Внеурочная деятельность по военно-патриотическому направлению Юный патриот


Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности « Юный патриот» имеет духовно-нравственную направленность.
Примерная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа внеурочной деятельности направлена
на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373) предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Программа «Юный патриот» составлена на основе программ внеурочной деятельности для 1 класса в рамках введения ФГОС общего образования в начальной школе, с учетом образовательного процесса ОУ и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы состоит в том, что в наше время назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа «Юный патриот» носит личностно-ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника чувства гордости за свою страну, воспитания патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги. Для решения задач программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воины, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Отличительной особенностью данной программы является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет.
Сроки реализации сентябрь-май.


Цель :
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России.
Задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;




Формы занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Беседы.
Сообщения.
Литературно – музыкальные композиции.
Просмотр и обсуждение видеоматериала .
Экскурсии .
Творческие конкурсы.
Соревнования.
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране.
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
Заочные путешествия.
Акции благотворительности, милосердия.
Режим занятий: 1ч в неделю во второй половине дня.






Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
устанавливать связь между поколениями;
читать и извлекать нужную информацию из учебников и других источников;
ценить и бережно относиться к своей Родине и родному краю;
уважать традиции своего народа;
соблюдать правила поведения в природе и обществе;
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.


Способы проверки результатов : тесты, творческие задания ( сочинения).

Формы подведения итогов : ( выставки рисунков, викторины.)








Учебно-тематический план


№.
Наименование раздела, темы.
Кол-во часов.
Теория .
Практика.


Я гражданин .
9



1
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
1
1
__

2
Родной край – частица России. Символика края.
1
1
__

3
Посёлок мой родной.
1
1
__

4
О чём говорят названия улиц посёлка?
1
__
1

5
Достопримечательности посёлка.
1
__
1

6
Я - ученик.
1
1
__

7
Родной дом и семья.
1
1
__

8
Традиции семьи.
1
1
__

9
Примечай будни, а праздники сами придут.
1
__
1


Живые страницы прошлого.
12



10
Как жили наши предки.
1
1
__

11
Богатырская наша сила.
1
1
__

12
Русские героические сказки.
1
__
1

13
Традиции и обычаи русского народа.
1
1
__

14
Русский солдат сам черт ему не брат.
1
1
__

15
Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
1
1
__

16
Русские полководцы А. В. Суворов.
1
1
__

17
Русские полководцы М.И. Кутузов.
1
1
__

18
Военные забавы юного Петра
1
1
__

19
История военной символики и формы ( мундира). Тест.
1
__
1

20
Виды войск России.
1
1
__

21
Боевая техника России.
1
1
__


Прошлое рядом .
12



22
Путешествие по городам – героям.
1
1
__

23
Город-герой Москва.
1
1
__

24
Наша страна в годы Великой Отечественной войны.
1
1
__

25
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
1
1
__

26
История одного памятника. «Родина Мать зовет!»
1
1
__

27
День защитника Отечества.
1
__
1

28
Маршал победы Г.К. Жуков.
1
1
__

2
·9
Дети войны.
1
1
__

30
Путешествие « Звёздное небо».
1
__
1

31
Открытка ветерану.
1
__
1

32
День Победы.
1
1
__

33
Акция « Милосердие».
1
__
1


Итого:
33
24
9


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс - 33ч. Теория- 24(ч) . Практические занятия ( 9ч).

