Программа по патриотическому воспитанию Я — Патриот!


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






ПРОГРАММА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Я – ПАТРИОТ!»








Основной разработчик программы:
преподаватель
Клеймёнова Наталья Алексеевна.

Исполнители основных мероприятий:
педагогический коллектив колледжа,
обучающиеся.


Срок реализации программы:
2011– 2016 годы.





г. Дальнереченск
2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб,
отечественник или
отчизник».
В.И. Даль.


Программа патриотического воспитания обучающихся КГА ПОУ «ПТК» г. Дальнереченска Приморского края «Я – Патриот!» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства РФ, Постановлением «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а также Конвенцией ООН о правах ребёнка.
События рубежа ХХ – XXI века изменили устои российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Социально-экономические реформы привели к значительной социальной дифференциации, снижению жизненного уровня, потере общих для всех россиян духовных ценностей, ценностной переориентации и переоценке ценностей в духовной среде. Сегодняшним молодым людям очень трудно понять величие своей Родины и своего народа. У значительной части молодёжи утрачено патриотическое сознание: юное поколение растёт в среде, где такие понятия, как родина, дом, честь, любовь к России, её истории и народу стали не престижными. К сожалению, снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Всё это оказывает негативное влияние на сознание большинства социальных возрастных групп. Равнодушие, эгоизм, цинизм, моральная деградация, неуважение к родному государству, агрессивность и даже национализм стали отличительными качествами многих молодых россиян. Упал престиж военной и государственной службы.
Однако исторический опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что без патриотизма, патриотического воспитания ни одна страна не смогла добиться успехов в своём развитии. Патриотизм – это фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм всегда был отличительной чертой российского общества. И сегодня, когда Российская Федерация стремится стать суверенным, демократическим, цивилизованным, экономически развитым, уважаемым в мире государством, наступило время для возрождения и развития лучших традиций российского патриотизма, для осознания того, что мы являемся гражданами великой державы с героическим прошлым, высочайшим духовно-нравственным потенциалом. Настала пора безотлагательного решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне каждого отдельно взятого образовательного учреждения. Патриотические чувства должны стать основой консолидации общества, укрепления государства, формирования и развития личности с высокими нравственными и морально-психологическими качествами, патриота своей Родины, способного выполнить свой гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества в мирное и военное время.
Понятие патриотического воспитания очень широко, оно охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты окружающей жизни:
приобщение студентов к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и народа, в том числе с помощью литературы и искусства;
воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремления к участию в культурной жизни общества;
формирование интереса к истории и культуре своего края, города;
формирование представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и родного края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения ко всему окружающему;
воспитание гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны;
воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни;
формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственном здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микро группе.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, проектов, мероприятий. Огромный духовно-нравственный потенциал содержат героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры и спорта. Они также создают прочную основу для успешной реализации комплекса мероприятий патриотической направленности.
Упоминая о нашем Дальнеречье, мы установим истину - это земля подвигов. Здесь находятся памятники, памятные места, мемориалы, связанные с событиями гражданской и Великой Отечественной войны. В городе покоятся пограничники, погибшие при охране государственной границы в 1929 году (конфликт на КВЖД) и в 1969 году на легендарном острове Даманский. В 9 километрах от Дальнереченска погиб легендарный командир приморских партизан Сергей Лазо. И этот перечень можно продолжить
И не случайно в нашем городе существуют давние и прочные военно-патриотические традиции. Во всех мероприятиях, связанных с памятью об исторических событиях, принимает участие коллектив сотрудников и обучающихся колледжа Дальнереченска. В образовательном учреждении сложилась определенная система военно-патриотического воспитания. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной и Приморской истории. Мощным патриотическим фактором являются встречи с ветеранами и воинами, оказание шефской помощи ветеранам, организация экскурсий в воинские части и музеи. В процессе обучения и воспитания, на уроках и внеурочных мероприятиях формируется гражданственность, духовно-нравственные качества, патриотизм. Однозначно, ещё не всё сделано и есть резерв для дальнейшего совершенствования и развития системы военно-патриотического воспитания в КГА ПОУ «ПТК». Всё это говорит об актуальности реализации настоящей Программы патриотического воспитания.
Программа «Я – Патриот!» определяет основные направления военно-патриотического воспитания обучающихся. Она ориентирована на все социальные слои обучающихся, определяет целостную систему патриотического воспитания, способствующую воспитанию гражданственности и патриотизма с учётом опыта достижений прошлого, современных реалий и тенденций развития общества. Реализация программы будет способствовать сохранению согласия, порядка, дальнейшему развитию культуры.




















ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является:

Совершенствование и развитие системы героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания в колледже для
воспитания социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, национального самосознания, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству и народу и готовой защищать государственные интересы страны;
формирования патриотических чувств и сознания обучающихся на примере исторических ценностей и роли России в мировой истории;
воспитания у молодежи уважения к традициям, истории и культуре своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества.

