Методический семинар «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через овладение основами канзаши».


Опыт
«Развитие творческих способностей детей  младшего школьного возраста через овладение основами канзаши».
Вот уже третий год в своей работе в школе я уделяю особое место развитию творческих способностей у школьников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдёт способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. В Концепции модернизациишкольного образования подчёркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребёнок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. В временных государственных требованиях к структуре содержания основной общеобразовательной программы школьное образования выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач:
*развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
*развитие детского творчества; *приобщение к изобразительному искусству.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию
Такими условиями являются:
Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности
Умная доброжелательная помощь , а не «подсказка» взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству
Сам педагог – творческая личность.
Мотивация.
Так как сама я человек творческий, то и учеников я приобщаю к творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, и при этом не просто усвоенные способы действий, но и учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе занятий я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.
Актуальность опыта.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в периоде начальной школы, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.
Обобщение опыта.
« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опоздайте и, помогая… думайте сами». Б.П.Никитин.
Изменения, произошедшие в системе образования за последнее время, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к детям, проявляющим повышенные способности в интеллектуальной, творческой деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Для развития творческих способностей современного школьника, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего школьного возраста, в своей работе я стала использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторг! Когда-то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо т.п.». А я возражаю, нужно мазать не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки «оживут»: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру. Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.
Развитию творческих способностей школьников придаётся особое значение в условиях стандартизации школьного образования, поэтому я углубленно работаю по теме «Развитие творческих способностей у детей школьного возраста», целью которой является: помочь ребёнку-школьнику встать на путь развития изобретательского и исследовательского таланта, взрастить его не только здоровым и крепким, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Формы развития творчества:
*ориентация ребёнка на творческое решение;
*снятие преград в отношении проявления инициативы;
*поощрение к выполнению различных творческих задач;
*возможности для размышления и манипуляций с предметами;
*воспитание у ребёнка убеждённости в ценности творческих черт его личности и важности внимания ко всему, что его окружает.
У детей растёт интерес к собственной личности, самопознанию, построению временной перспективы. Воображение – один из механизмов проектирования и моделирования будущего, ребёнок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, даёт выход настроениям, чувствам. Развивая воображение, я помогаю им понять, «проиграть» свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни. Занятия творческой деятельностью развивает коммуникативную функцию, а общение со сверстниками очень важно детям. Опыт показывает, что совместная работа, свободное изложение своих мыслей, рассуждения – способствуют формированию мотивации школьников к получению знаний. Дети с интересом относятся к занятиям, развивается их мышление, формируются коллективные отношения. Развивать способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости. Расширяю кругозор воспитанников, способствую формированию гармонически развитой личности. Имею опыт проведения различных утренников, занятий, игровых и практических мероприятий.
Работая на свое темой, считаю её актуальной в решении таких задач как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Практикую такие формы работы: игры, занятия изодеятельностью, лепка, практическое рукоделие. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука…
Максимально использую все возможности для развития творческих способностей ребёнка, учитывая интересы каждого. Одному нужна помощь поднять настроение – играем «Нарисуй меня», попутно увлекая остальных, затем рассматриваем вместе; другому помогаю выразительно рассказать стихотворение для утренника и т.д. Взаимодействие с детьми осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого ребёнка, стараюсь строить свою деятельность так, чтобы каждый оказался вовлечённым в процесс, осознавая свою полезность и значимость. Задания подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу. Постоянно обращаю внимание на поведение, взаимоотношения. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю открывать свои внутренние возможности. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия детей, направленные на приобретение знаний.
На моих занятиях присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними. Считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого педагога. В каждом ребёнке я стараюсь видеть уникальную личность, ищу лучшие качества и опираюсь на них, создаю ситуации, в которых он мог сам проявить себя. Всё это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость. Профессиональный долг обязывает принимать решения, преодолевать состояние раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного климата на занятиях. Воспитанию творца помогает умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации. Ценным в моих занятиях является то, что разрабатывая занятия, я стремлюсь к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать своё эмоциональное состояние. Я всячески стараюсь поддерживать инициативу ребят и всегда готова изменить ход занятия в соответствии с ней. Именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причём всегда положительный, а значит у ребёнка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.
Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Заключается в том, что дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Трудоёмкость опыта.
Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта требует материальных затрат (для приобретения материалов для работы: Ленты, клей и .д.). Материал доступен для педагогов различного уровня.
Доступность опыта.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры, выступаю на семинарах, принимаю участие в педсоветах, провожу мастер-классы, выкладываю свои материалы на своём сайте в интернете.