Раздел «Я – гражданин». – ( 9ч) .
1. Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. ( Теория. Беседа о государственной символике России).
2. Родной край – частица России. Символика края.( Теория. Беседа о символике родного края).
3. Посёлок мой родной. ( Теория. Заочное путешествие по страницам истории родного посёлка.)
4. О чём говорят названия улиц посёлка?( Практика. Экскурсия с целью сбора информации о названиях улиц посёлка).
5. Достопримечательности посёлка.( Практика. Экскурсия с целью сбора информации о достопримечательностях посёлка)
6. Я – ученик. ( Теория. Беседа о правах и обязанностях ученика).
7. Родной дом и семья. ( Теория. Беседа о составе семьи ).
8. Традиции семьи. ( Теория. Беседа о традициях семьи).
9. Примечай будни, а праздники сами придут.( Практика. Викторина на знание русских праздников).
Раздел «Живые страницы прошлого» 12ч.
10. Как жили наши предки.( Теория. Беседа о том, как жили наши предки).
11. Богатырская наша сила.( Теория. Беседа -рассуждение с опорой на русские народные сказки).
12. Русские героические сказки. (Практика. Литературно-музыкальная композиция).
13. Традиции и обычаи русского народа.( Теория. Знакомство с традициями и обычаями русского народа).
14. Русский солдат сам черт ему не брат.( Теория. Беседа о героизме русских солдат).
15. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.(Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
16. Русские полководцы А. В. Суворов.( Теория. Беседа с демонстрационным материалом о великом полководце)
17. Русские полководцы М.И. Кутузов.( Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
18. Военные забавы юного Петра.( Теория. Беседа. Знакомство с первым русским императором и его военными забавами.)
19. История военной символики и формы ( мундира). ( Практика. Тест.)
20. Виды войск России.( Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала о видах войск России).
21. Боевая техника России.( Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала о боевой технике России)
Раздел «Прошлое рядом» 12ч.
22. Путешествие по городам – героям.( Теория. Заочное путешествие по городам-героям. Сталинград, Москва, Керчь, Тула, Смоленск).
23. Город-герой Москва.( Теория. Просмотр и обсуждения видеоматериала « Москва в годы Великой Отечественной войны).
24. Наша страна в годы Великой Отечественной войны.( Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала « Великая Отечественная»).
25. Наш край в годы Великой Отечественной войны.( Теория. Беседа о вкладе Кемеровской области и Новокузнецка в победу).
26. История одного памятника. «Родина Мать зовет!» ( Теория. Беседа с иллюстративным сопровождением о создании памятника).
27. День защитника Отечества. ( Практика. Литературно-музыкальная композиция о защитниках Отечества).
28. Маршал победы Г.К. Жуков.( Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала о маршале Жукове).
29. Дети войны. ( Теория. Беседа о детях, которые внесли свой вклад в победу.)
30. Путешествие « Звёздное небо».( Практика. Конкурс рисунков на тему: « Космос».)
31. Открытка ветерану.( Практика. Изготовление открыток для ветеранов).
32. День Победы. ( Теория. Встреча с ветеранами войны.)
33. Акция « Милосердие».( Практика. Изготовление игрушек и сбор вещей для детей из социально-незащищённых семей).
Практические занятия : изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны, разучивание стихов к Дню Защитника Отечества и Дню победы, подготовка сообщений об истории памятника « Родина-Мать зовёт», изготовление игрушек для детей из социально-незащищённых детей.















Методическое обеспечение.

Название раздела, темы.
Форма деятельности и занятий.




Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Беседа.

Родной край – частица России. Символика края.
Беседа.

Посёлок мой родной.
Заочное путешествие.

О чём говорят названия улиц посёлка?
Экскурсия.

Достопримечательности посёлка.
Экскурсия.

Я - ученик.
Беседа-рассуждение.

Родной дом и семья.
Беседа.

Традиции семьи.
Беседа.

Примечай будни, а праздники сами придут.
Викторина.

Как жили наши предки.
Беседа.

Богатырская наша сила.
Беседа-рассуждение.

Русские героические сказки.
Литературно-музыкальная композиция..

Традиции и обычаи русского народа.
Беседа.

Русский солдат сам черт ему не брат.
Беседа.

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Русские полководцы А. В. Суворов.
Беседа.

Русские полководцы М.И. Кутузов.
Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Военные забавы юного Петра.
Беседа.

История военной символики и формы ( мундира).
Тест.

Виды войск России.
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Боевая техника России.
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Путешествие по городам – героям.
Заочное путешествие.

Город-герой Москва.
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Наша страна в годы Великой Отечественной войны.
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Беседа.

История одного памятника. «Родина- Мать зовет!»
Беседа.

День защитника Отечества.
Литературно-музыкальная композиция.

Маршал победы Г.К. Жуков.
Просмотр и обсуждение видеоматериала

Дети войны.
Беседа- обсуждение.

Путешествие « Звёздное небо».
Урок-конкурс.

Открытка ветерану.
Творческий конкурс.

День Победы.
Встреча с ветеранами войны.

Акция « Милосердие».
Акция.



Приемы организации процесса:


Анализ и синтез;
Сравнение;
Классификация;
Аналогия;
Обобщение.
Методы организации:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;


В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Формы подведения итогов:
По разделу « Я гражданин» -викторина, «Живые страницы прошлого» -тест, « Прошлое рядом»- акция «Милосердие». (сбор и изготовление игрушек, детских книг и одежды для социально незащищённых детей).
Список литературы для учителя:

Голубева Т.С. Государственная символика России [Текст] Начальная школа. 2001
Зыков Л.А. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей [Текст] 2001
Печень Н.А. Символы воинской славы. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2004
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! [Текст] - М.: ВАКО, 2006
Жиренко И.А., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! [Текст] - М.: ВАКО, 2006
Давыдова М.А.. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. [Текст] – М,: ТЦ Сфера, 2005
Карпинец О.В. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Новопавловск, 2007

Список литературы для учащихся:

Серия книг История России[Текст] . – М: Белый город, 2006
2. Хинн О.Г. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История[Текст] / М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998
3.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. [Текст] М.: 2003










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815