Задачи программы:

повышать качество военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания в колледже;
пробуждать интерес к истории России и родного края, воспитывать любовь и уважение к малой Родине, приобщать студентов к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
прививать уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, символам Российского государства, воспитывать чувство гордости за свою страну, ответственности за её судьбу и готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
воспитывать уважение к Вооружённым Силам России и воинам-защитникам Отечества;
формировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий и процессов в обществе, гражданскую активность;
способствовать подъему духовной и нравственной культуры юношей и девушек;
воспитывать дружелюбие, толерантность, интернационализм;
формировать морально-психологическую и физическую готовность к выполнению воинского долга, потребность в здоровом образе жизни.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

концептуальные принципы: демократизация, гуманизация, регионализация;
принцип добровольности, самодеятельности, самоорганизации и творчества;
принцип национального равноправия, интернационализма и миротворчества;
принцип единства государственного и общественного воздействия;
принцип цикличности (программа строится в соответствии с принятым в стране учебным годом для учреждений СПО и летним отдыхом; основные мероприятия повторяются ежегодно);
принцип возрастной адекватности (все мероприятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся);
личностно-ориентированный подход к воспитанию;
принцип максимальной активности в процессе обучения и воспитания (используются активные методы и формы - игры, дискуссии, творческие конкурсы, викторины, чтобы участники мероприятий включались в деятельность);
принцип коллективности (воспитание у обучающихся социально-значимых качеств, их развитие как членов общества, коллектива);
принцип системности (взаимосвязь процессов обучения и воспитания);
принцип развития (путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, развитие, зрелость, преобразование).

Программа рассчитана на молодежь 15-20 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 2011 – 2016 гг.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа используется: в учреждениях СПО и старших классах общеобразовательных учреждений.
Программа реализуется:
В учебном процессе, в структуре внеклассной работы образовательного учреждения и каждой учебной группы в отдельности.
Предполагается взаимодействие с администрацией города и района, РОВД, РВК, воинскими частями, учреждениями культуры и спорта, а также Советом ветеранов и другими общественными организациями.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

урок;
тематические классные часы;
создание творческих исследовательских проектов;
написание рефератов;
экскурсии;
туристические походы;
конкурсы творческих работ: сочинений, стихотворений, чтецов, рисунков, плакатов;
тематические вечера;
встречи с интересными людьми;
концерты к знаменательным датам;
составление фото-отчётов об экскурсиях и других мероприятиях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Организационно-методическая деятельность: разработка плана мероприятий историко-патриотической направленности;
Информационно-пропагандистская деятельность: оформление тематических уголков по государственной символике, краеведению в рекреациях, учебных кабинетах истории, литературы, ОБЖ, в библиотеках; выпуск стенгазет, плакатов, оформление тематических книжных выставок; проведение уроков мужества, памятных вечеров и других мероприятий историко-патриотического характера;
Исследовательско - поисковая деятельность: организация конкурсов на лучшие рефераты, доклады, творческие работы, сочинения, рисунки, проекты по темам, связанным с героическими страницами истории России и родного края;
Изучение народных традиций: проведение тематических классных часов и бесед на тему «Народные традиции», проведение тематических уроков русского языка, литературы, истории, географии, спецтехнологии;
Политико-правовая деятельность: изучение российской символики, нормативно-правовых документов по подготовке к военной службе, прав и обязанностей человека и гражданина;
Нравственно-гражданская деятельность: оказание помощи ветеранам; организация встреч с ветеранами, воинами Российской Армии; участие в акции «Посылка солдату», «Письмо солдату»;
Туристско краеведческо-экологическая деятельность: организация туристических походов, экскурсий и поездок по памятно-историческим местам; написание отчётов об этих поездках; создание исследовательских групп с целью изучения истории страны, края, города, колледжа;
Спортивная деятельность: организация и проведение спортивных мероприятий; участие в городских соревнованиях и эстафетах;
Эстетическое направление: участие в конкурсах патриотической песни, стихотворений; организация праздничных концертов, посвященных знаменательным и памятным датам; участие в выставках прикладного творчества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате осуществления программы ожидается:

Укрепление и развитие системы героико-патриотического воспитания в колледже;
Развитие у обучающихся потребности в изучении своего края и Отечества и умения заниматься исследовательской деятельностью;
Воспитание гордости за принадлежность к Дальнереченску, Приморскому краю и России;
Укрепление духовно-нравственного потенциала обучающихся;
Сформированность социальной активности, высокого уровня патриотического самосознания и ответственности, навыков бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры;
Сформированность у обучающихся норм нравственного поведения, негативного отношения к вредным привычкам;
Снижение уровня преступности в социуме;
Привлечение интереса к военной службе.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Организация и проведение выставки творческих работ;
Семинар руководителей и участников программы;
Учебно-исследовательская конференция студентов «Мы - патриоты!»;
Торжественная линейка.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа «Я – Патриот!» реализуется в два основных этапа:
1 этап - этап проектирования и становления системы патриотического воспитания;
2 этап – этап стабильного функционирования и коренного обновления системы патриотического воспитания.
На 1 этапе предполагается:
организационное обеспечение реализации Программы;
создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
проведение мероприятий патриотической направленности.
На 2 этапе предполагается:
реализация основных программных мероприятий;
подведение итогов;
организация мониторинга.

