Методическая разработка Система работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой


Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc443472719" 14Введение 13 PAGEREF _Toc443472719 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc443472720" 14Глава 1. Теоретический анализ проблематики творческого развития детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования 13 PAGEREF _Toc443472720 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc443472721" 141.1. Понятие творческих способностей в педагогике и психологии 13 PAGEREF _Toc443472721 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc443472722" 141.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 13 PAGEREF _Toc443472722 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc443472723" 141.3. Специфика творческого развития детей в системе дополнительного образования 13 PAGEREF _Toc443472723 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc443472724" 14Глава 2. Система работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой 13 PAGEREF _Toc443472724 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc443472725" 142.1. Описание системы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой (на примере детского образовательного объединения « МБУДО «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области») 13 PAGEREF _Toc443472725 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc443472726" 142.2. Оценка эффективности системы работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами тестопластики 13 PAGEREF _Toc443472726 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc443472727" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc443472727 \h 14361515
13 LINK \l "_Toc443472728" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc443472728 \h 14391515
13 LINK \l "_Toc443472729" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc443472729 \h 14411515
15
Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.
Главной целью современной системы образования является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Проблема творчества и творческих способностей рассматривалась в работах многих отечественных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, В. И. Дружинина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Богоявленского, Я. А. Пономарева, Н. Ф. Вишняковой, А. А. Мелик-Пашаева, В. А. Кан-Калика, В. В. Познякова и др. Зарубежные психологи, занимавшиеся исследованиями по данной проблеме: Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Г. Айзенак, А. Танненбаум, А. Олах и др.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий. Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Вместе с тем, теоретический и анализ практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило нам определить следующие противоречия между:
- развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей;
- растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения;
- многочисленными видами и типами образовательных учреждений и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.
Выявленные противоречия подтверждают актуальность проблемы и проблему исследования: каковы педагогические условия для эффективного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования?
Важность и актуальность исследуемой проблемы послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой».
Методологическая основа исследования:
1. Психолого-педагогические труды о развитии личности П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого и других.
2. Исследования проблемы развития творческих способностей и творческой активности детей А.Г. Асмолова, О.М. Дьяченко, З.А. Галагузовой, А.М. Матюшкина, А.В.Петровского.
. Методика диагностирования творческого потенциала личности Т.В. Богдановой, А.Н. Луком, В.П. Пархоменко [14].
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей средствами тестопластики в системе дополнительного образования детей (на примере реализации программы «Тестопластика» в ОГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»).
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.
2. Выявить сущность, основные компоненты и особенности развития творческих способностей детей на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы;
3. Проанализировать дополнительную образовательную программу «Тестопластика» с позиций развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Определить качественные и количественные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на их основе оценить эффективность дополнительной образовательной программы «Тестопластика» для развития творческих способностей.
Объектом нашего исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования.
Предметом исследования являются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы «Тестопластика»).
Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, будет более эффективным, если будут:
- созданы условия, способствующие развитию их творческих способностей;
- заинтересованы родители по оказанию помощи при организации внеурочной деятельности со школьниками;
- подобраны методики по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по тестопластике.
Экспериментальная база исследования: детское образовательное объединение «Тестопластика» ОГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность». В исследовании приняли участие 20 обучающихся ОГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» в возрасте т 8 до 10 лет, из них 16 девочек и 4 мальчика.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ продуктов деятельности, наблюдение.
Новизна исследования:
- выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования;
- осуществлена оценка эффективности дополнительной образовательной программы «Тестопластика» для развития творческих способностей младших школьников.
Практической значимостью исследования являются разработанные качественные и количественные показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами тестопластики.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, списка использованной литературы и приложений.



