросы, которые возникли у вас по ходу чтения, и которые хотелось бы обсудить.
- Запись на доске этих проблемных вопросов:
1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»
2.Что хотел сказать автор читателям своим рассказом?
3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.
4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?
СЛАЙД 7 - Это и будут цели нашего урока.
СЛАЙД 8 - Что же предшествовало созданию данного рассказа? Сообщение учащегося
История создания рассказа «Легкое дыхание».
СЛАЙД 9-10 -Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла». В результате коллективных творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, беспечность.»
СЛАЙД 11. -Стихотворение А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание.»Вопросы к стихотворению.
1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?
2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости, беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

2) Исследовательская деятельность учащихся.
СЛАЙД 12
1 группа работала над описанием Оли Мещерской. Какие слова и слова и словосочетания вы выписали?
- Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?
(«Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)
– Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни. Наташу Ростову, столь же импульсивную, также рожденную для любви, тоже «переполненную жизнью девочку», живущую взахлеб).- Что особенно выделяет И.А.Бунин в образе юной гимназистки? (Она лучше всех, подчеркивается ее исключительность. «Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава»). - Что мы можем сказать о личностных качествах девушки? («…почему-то никого не любили так младшие классы, как ее», первоклассницы гоняются за нею, блаженно визжат. Дети интуитивно чувствуют хорошего человека).СЛАЙД 13-14 -Опираясь на фразу из рассказа, сделайте вывод, ветрена ли Оля? да/нет.
1. «…уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство».
2. «…уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство».
ПОШЛИ ТОЛКИ, БУДТО БЫ… Эти слова не позволяют делать объективные выводы из подобной информации, это, скорее всего, кривотолки завистников о юной очаровательнице.
СЛАЙД 15 -Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)
-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? ( Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.) Работа с текстом.
-Замечает ли героиня свое беззаботное легкомысленное поведение, может, раскаивается? ( На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!» Боль раскаяния не была продолжительной. Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.
-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)
Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.
-Каковы же причины этой трагедии?
-Где Оля Мещерская познакомилась с « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? ( Оля познакомились при чтении книг отца.) Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. ( Работа с текстом.)
-В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах.
- Как Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? ( Все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)
Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.
-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.
Это – бездуховность. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.
-Каждый эпизод - этап в жизни героини , ее взросление, нравственное падение и гибель..
-Каково же отношение Бунина к героине рассказа? ( Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)
-Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? Об этом нам расскажут ребята из 2 группы.
((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)
2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.
СЛАЙД 16
-Как ведет себя Оля в последнюю зиму? («Казалась самой беззаботной, самой счастливой…») Последняя Олина радость, лебединая песня. А в душе: «…мне теперь один выход».
-Описание зимы. Зачем так подробно описывает эту прекрасную зиму Бунин? (Показать, что Оля изменилась, она уже другая, она только кажется прежней). -Закономерна ли развязка?
-Есть ли в тексте дневника слова, подтверждающие закономерность случившегося? (Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..») - Не кажется ли вам, что Оля сама провоцирует офицера на убийство?
-Правда ли, что после смерти с именем Оли соединено «нечто ужасное»? (Нет. В первую очередь станется память о чистоте, непосредственности, легкости, о самой Оле.)Просмотр эпизода «Посещение могилы Оли Мещерской классным руководителем» 3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы и холодного весеннего ветра в рассказе.
СЛАЙД 17
- Почему классная дама так часто посещает могилу бывшей ученицы? - Какие чувства испытывает?
( 1. Возможно чувство вины. «…она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка»
2. Мысли о жизни и смерти Оли Мещерской заменили классной даме реальную жизнь. «Классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик,-- она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она -- идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская -- предмет ее неотступных дум и чувств».) -Что было у Мещерской и никогда не будет у классной дамы? ( С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям. По мнению автора, не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)-Чем явился для вас этот рассказ?
Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.
Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.
Лексическая работа.
СЛАЙД 18
1. Символический смысл фамилий героев рассказа
А) Мещерская. Вспомним Паустовского. Мещеры – это дремучесть, нетронутость. В применении к главной героине это означает «дремучесть» сознания, его неразвитость.
Б) Малютин. Вспомним сподвижника И.Грозного, Малюту Скуратова, его властность.
Вывод. Фамилии героев глубоко символичны, отражают общий замысел писателя, идейное содержание рассказа.
СЛАЙД 19
2.Смысл названия рассказа. Что такое «Легкое дыхание» по Бунину?
А) «Легкое дыхание» – один из старинных эталонов женской красоты (папина книжка).
Б) «Легкое дыхание» – единственно возможный способ женского существования вообще.
В) «Легкое дыхание» – это «такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти».
СЛАЙД 20
- «Почему произведение, рассказывающее об отдельных моментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»? Что такое легкое дыхание? (Это умение жить легко, радостно, в любви, наслаждаться красотой, каждым мгновением, отпущенным тебе. Этим чудным даром была сполна наделена Оля Мещерская). Олин легкий бег по жизни очарователен. Но опасен. Легкое дыхание естественно и просто, пока - и, если - с нерассчитанного бега не споткнешься, не расшибешь коленки. Повторю: от легкости до легкомыслия – один шаг.
Дискуссия.
Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая — против этого.
Зачитываются ответы. Организация дискуссии.
- Сохранилось ли «легкое дыхание» в облике современных женщин? (Да. Есть женщины, живущие легко, свободно, бездумно). - Какими качествами, с вашей точки зрения, должна обладать современная женщина?
- Бунин считал, что на свете нет настоящей счастливой любви. А как считаете вы?
Подведение итогов урока.
СЛАЙД 21
Составьте синквейн на тему: «Оля Мещерская».
- Чем явился для вас этот рассказ?
(Он звучит как предостережение. Ведь самое опасное - это легкомыслие.)Слово учителя.
Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.
Но есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.
4..ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ:
Самым интересным на уроке было...
Я запомнил, что...