Название этапа
Основное содержание деятельности
Средства и формы деятельности
Связь с социумом

1.Этап проектирования и становления системы патриотического воспитания
-создание Оргкомитета;
-подготовка методических материалов;
-изучение потребностей, интересов и других личностных характеристик обучающихс;
-разработка анкет;
-подготовка педагогов;
-запуск модели воспитательных программ;
-апробирование форм и методов совместной деятельности;
-зарождение традиций в рамках патриотической программы;
-организация мониторинга.

-проведение заседаний Оргкомитета;
-работа творческих групп;
-круглый стол классных руководителей и мастеров п/о;
-проведение педсовета: «Воспитание нравственной само реализующейся личности»; «Система патриотического воспитания».
Совет ветеранов, отдел молодёжи, музей; библиотеки;
Военкомат; ДШИ.

2.Этап стабильного функционирования и коренного обновления системы патриотического воспитания.

-реализация основных принципов, идей, технологий;
-включение студентов в различные виды коллективно-творческой деятельности;
-выработка перспектив деятельности;
-анализ результатов и качественных изменений, происшедших с участниками;
-выработка перспектив.
-проведение тематических дней, мероприятий совместно с социумом;
-анализ и диагностика;
-итоговый сбор Оргкомитета;
-семинар руководителей и участников программы.
Совет ветеранов, отдел молодёжи, музей; библиотеки;
Военкомат; ДШИ.







ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАМЫ

Военно-патриотическое воспитание, морально - психологическая подготовка: осуществляется на уроках общественно-исторического и гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности (работа кружков по предметам, факультативов, военно-шефская работа, уроки мужества, классные часы).
Военно-техническая подготовка: осуществляется на уроках естественно - научного и специального цикла, в технических кружках, секциях, факультативах, клубах по интересам.
Военно-физическая подготовка: осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры, в спортивных секциях, военизированных походах, конкурсах и соревнованиях, военно-спортивных праздниках и вечерах.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение
преподаватели и мастера п/о колледжа
социальный педагог
руководители ОБЖ и физического воспитания
библиотекарь
медицинский работник
работники общежития
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Оргкомитет по реализации программы. В состав Оргкомитета входят участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в улучшении качества военно-патриотического воспитания молодёжи.
Оргкомитет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышения эффективности работы.

Информационное обеспечение
Ознакомление педагогического коллектива с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания;
Обеспечение психологической готовности коллектива к переводу цели в личные цели деятельности;
Создание базы данных по данному направлению деятельности.

Методическое обеспечение

Выставка и обзор новинок изданий по проблеме;
Анализ методической литературы, статей и публикаций;
Подготовка памяток-рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию;
Оформление методической копилки;
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание через учебные предметы.

Работа с педагогическими кадрами

Инструктивно-методические совещания:
- «О концептуальных подходах к организации историко-правового и героико-патриотического воспитания в учреждениях СПО»;
- «Организация исследовательской, краеведческой работы как важное условие героико-патриотического воспитания обучающихся СПО».
Совещания при директоре:
- «Планирование работы КГА ПОУ «ПТК» по подготовке к 75-летию Приморского края»;
- «Планирование работы по подготовке к 45-летию со дня событий на о.Даманский»;
-«Планирование работы по подготовке к 70-летию Победы».
Провести совместные заседания Совета колледжа, педагогического Совета и Оргкомитета по реализации программы: «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».
1 раз в месяц проводить заседания Оргкомитета по реализации программы по вопросам планирования и организации мероприятий.

Работа с обучающимися

Подготовка рекомендаций по проблеме «Героико-патриотическое воспитание обучающихся»;
Проведение олимпиад, конкурсов по истории, обществознанию, правоведению;
Конкурс рефератов на тему: «Война в жизни моей семьи».

Материально-техническая и финансовая поддержка

Инвентаризация материально-технической базы – общежитие, спортинвентарь, библиотеки;
Приобретение канцелярских товаров, достаточного количества прикладного материала для работы кружков;
Привлечение средств попечителей и благотворительных организаций.


КОНТРОЛЬ, АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ.
Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса;
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, конкурсов, характера деятельности обучающихся;
Анализ результатов творческой деятельности;
Анкетирование.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



№ п/п
Разделы, темы
Используемые формы

1.
Колледж – наш дом.
1.1.История колледжа.
1.2.Чистая территория.
1.3.Студенты и педагоги.
Исследовательские проекты; презентация; благоустройство территории; тематические классные часы.

2.
Мой родной край – Приморье.
2.1Я люблю эту землю.
Страницы приморской истории.
2.3.События на о. Даманский 1969 года.
2.4.Приморцы.
Урок-экскурсия; устный журнал; презентация; лекция; викторина; игра; тематический вечер; литературное обозрение; встречи с интересными людьми; написание рефератов; исследовательские проекты.

3.
Россия – Родина моя.
3.1. Российская символика, памятные даты, Дни воинской славы.
3.2. Основной закон – Конституция РФ.
3.3. Прошлое, настоящее и будущее России.
Урок; викторина; игра; беседа; урок мужества; презентация; информация; дискуссия; круглый стол; написание рефератов.