Глава 1. Теоретический анализ проблематики творческого развития детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования

1.1. Понятие творческих способностей в педагогике и психологии

Развитие творческих способностей обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования. Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности А. Н. Лук. В ситуации непрерывной гонки за количеством и качеством знаний не приходится говорить о развитии творческого потенциала детей, требующего бережного, вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия жизни, обучения, воспитания, творчества.
Л. А. Венгер под способностями понимает индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность [3, с. 47].
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей. В фокусе внимания Б. М. Теплова были индивидуально-психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений [21, С. 87-88.]; А. Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникают качественно психические функции и процессы [13, С. 46-55.]. Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначной связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б. М. Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А. Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшим» человеческими функциям.
В педагогике способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности [18, С. 317]. Психология утверждает, что способности – индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [19, с. 331].
Таким образом, все определения сводятся к тому, что способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык.
В философии способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [15, С. 412]. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.
В. А. Крутецкий отмечает, что основанием в понятии способности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, – добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень [12, С. 117]. К способностям относятся: музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакции – у спортсмена, тонкость цветоразличения для художника-живописца.
В. А. Крутецкий считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей [12]. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Л. С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития» [5, С. 31]. Условием для возникновения творчества Л. С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества.
Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить. Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, человек может идти далее проторенным путем, принимая стандартные решения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображение [5]. В. В. Давыдов творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах [8].
Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «творчество» как «один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью,... прогрессивностью» [6].
Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию:
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) [9].
А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [14, С. 28]. В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.
Исследователи давно обратили внимание на то, что одним людям в большей степени присуща логика рассуждений в принятии решений, а другим – исключительная способность к фантазии и воображению.
Мотивационно-творческую активность и направленность личности В. И. Андреев характеризует следующим образом [1, С. 38]: а) любознательность, творческий интерес характеризуют устойчивую потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности. Проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое и анализируемое, а также в постановке вопросов; б) чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия, изобретения характеризуют наиболее типичные состояния личности в учебно-творческой деятельности; стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении личности наилучшим образом выполнить задачу в каждой новой ситуации достигнуть новых высот новых успехов; в) стремление к лидерству; г) стремление к получению высокой оценки, критериями оценки является то, насколько личность переживает неудачу, как реагирует на поощрение похвалу, оценку своих достижений; д) чувство долга, ответственности при выполнении творческих заданий; личностная значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности; е) стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.
В. И. Андреев исследует каждый компонент творческих способностей личности, воздействуя на которые определенным образом можно развивать способности, заложенные в каждом ребенке [1].
Творческие способности проявляются и развиваются в первую очередь в семье, когда прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, к созданию новых образов, к мышлению.
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем способности к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.
Рассматривая структуру способностей, С. Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента: «операциональный» - отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и "ядро" - психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. Современной реализацией намеченной С. Л. Рубинштейном структуры способностей является теория В. Д. Шадрикова. Способность определяется им как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности» [2]. К методологическим основаниям теории способностей В. Д. Шадрикова можно отнести также системный подход, разработанный в психологии Б. Ф. Ломовым, теорию функциональных систем П. С. Анохина и представления Б. Г. Ананьева об онтогенезе психических функций, взаимоотношений функциональных и операциональных механизмов психики.
В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Так, А. А. Мелик-Пашаев рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно он выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков.
И.П. Волков, соединяя понятия "творчество" и "способности", говорит о «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности» [4.]. Общие творческие способности включают в себя специальные музыкальные, литературные, художественные и т. д. Сделав предметом своего исследования музыкальные способности, Б.М. Теплов выделил основные их составляющие. Это ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. Б. М. Теплов опроверг существовавшее мнение о том, что в массовом музыкальном восприятии творчество не может быть применено, и что лишь одаренные дети способны к нему: «Психологические данные говорят о том, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно для общего художественного развития...» [20]. Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. На практике приходится преодолевать некоторые ограничения. Во-первых, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знания или навык ...». Во-вторых, реальное творчество в какой-либо области "создает мощную психологическую доминанту, захватывает человека целиком" [17]. Задача - помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. «Самым важным является в нем субъективное увлечение действующего человека, его сознание, что он делает что-то неповторимое; убеждение в том, что деятельность, хотя таинственная, становится послушной его воображению и воле» [20].

