Презентация к круглому столу Обычаи и традиции моей семьи


Подготовила Солтамурадова Розана Ризвановна, учитель русского языка и литературы средней школы №20 г. Грозный. Участники: учащиеся 9-11 классов (по 4-5 человек из класса), родители (7-9 человек), классные руководители, учитель вайнахской этики, учитель истории. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей… Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на земле, мир в стране начинается с мира в семье. Семья - школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы долго ищем повод или предлог для разговора. В наше время особенно чувствуется нехватка времени на воспитание ребенка. Родители едва видятся с детьми: утром перед работой или вечером перед сном. И эту нишу - отсутствие общения с родителями - им восполняет школа. Вообще, семья и школа - два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Как-то осенью по лесуПрокатилася молва:На полянке ровно в восемьСобирает всех Сова.Побросав дела и деток,Не закончив сбор грибов.Кто пошел, кто полетелНа тревожный этот зов.-Ты не ведаешь, кума,Чем встревожена сова?Может твой Лисенок сноваВ школе мучает Косого?-Ой. не говори, Енот,Он и дома сущий черт. Нацепив очки на нос,Задала Сова вопрос:-Поднимите, звери, лапы,Кто не бил детишек, папы?Зашумела тут толпа:-Что за глупости, Сова!Я Лисенка лишь вчераДолго за уши драла.-Про медведей говорят:Он «на ухо глуховат»Я за шалости сыночка«Приласкаю лишь пруточком». Папа-заяц на пеньке,Хрумкая морковку,Важно, с пафосом изрек:-Я же против порки!Я косых своих детейЛапою не трону.По дороге каждый деньИм внушаю строго:«Не ходите «на ушах»,Не грызите двери.И хвосты своих друзейВы не суйте в щели». Зашумела вновь толпа,Кто был «против», кто был «за». Долго не могла СоваДонести до них слова:-Я прошу вас. Звери-мамы,А в особенности папы:Прекратить в своей семьеВоспитанье «на ремне».Ваши дети так привыклиК выволочкам за проступки.Что от нас, учителей,Ждут таких же вот вещей. -Ну, а мне, - всплакнула Белка,-Делать что с своей пострелкой?Как накрасится румяной,Подведет себе глазаИ порхает по поляне,Где танцует до утра. –Тут родительские страсти Накалились докрасна. Не в Совиной было власти Перекрыть их голоса... Нерешенная проблема О битье и небитье Стать должна несовременной, Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями. И цель нашего сегодняшнего круглого стола - выявить все лучшее в каждой семье, взять традиции и обычаи за образец, увидеть недостатки семейного воспитания и устранить их. Ведь еще А.С.Макаренко напоминал: «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Итак, воспитание в семье. Пожалуйста, расскажите, какие методы и формы воспитания используются в ваших семьях. Как происходит воспитание, (слово учащимся). Что бы вы хотели изменить? Что здесь неправильно? Нужно ли применять метод «кнута и пряника»? Нужно ли наказывать и хвалить детей? Как это происходит у вас в семье? Наш менталитет играет основную роль в отношениях между родителями и детьми. Конечно, нужно знать и соблюдать свои традиции.. Но жизнь идет вперед и волей-неволей мы должны идти в ногу со временем. Давайте сейчас послушаем кое-что из истории чеченской семьи, а потом поговорим, изменились ли отношения в семье. Хорошо это или плохо. Слово «семья» на нашем языке «доьзал» имеет корень «доь», что значит «основа, начало, исток».Семья – союз мужчины и женщины, основанный на соблюдении адатов. По нашим адатам, семья – это отец, мать, дети, дедушка, бабушка, дяди и тети. Отношения в семье складываются на взаимоуважении.В старину при рождении ребенка приносили в жертву ягненка. Первое время отец по традиции скрывался, не показывался перед родственниками.Не полагалось перед кем-то брать ребенка на руки, ласкать, обращаться к нему.Отец никогда напрямую не ругал ребенка. Передавал свое недовольство, наказы через мать… Слово Амаевой З.А., учителю чеченского языка и литературы. А теперь вопросы для обсуждения: -субординация в семье, взаимоотношения между родителями и детьми, старшими и младшими, братьями и сестрами, (с примерами из жизни);-высшее образование, которое стало «обязательным» в нашем обществе. Нужно ли принуждать детей «поступать» в ВУЗ?-карманные деньги. Сколько их должно быть?-внешний вид учащегося: длинные волосы у мальчиков, распущенные - у девочек. Краски, наряды, телефоны;-вредные привычки. Как о них вовремя узнать и какими методами бороться?-ранние браки? А если любовь? Выводы: Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Я надеюсь, что сегодняшний разговор помог нам всем: родители уже сейчас задумаются о том, что они недодали детям, а учащиеся, которым предстоит обзаводиться собственными, возьмут для себя лучшие традиции и обычаи, которые здесь прозвучали.