4.
Гражданско-правовой лекторий.
4.1. Толерантность.
4.2. Права и обязанности граждан РФ.
4.3. Избирательная система России.
4.4. Власть в России.
4.5. Конвенция ООН о правах ребёнка.
Урок; дискуссия; семинар; викторина

5.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
5.1. Дорогами Победы.
5.2. Наш край в годы войны.
5.3. Они защищали Родину.
5.4. Война на Тихом океане.
5.5. Память о войне – священна!
Урок; тематический классный час; урок мужества; презентация; конкурс; викторина; экскурсии; тематический вечер; вахта памяти; участие в акциях.

6.
Сильные, смелые, ловкие (военно-спортивная подготовка).
6.1. Участие в спортивных соревнованиях.
6.2. Готовимся к военной службе.
6.3. Работа спортивных секций.
Урок; спортивные соревнования; спортивные кружки и секции; декады; тематические классные часы; конкурсы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

№ п/п
Мероприятия
Используемые приёмы, методы; технологии, техническое оснащение
Дата проведе-ния
Ответственный

1.
Колледж – наш дом.





Цели раздела:
Воспитание интереса к истории своего колледжа и гордости за его преподавателей и выпускников;
Задачи:
- Изучение истории колледжа;
-сохранение связи поколений и преемственности между поколениями, традиций колледжа;
- повышение интереса к изучению истории колледжа;
- формирование бережного отношения к своему клддеджу.




1.1
История колледжа.





- «История моего колледжа»
Накопление фотоматериалов и оформление фотоальбомов, создание презентаций
В течение
года
Студенческий совет


- «История моего колледжа»
Тематические классные часы
сентябрь
Классные руководители


-«Колледж – это мы»
Презентация

Преподаватель культуры



-Профориентационная работа
Беседы в школах города и района, выступления агитбригады, День открытых дверей; статьи в местные газеты
В течение
года
Зам. по СВР

1.2
Чистая территория.





- трудовые акции по благоустройству и уборке территории колледжа и учебных корпусов
Субботники; генеральные уборки
В течение года
Зам. по СВР;
Зам. по АХЧ;
мастера п/о, классные руководители

1.3.
Студенты и педагоги.





Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний
Линейка
1 сентяб-ря
Зам. по СВР; классные руководители, мастера п/о


Торжественная линейка, посвященная Дню учителя
Линейка
Октябрь
Преподаватель культуры



Концерт для преподавателей, посвященный Дню учителя
концерт
октябрь
Зам. по СВР, классные руководители


Конкурсы профессионального мастерства
Творческие конкурсы
В течение года
Зам. по УПР, заведующий практикой


Посвящение в студенты
вечер
ноябрь
Зам. по СВР, классные руководители

2.
Мой родной край – Приморье.





Цели раздела:
- воспитание любви к родному краю; расширение и углубление знаний о нём.
Задачи:
-Изучение и традиций родного края в ходе преподавания учебных предметов и внеурочной деятельности;
-повышение интеллектуального и эмоционального уровня уроков и внеурочных мероприятий за счёт использования краеведческих материалов;
-повышение социальной активности личности гражданина и патриота своего края;
-формирование экологического мировоззрения.




2.1.
Я люблю эту землю.





«Земли моей лицо живое»
Экологический вечер

Студенческий совет


«Дальнеречье вчера, сегодня, завтра»
Составление компьютерных презентаций
сентябрь
Преподаватель культуры



«Дальнеречье моё, Дальнеречье» (к 155-летию Дальнереченска)
Устный журнал
Октябрь
Преподаватель истории


«Заповедное Приморье»
Составление рекомендательного списка
Январь
библиотекарь


«Заповедное Приморье»
экологический вечер
Январь
Преподаватель экологии


«По лесным тропинкам»
Интеллектуальный экологический конкурс
сентябрь
Совет общежития








Исследовательский проект «Дальнеречье в зеркале экологии» (исследование состояния воды, составление карты свалок, дискуссия по экологическим проблемам, оформление стенда «Дальнеречье в зеркале экологии»).
Проектная деятельность, дискуссия, творческие работы.
В течение года
Преподаватель экологии


«Здесь начинается Русь»
Цикл выставок
В течение года
библиотекарь


Выставка фотографий красивейших уголков Приморья
Фотовыставка
Октябрь
Зам. по СВР



«Приморье – моя судьба»
Конкурс творческих работ
июнь
Преподаватель культуры


2.2
Страницы приморской истории.