1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Как уже отмечалось, творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность [3].
Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней.
Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
Во-первых, деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые положительные эмоции и удовольствие. Они должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше - необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей [15].
Во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях
В - третьих, важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
Развитию творческих способностей младших школьников содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. [11, C. 36]
Среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством). Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание» [10, C. 74].
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский) [8, C. 36].
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, В.А. Крутецкий, В.А. Ковалёв, К.К. Платонов, А.А. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Для развития творческого мышления и творческого воображения обучающихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; делать предположения прогнозного характера; выделять противоположные признаки объекта; выявлять и формировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты [18].
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как сложность содержащихся в них проблемных ситуаций; сложность мыслительных операций, необходимых для их решения; форма представления противоречий (явные, скрытые). В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий:
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет или явление. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления обучающихся. В заданиях данного уровня выступает проблемная ситуация или задания, содержащие противоречия в явной форме.
Задания III (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия предлагаются учащимся 3 и 4 года обучения и направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества [9].
Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Колмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и другие.) подчёркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности обучающихся [22, C. 78].
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным, структурным элементом содержания образования: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения; комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие [11].
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и т.д.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельность. Психологической основой последней так же является творческое воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества.
По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа, конечного результата его деятельности,
- создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность,
- создание образов описываемых объектов.
Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Дети в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

1.3. Специфика творческого развития детей в системе дополнительного образования

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В отличие от общего образования, система ДОД является открытой социально-педагогической системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждения идей гуманизма и демократии. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся [5].
Трудно представить нам жизнь ребенка без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как все дети индивидуальны. Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами). Например, занятия в отделах декоративно - прикладного творчества выполняет несколько важных функций: с одной стороны она является носителем духовной культуры, а с другой она эффективно развивает творческое воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, пространственное мышление, художественные потребности, творческие способности, трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе, гимназии [16].
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать усложненные задания и увеличивать объем работы. Как правило, работы именно таких детей жюри отмечает на различных конкурсах, подчеркивая индивидуальность работы. Педагог в своей деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому ребенку индивидуальный подход [12].
Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Поэтому главная задача педагога выявить скрытые талантливые личности и дать им возможность дальнейшего развития. Это можно сделать с помощью разных диагностических методик: наблюдение, эксперимент, тест, творческое задание. Одаренного ребенка можно определить по его творческим работам, они оригинальны, эмоциональны и выделяются на фоне других. Как правило, ребенок придумывает целую историю про свой художественный образ. Он играет, общается, переживает вместе с созданной им игрушкой. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. С помощью воображения у ребенка формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий и т.д. Творчество и воображение тесно связаны между собой. Воображение помогает ребенку придумывать интересные образы и воплощать свой замысел в творческой деятельности [19].
Эмоции играют очень большую роль в творческой деятельности детей. Положительный эмоциональный фон в процессе деятельности создается с помощью: музыки, видео, загадок, стихов в соответствии с темой урока. Одной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. А хороший результат возможен там, где есть положительная мотивация к творческой деятельности, самоорганизация ребенка, творческие способности ребенка и их использование в творческой деятельности. Хорошим способом мотивации является изготовление подарка или сувенира для мамы, бабушки, папы, друга. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка, уровень овладения знаниями, умениями и навыками на школьных уроках [4].
Большое значение в творческой деятельности играет использование игровых приемов с элементами ролевого поведения (мечты покататься на лошадке, дрессировщик собачки, мастер, пастушок коровы, быка). Правильный выбор методов обучения способствует развитию творческих способностей обучающихся. Одним из таких методов является частично-поисковый или эврестический - это импровизационный метод, где ребята на заданную тему могут создавать выразительный образ. Занятия лепкой и росписью способствуют развитию у детей творческого воображения. Сам процесс лепки способствует воплощению замыслов ребенка, созданию образов и развитию воображения. Захватывающий интерес к процессу создания поделок психологически облегчает ребенку работу с материалом (песком, соломкой, бисером). Очень важно то, что в процессе творческого занятия ребенок учится согласованности движений обоих рук, а так же происходит воспитание привычки последовательного выполнения работы.
Таким образом, в условиях творческих объединений обучающиеся обнаруживают более благоприятную динамику показателей развития креативности, личностных качеств и достижений в интеллектуальных и творческих видах деятельности по сравнению со сверстниками, учащимися в общеобразовательных школах. Особенности обучения в творческих объединениях учреждений дополнительного образования оказывают значимое системное влияние на развитие всех параметров креативности.
Глава 2. Система работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой

2.1. Описание системы работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях тестопластикой

