Реферат по учебной дисциплине психологии По теме «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста»


Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Свердловской области
Камышловский педагогический колледж
Реферат по учебной дисциплине психологии
По теме
«Развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста»
Исполнитель
Студентка 2 КП группы
Зайкова А.И.
Преподаватель
Психолого-педагогических
дисциплин
Уфимцева Е.А.
Камышлов, 2015
Оглавление
Введение3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и характеристика творческих способностей5
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей младшего возраста
9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Виды творческой деятельности детей младшего школьного возраста14
2.2 Развитие творческих способностей ребёнка в учебной и внеурочной деятельности17
Заключение19
Список литературы21
Приложение22

Введение
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника.
Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Развить способности это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Теоретический и анализ деятельности показал, что концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение, что позволило определить следующие противоречия между:
развивающейся системой образования детей и недостаточной разработанностью структурных и содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей;
растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения;
многочисленными видами и типами образовательных учреждений и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей растущего человека.
Выявленные противоречия подтверждают актуальность проблемы и необходимость ее исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и характеристика творческих способностей
Вопрос о том, что же такое творческая способность и, какова ее роль в жизни учащихся интересует многих психологов и педагогов нашего времени.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Способности делятся на учебные и творческие, по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
В психологии, прежде всего, трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность  - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы или отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, ручной, пригодный, удобный». Способный здесь фактически понимается как умелый.
Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Задача образования - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей.
Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.
Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни системы условных рефлексов.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают на качество его способностей.
По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различаются общие и специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, способность распределения внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Поэтому эти способности принято называть общими.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этой способности человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.
Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека.
По определению В.В. Клименко: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи».
Воображение - это интуитивная способность видеть сущность параметров, их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
новизна воспринятого «что-то»;
осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.
Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру состояние совершенной гармонии логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:
По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;
По линии совершенствования операций воссоздающего воображения, ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;
Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.
Таким образом, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей младшего возраста
Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность.
Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней.
Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
Во-первых, деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые положительные эмоции и удовольствие. Они должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше - необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей.
Во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях
В-третьих, важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
Развитию творческих способностей младших школьников содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.
Среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, В.А. Крутецкий, В.А. Ковалёв, К.К. Платонов, А.А. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
творческое мышление;
творческое воображение;
применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
форма представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий:
Задания I (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет или явление. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания III (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия предлагаются учащимся 3 и 4 года обучения и направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Колмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и другие.) подчёркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным, структурным элементом содержания образования:
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения;
комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.
Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества.
По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
построение образа, конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов описываемых объектов.
Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.
Дети в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Ребёнок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребёнка определённые обязанности, требующих к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он так же получает новые обязанности.
В младшем школьном возрасте ребёнок впервые становиться как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребёнка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребёнка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребёнка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от решения головоломки, до изобретения новой модели машины или другого продукта, но суть их одна: при их решении происходит опят творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь - то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. Всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.
Есть великая «формула» приоткрывающая занавес над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность- помочь ребёнку встать на этот путь.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Виды творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Существуют различные виды творческой деятельности:
Декоративно-прикладная деятельность - ИЗО, шитье, вязание, макраме, оригами и др.
Художественно-эстетическая деятельность - музыка, пение, хореография, театр и др.
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности рисованием. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию, макраме, оригами. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия Раскроив себе изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В младшем школьном возрасте зарождается интерес к серьёзным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее влечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмичные движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия так же являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создаётся на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитываются два фактора:
творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решённых проблемах.
творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание творческой деятельности представлено группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование различных методов, выполняет определённые функции.
Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа - «Познание»
Цель - накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
Изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части - целого;Рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
Моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа - «Создание»
Цель - накопление учащимися творческого опыта, создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
получение качественно новой идей субъекта творческой деятельности;
ориентирование на идеально конечный результат развития системы;
переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа - «Преобразование»
Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуации, явлений.
Приобретаемые умения:
Моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
Моделировать изменения внутреннего строения систем;
Учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4 группа - «Использование в новом качестве»
Цель - накопление учащимися опыта творческого похода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
Рассматривать объекты ситуаций, явления, с различных точек зрения;
Находить фантастическое применение реально существующим системам;
Осуществлять перенос функций в различные области применения;
Получать положительный эффект путём использования отрицательных качеств систем, универсализации, получение системных эффектов.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретения новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учётом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями в своей работе мы понимали:
Готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
Умения обретать новый смысл и ценности;
Умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
Умение адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
Гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
Художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
Субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровня используемого метода.
2.2 Развитие творческих способностей ребёнка в учебной и внеурочной деятельности
Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы:
Включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности;
Включает все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей;
Зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые для развития личности ребенка.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников может проходить и в учебной и внеурочной деятельности и предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, результатом которой должно быть получение творческого продукта;
системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путём накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

Заключение
Творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрять и дать возможность проявиться еще раз.
Проблема это наше отражение в образовательной и досуговой деятельности школы.
В процессе исследования я пришла к выводу, что одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно - деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Его суть - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагает выбор оптимальных методов, форм, приёмов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлений выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных отношений взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволяет детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
По результатам моего исследования, творческие способности ребёнка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейшего компонента на только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включать родителей в творческие дела школы.

Список литературы
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. 2008 г.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Нач. школа. 2004 г.
Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. 2001 г.
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. 1997 г.
Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. 1993 г.
Ильичев Л.Ф. Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. 2003 г.
Крутецкий В.Н. Психология. 1986 г.
Левин В.А. Воспитание творчества. 2003 г.
Лук А.Н. Психология творчества. 1998 г.
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. 2004 г.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 2007 г.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. 1988 г.
Фриман Дж. "Как развить талант ребенка от рождения". 1996 г.
Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. 2004 г.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. 1989 г.

Приложение
Методические рекомендации по развитию творческих способностей  детей младшего школьного возраста.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
научности;
систематичности;
последовательности;
доступности;
наглядности;
активности;
прочности;
индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.