«История моего города и района»
Исследовательский проект-
В теч. года
Зам. по СВР,
преподаватель истории


«Родной сердцу город»
выставка – обзор
июнь
библиотекарь


Сбор материалов о коренных жителях Приморья.
Исследовательская деятельность; подготовка рефератов и выставки
В течение года
Преподаватель культуры
























Краеведческий лекторий «Мира не узнаешь, не зная края своего» к 75-летию Приморского края:
Лекции, беседы
Сентябрь-декабрь
Преподаватель истории


«Административно-территориальное деление в Приморье: история и современность»
Информационный час

Преподаватель культуры



«Приморье литературное»
Литературный час




«Мы живем в России»

историко-краеведческий час




«Вместе со всей Россией: участие жителей Приморья в войнах»
урок памяти




Краеведческие часы
«Есть сторонка родная»:
Лекции, беседы, презентации
Сентябрь-декабрь
Зам. по СВР,
преподаватель истории, библиотекарь


- «Есть сторонка родная»





- «Древние обитатели края»





- «Приморье – частица России» (об исследователях)





- «А знаете ли вы, что»





- «О Приморье с любовью»





- «Моя любовь - Приморье»






«Наши знаменитые земляки» - в библиотеке
выставка - загадка
сентябрь



«О тебе, земля приморская»
тематический час по группам
Октябрь
Мастера п/о,
классные руководители


«Что может быть милее родного края»
Устный журнал
Октябрь
Преподаватель культуры



«Путешествие по Приморью»(Tour of Primorye)
Устный журнал
Октябрь
Студенческий совет


- «Приморская земля – любуюсь и горжусь тобой всегда»
брейн-ринг
Октябрь
Преподаватель истории


Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Викторина
Октябрь
Преподаватель культуры



«Знаешь ли ты свой край?»
Викторина
Октябрь
Студенческий совет


Проведение «Дня приморского края»
Выставки, викторина, поэтический вечер,
литературная гостиная, лекция, устный журнал, тематические классные часы
Октябрь
(ежегодно)
Библиотекарь, классные руководители


«Маленькая победоносная война»



выставка-хроника к 110 летию со дня начала русско-японской войны 1904-1905 г.
январь
Преподаватель культуры



«Проигранная война»
исторический час
январь
Мастера п/о,
классные руководители


«Морская судьба»

вечер-портрет
(165 лет адмиралу С.О. Макарову)
январь
Библиотекарь, классные руководители Библиотекарь, классные руководители


«Саммит АТЭС во Владивостоке: как это было»
Исторический вечер-хроника с презентацией
сентябрь
Мастера п/о,
классные руководители

2.3
2.3.События на о. Даманский 1969 года.





«Расстрелянный остров»
Сбор материалов и оформление альбома
Сентябрь февраль
Преподаватель культуры


«Даманский – наша боль, скорбь, память»
Выставка в библиотеке
Февраль-март
Библиотекарь


выставка в библиотеке «Память жива»
Выставка в библиотеке
Февраль-март
Библиотекарь


«Даманский излом»
Уроки памяти
Март
Мастера п/о,
классные руководители





«Даманский: Отчизны верные сыны»
патриотический час
март
Преподаватель истории


«Герои бессмертны»
Устный журнал
Март
Студенческий совет


«И мужество, как знамя, пронесли», «Там, на берегу Уссури»
уроки мужества
Март
Библиотекарь, классные руководители, мастера п/о


«Лишь память сердца говорит»
вечер-реквием
март
Преподаватель культуры


«Остров мужества»
вечера памяти в честь 45 летия событий на острове Даманский
март
Библиотекарь, классные руководители


«Незабытый остров»
Тематические классные часы
Март
Мастера п/о,
классные руководители


«Остров мужества»
Викторина
Март
библиотекарь


«У самой границы»
Урок истории (28 мая 1970 г.- открытие мемориального комплекса героям-пограничникам в г.Дальнереченске)
Март
Преподаватель истории


Участие в возложении венков к памятникам пограничникам, городских мемориальных мероприятиях
Мемориальные мероприятия
март
Зам. по СВР

2.4
2.4.Приморцы.





«Литературное Приморье»
Литературная игра

Преподаватель литературы


«Творчество приморских писателей и поэтов»
Тематические классные часы
В течение года
Преподаватель литературы, классные руководители


«Исторические личности – приморцы»
Написание рефератов
В течение года
Преподаватель культуры


Встречи с интересными людьми
Тематические классные часы
В течение года
Мастера п/о,
классные руководители


«Сергей Лазо: кто он?» (к юбилею С.Г. Лазо)
Исследовательский проект, составление рекомендательного списка, оформление альбома
Сентябрь-февраль
Преподаватель истории


«С.Г. Лазо: человек и легенда»
Вечер-портрет
Март
Библиотекарь


«Жизнь и смерть Сергея Лазо»
краеведческий час
Март
Преподаватель истории


«В.К. Арсеньев»
Исследовательский проект, составление рекомендательного списка и оформление альбома
Сентябрь
Библиотекарь


«Певец Дальнего Востока» (о В.К. Арсеньеве)
Вечер-портрет
Октябрь
Студенческий совет


«Следопыт из Приморья»
Вечер-портрет
Октябрь
библиотекарь


«Адмирал»
- выставка – портрет в библиотеке к 190 летию со дня рождения Г.И. Невельского
Октябрь
библиотекарь


«Подвиг адмирала Невельского»

исторические часы с презентацией
Октябрь
Преподаватель истории


«Жизнь и смерть А. А. Фадеева»
Литературная гостиная
Декабрь
библиотекарь

3.
Россия – Родина моя.