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление в нем в пространственно – пластичных образах. Лепка – это и самый осязаемый вид художественного творчества: ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и в любой момент ее изменяет.
В наши дни постепенно возрастает интерес к этому виду творчества. Как у любого другого материала у теста есть достоинства и недостатки. Нов одном оно просто уникально – его можно использовать для того, чтобы научить детей лепить. Это незаменимый материал, т.к. безопасен во всех отношениях. Тесто, как материал, очень удобен в работе, всегда под рукой и не требует практически никаких затрат.
Программа «Тестопластика» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития. Занятия по программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно – творческих способностей. Изготовление поделок из соленого теста включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием теста, картона, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), лак (НЦ,ПФ). Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой реализации.
Программа «Тестопластика» в объеме 72 часа учебных часа за год, рассчитана для обучающихся 7-15 лет. Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественно – эстетической направленности.
В программе обучения обучающиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных, близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому программа «Тестопластика» является актуальной и в наше время.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективно сюжетно – тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из соленого теста.
Программа разработана на основе программ «Тестопластика» Басовой Л.В., «Тестопластика» Литвин Т.В.
Цель программы: создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста.
Задачи:
Образовательные:
- расширить кругозор по декоративно-прикладному искусству, по культуре Ульяновской области.
- дать обучающимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
-научить обучающихся различным приемам работы с соленым тестом, экономно расходуя материал.
Развивающие:
- Развить у обучающихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию у обучающихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.
-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-Развить у обучающихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из соленого теста.
-Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
Программа преследует решение следующих педагогических, методических и профессиональных задач:
- освоить технологии изготовления декоративных изделий из соленого теста
- изучение основ цветоведения, приемов работы с цветом, тоном; умение рационально и творчески использовать материал и его свойства;
- развитие пространственного воображения;
- соблюдение правил техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
Изучение осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений выполнять технологию изготовления изделий из соленого теста осуществляется при выполнении самостоятельных практических работ, контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
В ОГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» созданы все условия для организации работы по развитию творческих способностей детей, с помощью родителей был орагнизован небольшой уголок творчества, где находятся: краски (акварельные, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы, цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Занятия тестопластикой доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, обучающиеся с удовольствием проявляют свою индивидуальную креативность при создании необычных образов из теста.
Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Тем самым у детей развивается умение видеть целое раньше частей, способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, используя нетрадиционные формы лепки.
Следующий этап - это обработка тестом разнообразных объемных форм. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски - гуашь, акварель, фломастеры. Работы получаются интересные, выразительные, привлекательные, долговечные, легки в изготовлении. Детские работы выставляются на выставках, ими украшается помещение класса, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного изделия своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные. Например, так для мам к 8 марта можно сделать магниты своими руками из теста и украсить подручным материалом (ленточками, бисером, бусинками и т. д.) . Занятия по тестопластике не только помогают развивать мышление, воображение, глазомер, пространственное восприятие, но воспитывают художественно-эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость.
После того, как дети усвоят лепку из простых элементов, мы переходили к другому этапу работы более сложному. Лепка панно по мотивам сказок «Колобок», «Три медведя», «Рождественская сказка».
Для поддержания интереса к деятельности используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др.
В рамках программы созданы эффективные условия для формирования творческой личности:
1. Признание безусловной ценности ребенка. В системе дополнительного образования создаются все условия для развития, способствующие творчеству, которые  позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры без всяких условий.
2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству.
3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий.
4. Креативность формируется и реализуется через индивидуальность ребенка. Здесь важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых, позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению поставленных  целей.
5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. В своей работе с младшими школьниками строилось обучение тестопластике на элементах игры, используя дидактические, психологические игры на внимательность и быстроту реакции, игры на воображение в создании образов.
Особо хотелось бы отметить роль новых информационных технологий в современном дополнительном образовании, которые открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения, позволяющие повысить качество и эффективность занятий на 20-30%. Кроме того, в последнее время появилась новая возможность участия не только в очных, но и заочных и дистанционных творческих конкурсах по тестопластике - «Талантоха», «Рассударики», «Таланты России» и др. Новым положительным типом коллективного сотрудничества является тесное взаимодействие и участие в многоцелевой просветительской деятельности. Это дает возможность нашим детям участвовать в городских и областных выставках и ярмарках научно-технического и прикладного творчества. Данная работа отражается на интеллектуально - психологическом  преображении детей, раскрывая их коммуникативные качества, умение тесно взаимодействовать не только  между собой, но и с разной аудиторией.
В своей работе с обучающимися, используется еще один метод - проектная деятельность, который позволяет развивать в детях творческую инициативу и креативность мышления, умение самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и воплощать в практику. Дети сами выбирают тему проекта и индивидуально или группой работают над ее воплощением. Такая деятельность позволяет ребенку ощутить свою значимость и самостоятельность, у них появляется уверенность в своих силах. После этого, у детей повышается мотивация, они учатся контролировать себя и оценивать работы своих сверстников.
Таким образом, можно сказать, что использование таких современных технологий как использование ИКТ, психологическое сотрудничество, внедрение метода проектирования, компетентностный подход к обучению и воспитанию позволяют более эффективно внедрять в практику любую программу дополнительного образования, в том числе и по тестопластике.

