Рекомендации психологу по развитию позитивного самоотношения подростков из неполных семей


Рекомендации психологу по развитию позитивного самоотношения у подростков из неполных семей
Формирование позитивного самоотношения у подростков связано с процессами целенаправленного моделирования и организованного овладения подростками целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности в обществе, которая продиктована требованиями коммуникативной компетентности (Долгова В.И., Мельник Е.В., [1]).
Изучив психологическую литературу и проведя эмпирическое исследование с подростками из полных и неполных семей, мы выяснили, что у подростков из неполных семей менее позитивное самоотношение, чем у подростков из полных семей. Исходя из этого мы предлагаем рекомендации в виде коррекционно-развивающей программы.
Цель: развитие позитивного самоотношения подростков из неполных семей.
Задачи:
Повысить уровень знаний подростков о себе;
Сформировать способность адекватно оценивать себя на основе внутренней системы ценностей;
Сформировать уверенность в себе, ощущение ценности и значимости собственной личности.
Принципы построения коррекционно-развивающей программы:
Принцип системности;
Принцип единства диагностики и коррекции;
Деятельностный принцип.
На основе этого принципа, работа осуществляется в рамках ведущей деятельности подросткового возраста – личностного общения со сверстниками.
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростков.
При разработке и реализации коррекционно-развивающей программы учитываются возрастно-психологические особенности подросткового возраста.
Возраст учащихся: 13-14 лет
Форма проведения: групповая, тренинговаяСроки реализации программы: 1 год
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40-45 минут.
Количество участников в группе 12 человек.
План работы с подростками из неполных семей
№ Направление мероприятий
1. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга»;
Методика исследования самоотношения (МИС)»  С.Р. Пантилеева.
Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд)
2. Психологические консультации по проблемам семейных отношений в неполной семье
3. Тренинг личностного роста: «Цветные люди», «Мое физическое Я», «Мои сильные стороны», «Без маски», «Контраргументы»
4. Занятие «Идеальное Я»
5. Родительский всеобуч «Влияние семьи на формирование личности подростка»
6. Родительский всеобуч «Влияние семьи на самоотношение подростка»
7. Занятие «Путешествие к своему Я»
8. Занятие «Кто я?»
9. Тренинг «Пойми себя»
10 Занятие «Я и мой внутренний мир»
Содержание программы
1. На первом этапе коррекционно-развивающей программы необходимо построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений; психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений. Используемые диагностики:
1. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга»;
2. Методика исследования самоотношения (МИС)»  С.Р. Пантилеева.
3. Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд)
2. Психологические консультации по проблемам семейных отношений в неполной семье проводятся как на первом этапе программы и на втором по необходимости.
3. Тренинги личностного роста («Цветные люди», «Мое физическое Я», «Мои сильные стороны», «Без маски», «Контраргументы») построены таким образом, чтобы создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам в решении возникших у них психологических задач, «вопросов» поиск ответов, на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.
4. Занятие «Идеальное Я»
Цель: формировать стремление к саморазвитию.
Задачи:
формирование представления о своем идеальном «Я»;
формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности;
создание мотивации для дальнейшей работы над собой.
Упражнение 1. «Меняющаяся комната».
Упражнение 2. «Зеркальце».
Упражнение 3.  «Годы юности».
Упражнение 4. «Моя Вселенная».
Упражнение 5. «Бумажные снежки».
Упражнение 6.«Мои жизненные цели».
Упражнение  7. Рефлексия.
5. Родительский всеобуч «Влияние семьи на формирование личности подростка», «Влияние семьи на самоотношение подростка».
Цель: содействовать повышению уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей.
7. Занятие «Путешествие к своему Я»
Цель занятия: расширить систему представлений подростков о себе.
Задачи:
формирование представления о собственной уникальности;
развитие способности к осознанию своего «Я»;
актуализация представления об отношении к самому себе;
формирование представления о ценности собственной личности.
Упражнение 1. «Способы приветствия».
Упражнение 2. «Я - уникальный».
Упражнение 3. «Я и мое отношение к себе».
Упражнение 4. «Планета мечты».
Упражнение 5. «Я и мое восприятие себя».
Упражнение  6. Рефлексия
8. Занятие «Кто я?»
Цель занятия: расширить систему представлений подростков о себе
Задачи:
формирование более полного представления о себе;
раскрытие многогранности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;
формирование представления о своем идеальном «Я».
Упражнение 1. «Эхо».
Упражнение 2. «Кто Я?».
Упражнение 3. «Герб своего «Я»».
Упражнение  4. «Представь себя в виде животного».
Упражнение 5. «Прогулка».
Упражнение  6.  Рефлексия
9. Тренинг «Пойми себя».
Цель: формирование позитивного самоотношения, развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
10. Занятие «Я и мой внутренний мир»
Цель занятия: развить способность к осознанию своего «Я».
Задачи:
развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе;
осознание ресурсов собственной личности;
формирование положительной самооценки.
Упражнение 1. «Приветствие».
Упражнение 2.  «Афоризмы».
Упражнение 3.  «Зато я».
Упражнение 4. «Хромая мартышка».
Упражнение 5. «Ладошка».
Упражнение  6. «Рожицы».Упражнение  6.  Рефлексия