Цель раздела: воспитание уважительного, бережного отношения к своей Родине и её героической истории.
Задачи:
-подъём духовной и нравственной культуры;
-приобщение к изучению истории, поисково-исследовательской деятельности;
-воспитание уважения к памяти защитников Отечества.





3.1
Российская символика, памятные даты, Дни воинской славы.





Изучение российской символики на уроках истории, обществознания, ОБЖ, правоведения
Учебная деятельность
В течение года
Преподаватели



«Государственная символика России»
Историко-познавательная викторина
Июнь
Библиотекарь


«Гражданином быть обязан»
Тематический классный час
Июнь
Преподаватель истории


«Героические страницы нашей истории» (ко Дню защитников Отечества)
Викторина
Февраль
Студенческий совет


«Горячие точки - горящие свечи»
Урок мужества
Февраль
Преподаватель культуры


«Кто они – защитники русской земли?»
Тематические классные часы
Февраль
Классные руководители


Конкурс рисунков ко Дню защитников Отечества
Творческий конкурс
Февраль
Зам. По СВР


Конкурс сочинений ко Дню защитников Отечества
Творческий конкурс
февраль
Преподаватель литературы


«Они защищали Отечество»
выставка в библиотеке
февраль
Преподаватель истории


«День защитников Отечества»
Экспресс-информация
Февраль
Преподаватель культуры


«Защитникам Отечества посвящается»

патриотический час
февраль
Библиотекарь, классные руководители


«Армейский марафон»

конкурсно - игровой патриотический час
февраль
Преподаватель истории


«День защитника Отечества»

информационный патриотический час
февраль
Преподаватель культуры


«Русский солдат умом и силою богат»

Солдатский турнир
февраль
Руководитель физического воспитания


Военный призыв»
познавательно -игровой вечер в общежитии

февраль
Преподаватель культуры


«Добры молодцы»
Военно-патриотический час
февраль
Классные руководители


«Честь имею!»
патриотический час
февраль
Преподаватель истории


«В службе честь»
Встречи допризывников с военнослужащими
Февраль
Руководитель ОБЖ


Экскурсии в воинские части

Февраль
Зам. по СВР, руководитель ОБЖ


15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Годовщина выполнения боевой задачи Вооруженными Силами СССР в Афганистане

Февраль
Преподаватель истории


«Афганистан болит в моей душе»

выставка в библиотеке
Февраль
Библиотекарь


«Память жива»

вечер памяти
Февраль
Преподаватель культуры


«День памяти воинов-интернационалистов»
патриотические часы
Февраль
классные руководители


«Мы помним павших имена»
литературно-музыкальный вечер
Февраль
Библиотекарь


«Из пламени Афганистана»
Литературно-музыкальная композиция
Февраль
Преподаватель культуры


«Международный женский день»
Экспресс-информация
Март
Преподаватель истории


«Пасха»
выставка-информация
Апрель
Совет общежития


«Дни воинской славы»
Устный журнал в честь победы русских воинов князя А.Невского на Чудском озере
апрель
Преподаватель истории


12 апреля – День космонавтики. Всемирный день авиации и космонавтики

апрель



«Бесстрашный рыцарь космоса»
выставка в библиотеке
апрель
Библиотекарь


«Бесстрашный рыцарь космоса»
вечер-портрет
апрель
Классный руководитель, библиотекарь


«Покорение космоса»
литературно - историческое путешествие для проживающих в общежитии
апрель
Студенческий совет


«Дни воинской славы»
Устный журнал в честь победы русских воинов князя А.Невского на Чудском озере
апрель
Преподаватель истории


«День весны и труда»
Экспресс-информация
Апрель
Преподаватель культуры


«Первомай»
информационно-исторические часы
Апрель
Студенческий совет


24 мая – День славянской письменности и культуры





«Мы - славяне»
выставка в библиотеке
май
Библиотекарь


«Мы – славяне!»
праздник в общежитии
май
Преподаватель истории


«Солунские братья»

информационные часы
май
Преподаватель культуры


12 июня – День России





«12 июня – День России»
Тематический классный час посвященные Дню России
Июнь
Преподаватель истории


«О России»
выставка – информация
Июнь
Библиотекарь


«Ты тоже родился в России»
Литературно-музыкальный вечер
Июнь
Преподаватель культуры


«Люблю Отчизну я..»
- лирико – поэтический вечер
Июнь
Студенческий совет


«Родина – это часть тебя, а ты – часть ее»
Литературно-патриотический час
Июнь
Библиотекарь, классные руководители


«Истории строки» (12 июня – День города Дальнереченска)
Краеведческий час
Июнь
Преподаватель истории








«Ты помнишь, дядя»
Историко-патриотический час к 200-летию Бородинского сражения
Сентябрь
Преподаватель истории, классные руководители


4 ноября – День народного единства





«Во славу Отечества!»
выставка – напоминание
Ноябрь
библиотекарь


«День народного единства»
Экспресс-информация
Ноябрь
Преподаватель истории


«Путь к свободе»
патриотический час в общежитии
Ноябрь
Преподаватель культуры


«День народного единства очень значим для всех нас»
патриотический час
Ноябрь
Классный руководитель