2.2. Оценка эффективности системы работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами тестопластики

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что занятия тестопластикой являются эффективным средством для развития творческих способностей нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень сформированности детского художественного творчества у детей младшего школьного возраста на этапе начала обучения (входящая диагностика) и на этапе середины обучения по программе «Тестопластики» (промежуточная диагностика);
2. Произвести сравнительные результаты на основании проведенного экспериментального исследования, сделать выводы об эффективности программы «Тестопластика» для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Эксперимент проводился на базе ОГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность». В исследовании приняло участие 20 обучающихся.
Предварительная работа по организации экспериментального исследования включала:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- подбор диагностической базы исследования;
Для выявления уровня сформированности детского художественного творчества была проведена входящая диагностика по авторской методике, основанной на критериях И.А.Лыковой, «Народная ярмарка».
Цель: изучить уровень развития детского художественного творчества у детей младшего школьного возраста.
Оценка уровня развития художественного творчества осуществлялось по критериям:
Высокий уровень развития художественного творчества. Ребенок правильно передаёт форму народных игрушек, учитывает характерные особенности народного промысла, правильно выбирает способ лепки. Ребенок видоизменяет орнамент изделия, выполненного в технике тестопластики, дополняет вариации продуктов деятельности, преобразовывает уже знакомые способы лепки, создает новые комбинация из усвоенных, старых элементов. Самостоятельно применяет известные приёмов лепки в новых игрушках, осуществляет поиск наилучшего выбора приема и техники лепки. У ребенка наблюдается заинтересованность в нахождении своих оригинальных приёмов решений творческих заданий. Он быстро реагирует и проявляет находчивость в действиях.
Средний уровень развития художественного творчества. Ребенок в основном правильно передает форму народных игрушек, допускает незначительные ошибки в передаче характерных особенностей народного промысла, не всегда правильно выбирает способ ленки. В процессе работы прослеживаются небольшие видоизменения мотивов изделия, изредка он дополняет вариации продуктов деятельности, преобразовывает уже знакомые способы лепки. Ребенок стремится, но затрудняется в самостоятельном создании новых комбинаций из усвоенных, старых элементов. Самостоятельно не применяет известные приёмы лепки в новых игрушках. У ребенка отсутствует заинтересованность в нахождении своих оригинальных приёмов решении творческих заданий. Он не проявляет быстрой реакции и находчивости в действиях.
Низкий уровень развития художественного творчества. Ребенок не передаст самостоятельно форму народных игрушек, не видоизменяет мотивы изделия. Затрудняется в дополнении вариации продуктов деятельности, преобразования уже знакомых способов лепки. Ребёнок не стремится создавать новые комбинации из усвоенных, старых элементов. Не применяет самостоятельно известные приемы лепки в новых игрушках. В процессе лепки наблюдается отсутствие интереса в нахождения своих оригинальных приёмов решений творческих заданий. Он медленно реагирует и проявляет находчивость в действиях.
Результаты входной диагностики представлены в приложении 1, таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1. Уровень художественного творчества детей младшего школьного возраста

Уровень развития художественного творчества
Количество человек
Процентное соотношение от общего числа детей экспериментальной группы