"За родную землю"
историко - поэтический вечер
Ноябрь
Преподаватель истории


«День народного единства»
- информационно - исторические часы
Ноябрь
Классные руководители


«День толерантности»
Экспресс-информация
Ноябрь
Преподаватель культуры


3 декабря - «День неизвестного солдата»





«День неизвестного солдата»
Экспресс-информация
Декабрь
Библиотекарь


9 декабря – День Героев Отечества России






«Герои – гордость России»

выставка – портрет
Декабрь
Библиотекарь


«Яркий след Золотых Звезд»
выставка
Декабрь
Преподаватель культуры


«9 декабря – День Героев Отечества России»
информационные уроки истории
Декабрь
Преподаватель истории


«Их подвиг бессмертен»
патриотический час
Декабрь
Классные руководители


11 декабря - День памяти российских солдат, погибших в Чечне





«Память жива»
выставка
Декабрь
Библиотекарь


«11 декабря - День памяти российских солдат, погибших в Чечне»

Экспресс-информация
Декабрь
Библиотекарь


«Чеченский огонь»
Тематический вечер
Декабрь
Классные руководители, мастера п/о


«День Конституции РФ»
Экспресс-информация
Ноябрь
Преподаватель истории


«Русь встречает гостей»
Рождественские посиделки
Декабрь
Студенческий совет

3.2
Основной закон – Конституция РФ.





Изучение Конституции РФ на уроках правоведения, обществознания, истории, ОБЖ
Учебная деятельность
В течение года
преподаватели


«Основной закон»
Оформление выставки в библиотеке
Декабрь
библиотекарь


«Мы - россияне»
выставка-рассуждение
Декабрь
Преподаватель истории


«Знаешь ли ты Конституцию РФ?»
Викторина
Декабрь
Библиотекарь


«Конституция – история и современность»
Проведение тематических классных часов-презентаций
декабрь
Классные руководители, мастера п/о


«Наша конституция» (с презентацией)
информационно-познавательные часы
Декабрь
Преподаватель истории


«Основной закон государства»

правовой тренинг
Декабрь
Преподаватель права


«Главный закон нашей жизни»
турнир знатоков Конституции РФ
Декабрь
Классные руководители, мастера п/о


«Государственная символика державы»
брейн – ринг (историко-познавательный турнир)
Декабрь
Преподаватель обществознания, классные руководители, мастера п/о


«Что значит быть настоящим гражданином?»
час-обсуждение
Декабрь
Преподаватель права

3.3.
Прошлое, настоящее и будущее России.





«Важнейшие события истории России», «История русской культуры», «Русские полководцы», «Русский характер»
Собирание материалов и написание рефератов
В течение года
Преподаватели истории, обществознания, предмета «Культура и человек», ОБЖ.


«Важнейшие события Отечественной истории»
Тематические классные часы
В течение года
Преподаватель истории








«Будет царь-государь всей русской державе»
Выставка ко дню избрания царем Михаила Федоровича Романова
и начало правления династии Романовых
февраль
Библиотекарь


«Нам нужна великая Россия»
Дискуссия к 150-летию П.А. Столыпина
апрель
завуч


«Мое отношение к историческим событиям»
Дискуссия.
Апрель
Преподаватель истории


«Моя Россия»
Конкурс рефератов
июнь
Преподаватель обществонания


«Как нам обустроить Россию?»
Круглый стол
Июнь
Преподаватель обществознания


«Моя Родина – Россия»
Оформление книжной выставки в библиотеке
Июнь
библиотекарь


«История России в лицах»
исторический поэтический вечер-викторина в общежитии
Июнь
Преподаватель истории


«Крым и Севастополь: их историческое значение для России
Тематические классные часы с презентацией
сентябрь
Классные руководители, мастера п/о








«Первая мировая война» (к 100-летию со дня начала войны)
уроки мира
сентябрь
Преподаватель истории


«Октябрь 1917: насилие или гуманизм?»
Дискуссия (к 95-летию Октябрьской революции 1917 года)
ноябрь
Преподаватель истории


«СССР» (к 90-летию со дня образования СССР)

исторический вечер с презентацией

Библиотекарь, преподаватель истории

4.
Гражданско-правовой лекторий.





Цель раздела:
Воспитание уважения к законам и государственной власти;
Задачи:
-развитие интереса к изучению законодательства;
-углублять знания об основных правах и обязанностях граждан РФ, структуре власти в РФ, избирательном законе;
-формировать готовность реализовать свои избирательные права.




4.1
Толерантность.





«Что такое толерантность?»
выставка – размышление
ноябрь
Библиотекарь


«Толерантность и мы»
уроки общения
ноябрь
Преподаватель культуры


«Мы вместе – в этом наша сила!»
час толерантности с электронной презентацией
ноябрь
Преподаватель культуры


«Дружба народов»
вечер-встреча
ноябрь
Преподаватель истории


«Что такое толерантность?»
Тематические классные интерактивные часы
ноябрь
Классные руководители, мастера п/о


«Толерантны ли вы?»

анкета
ноябрь
Классные руководители, мастера п/о

4.2
Права и обязанности граждан РФ.