1
Очень высокий уровень
1
5%

2
Высокий уровень
5
25%

3
Средний уровень
9
45%

4
Низкий уровень
5
25%

5
Очень низкий
0
0%



Рисунок 1 Уровень художественного творчества детей младшего школьного возраста на этапе входной диагностики
Проводя анализ результатов по данному диагностическому занятию, был сделан вывод о то, что:
1) Очень высокий уровень художественного творчества выявлен у 5% (1 чел.) детей младшего школьного возраста.
2) Высокий уровень художественного творчества выявлен у 25% (5чел.) детей младшего школьного возраста.
3) Средний уровень художественного творчества выявлен у 45% (9чел.) детей младшего школьного возраста.
4) Низкий уровень художественного творчества выявлен у 25% (5 чел.) детей младшего школьного возраста
5) Очень низкий уровень художественного творчества не выявлен.
Таким образом, можно говорить о том, что у большинства детей художественное творчество сформировано на среднем уровне (45% - 9 чел.). Однако у значительного числа детей 25% (5 чел.) был выявлен низкий уровень сформированности художественного творчества.
Подводя итог данному этапу исследования можно говорить о том, что среди детей младшего школьного возраста уровень развития художественного творчества недостаточно высокий, о чем свидетельствуют результаты входной диагностики.
Для получения данных о динамике развития детского художественного творчества в ДОО, мы провели промежуточную диагностику детского художественного творчества, с использованием той же методики, которую применяли во входящей диагностики (таблица 2, рисунок 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ развития художественного творчества младших школьников (входящая и промежуточная диагностика)

Художественное творчество
Количество человек
Процентное соотношение



Входная диагностика
Промежуточная диагностика
Входная диагностика
Промежуточная диагностика

1
Очень высокий
1
3
10%
15%

2
Высокий
5
7
25%
35%

3
Средний
9
9
45%
45%

4
Низкий
5
1
25%
10%

5
Очень низкий
0
0
0%
0%










Рисунок 2. Уровень развития художественного творчества младших школьников на этапе промежуточной диагностики
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1) Очень высокий уровень развития художественного творчества выявлен у 15% (3чел.) детей младшего школьного возраста, что выше показателей констатирующего эксперимента на 5%.
2) Высокий уровень художественного творчества выявлен у 35% (7 чел.) детей младшего школьного возраста, что выше показателей констатирующего эксперимента на 10%.
3) Средний уровень развития художественного творчества выявлены у 45% (9 чел.). При этом количество детей со средним уровнем развития художественного творчества не изменилось.
4) Низкий уровень развития художественного творчества выявлен у 10% (1чел.) детей младшего школьного возраста, что ниже показателей констатирующего эксперимента на 15%.
5) Очень низкий уровень развития художественного творчества не выявлен.
Подводя итог диагностическому исследованию, можно говорить о том, что действительно занятия по тестопластике оказывают влияние на развитие художественного творчества в младшем школьном возрасте.

Заключение

Ребёнок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребёнка определённые обязанности, требующих к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он так же получает новые обязанности.
В младшем школьном возрасте ребёнок впервые становиться как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребёнка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребёнка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребёнка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от решения головоломки, до изобретения новой модели машины или другого продукта, но суть их одна: при их решении происходит опят творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь - то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. Всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.
Есть великая «формула» приоткрывающая занавес над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность- помочь ребёнку встать на этот путь.
Перед образовательным учреждением дополнительного образования всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому работа педагога дополнительного образования должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
Тестопластика - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки из соленого теста можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Занятия по тестопластике комплексно воздействуют на развитие ребенка младшего школьного возраста:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что тестопластика наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей занятий по тестопластике как средства развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Результаты входящей диагностики показали, что у большинства обучающихся творчество развито на невысоком уровне. У многих детей выявлен недостаточный уровень развития творческого воображения, которое является основой для художественного творчества младших школьников. Таким образом, можно говорить о выявленных недостатках в развитии художественного творчества у детей младшего школьного возраста.
С целью преодоления выявленных недостатков нами был разработан и внедрен комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества детей младшего школьного возраста. Основным средством развивающих занятий была использована тестопластика.
Проведенное нами повторное исследование уровня развития творческих способностей позволило сделать следующие выводы о том, что проведенная нами работа по реализации дополнительной образовательной программы «Тестопластика» действительно является эффективной с целью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась и гипотеза исследования.
Материалы экспериментального исследования могут найти свое применение в практике дополнительных образовательных учреждений, с целью совершенствования развивающей работы направленной на развитие художественного творчества обучающихся, используя в качестве средства – тестопластику.



Список использованной литературы

Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. – 96 с.
Волков Н. П. Много ли в школе талантов? М., 1989. № 5. Серия. Педагогика и психология.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М., 1993
Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 2-е изд. – 656 с.
Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - 1997., №12. с. 73-75.
Ильичев Л.Ф. Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-2003 г. - с. 649.
Крутецкий, В. А. Психология : Учебник для обучающихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980. – 352 с.
Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк
· ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994. – С. 46-55.
Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008. – 336 с.
Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
Психологический словарь / под ред. В. П. Зичченко. М., 1997
Психолого-педагогический словарь : для учителей и рук. общ. учреждений. Ростов н/Д, 1998.
Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001. – 928с.
Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Харвест; Минск, 1998. – 876 с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М,, 1961.
Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. – 2004. – № 2. – С. 87-88.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.- 1989 г. с.98.


Приложения
Приложение 1. Сводные диагностические таблицы исследования
Особенности развития художественного творчества у детей младшего школьного возраста

Список детей
Художественное творчество



Входная диагностика
Промежуточная диагностика

1
Алена К.
Низкий
Средний

2
Алена М.
Средний
Высокий

3
Алина Е.
Средний
Средний

4
Вика Р.
Средний
Средний

5
Егор Р.
Высокий
Высокий

6
Елена С.
Низкий
Средний

7
Захар Д.
Средний
Средний

8
Ирада Р.
Высокий
Высокий

9
Инна К.
Низкий
Средний

10
Ирина А.
Высокий
Высокий

11
Катя И.
Высокий
Высокий

12
Люда А.
Средний
Средний

13
Марат О.
Средний
Высокий

14
Марина К.
Высокий
Высокий

15
Марина О.
Низкий
Средний

16
Маша И.
Средний
Средний

17
Настя С.
Низкий
Низкий

18
Слава Ш.
Средний
Высокий

19
Татьяна М.
Высокий
Высокий

20
Татьяна Б.
Средний
Высокий


Констатирующий этап эксперимента

Список детей
Способ лепки
Образ игрушки
Настойчивость действий
Интерес

1
Алена К.
-
-
-
-

2
Алена М.
+
+
-
-

3
Алина Е.
+
-
+
-

4
Вика Р.
-
+
-
+

5
Егор Р.
+
+
+
+

6
Елена С.
-
-
-
-

7
Захар Д.
+
-
+
-

8
Ирада Р.
+
+
+
+

9
Инна К.
-
-
-
-

10
Ирина А.
+
+
+
+

11
Катя И.
+
+
+
+

12
Люда А.
+
-
-
+

13
Марат О.
+
+
+
-

14
Марина К.
+
+
+
+

15
Марина О.
-
-
-
-

16
Маша И.
+
+
-
+

17
Настя С.
-
-
-
-

18
Слава Ш.
+
-
+
-

19
Татьяна М.
+
+
+
+

20
Татьяна Б.
+
-
-
+


Контрольный этап эксперимента

Список детей
Способ лепки
Образ игрушки
Настойчивость действий
Интерес

1
Алена К.
+
+
-
-

2
Алена М.
+
+
+
+

3
Алина Е.
+
-
+
-

4
Вика Р.
-
+
-
+

5
Егор Р.
+
+
+
+

6
Елена С.
+
-
+
-

7
Захар Д.
+
-
+
-

8
Ирада Р.
+
+
+
+

9
Инна К.
+
+
-
-

10
Ирина А.
+
+
+
+

11
Катя И.
+
+
+
+

12
Люда А.
+
-
-
+

13
Марат О.
+
+
+
+

14
Марина К.
+
+
+
+

15
Марина О.
+
+
-
-

16
Маша И.
+
+
-
+

17
Настя С.
-
-
-
-

18
Слава Ш.
+
+
+
+

19
Татьяна М.
+
+
+
+

20
Татьяна Б.
+
+
+
+











13 PAGE \* MERGEFORMAT 144015




















Диаграмма 1 Заголовок 1ђ Заголовок 215