«Я - покупатель и потребитель»
Урок – ролевая игра

Преподаватель правоведения


«Я устраиваюсь на работу»
Составление порт-фолио; анкетирование; ролевая игра;

Преподаватель правоведения, психолог


«Знаешь ли ты свои права?»
викторина

Преподаватель правоведения


«Час вопросов и ответов»
Встречи с юристом

Зам. по СВР, соц. педагог


Олимпиада по правоведению


Преподаватель правоведения


«Человек. Личность. Гражданин»
Тематический классный час

Преподаватель истории

4.3
Избирательная система России.





«Избирательная система России»
Тематические классные часы
В течение года
Классные руководители, мастера п/о


«Выборы»
Урок ролевая игра

Преподаватель обществознания

4.4.
Власть в России.





«Человек. Государство. Закон»
Игра
Июнь
Преподаватель обществознания


«Власть в России»
Тематические классные часы
В течение года
Классные руководители, мастера п/о


«Если бы я был президентом или депутатом»
Конкурс сочинений

Преподаватель обществознания


Встречи с депутатами, представителями городской и районной администрации
Вечер-встреча
В течение года
Зам. по СВР

4.5
Конвенция ООН о правах ребёнка.





Изучается на уроках правоведения и обществознания


преподаватели

5.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов.





Цель раздела:
Воспитание бережного отношения к ветеранам, пожилым людям; осознание необходимости всегда помнить о тяжестях войны.
Задачи:
- изучение основных событий войны;
-знакомство с подвигами героев;
- участие в акциях помощи ветеранам, памятных мероприятиях.




5.1.
Дорогами Победы.











«Не померкнет в веках»
Цикл книжно-иллюстративных выставок
В течение года
библиотекарь


«На войне, как на войне» (В.С. Высоцкий и война)
Литературный вечер
Январь
Преподаватель истории


«Сталинградский дневник»
урок мужества
январь
Классные руководители, мастера п/о


«Хлеб и война»
Литературная композиция
Март
Преподаватель истории


. «Я иду по местам боёв» (105 лет со дня рождения О.Ф. Бергольц)
Вечер-портрет
март
Классные руководители, мастера п/о


«Войны священные страницы»
Оформление стендов
Апрель
Преподаватель истории


«Читайте о войне!»

выставка
Апрель
Библиотека


выставка – просмотр о писателях-фронтовиках-юбилярах «Не умолкнет во мне война»
Выставка
апрель
Библиотека


«Радость со слезами на глазах»
Праздничный концерт для ветеранов
Май
Зам по СВР, классные руководители


Участие в городских праздничных мероприятиях: митинге, возложении венков
Мемориальные мероприятия
Май
Зам. по СВР


«Искусство в годы суровых испытаний»

час искусства
Апрель
Классные руководители, мастера п/о


«Страницы войны»
Викторина
Апрель
Преподаватель истории


«Оружие Победы»
эрудит-аукцион
Апрель
Библиотекарь


«Главные вехи Победы»
игра-викторина
Май
Библиотекарь


«Далекому мужеству верность храня»
Уроки мужества о дальнереченцах – Героях Советского Союза
май
Классные руководители, мастера п/о


«Память жива»
Познавательная игра
май
Преподаватель истории


«Исповедь солдатского сердца»
Литературно-поэтический вечер в общежитии
май
Библиотекарь, воспитатели общежития


«О доблестях, о подвигах, о славе»
Интеллектуальная игра
Апрель
Библиотекарь








«И помнит мир спасённый»
Конкурс плакатов, газет
Апрель-май
Зам. по УВР


«Строки, опалённые войной»
Конкурс чтецов
Май
Зам. по УВР, преподаватель литературы.




«Снова ожили в памяти были живые» (о писателях-фронтовиках юбилярах)
литературный вечер

май
Преподаватель литературы

5.2.
Наш край в годы войны.





«Дальнереченск в годы войны»
Сбор информации, подготовка альбома, информационной газеты
В течение года
Преподаватель истории


«Приморье в годы войны»
Тематические классные часы
В течение года
Классные руководители, мастера п/о


«Край Приморский дней военных немало знал»
урок памяти
Март
Преподаватель истории


«Приморский край в годы войны»
Составление рекомендательного списка
В течение года
библиотекарь

5.3.
Они защищали Родину.





«Гордость моей семьи» (о своих родственниках, принимавших участие в войне)
Исследовательский проект и конкурс сочинений
В течение года
Преподаватели истории и литературы


«Они защищали Родину»
Конкурс рефератов о героях войны
Май
Преподаватель истории


«Маршалы Победы»
Тематический классный час
Апрель
Классные руководители

5.4.
Война на Тихом океане.





«Окончание Второй мировой войны»
Тематические классные часы
Сентябрь
Классные руководители, мастера п/о


Экскурсионная поездка в Графское, к памятнику воинам, погибшим при штурме Хутоусского укрепрайона в августе 1945 года
Экскурсия
Апрель
Зам. по СВР, руководитель ОБЖ


«О боях на востоке»
выставка - репортаж
Сентябрь
Библиотекарь


«И на Тихом океане»
Выставка
Сентябрь
библиотекарь


«Это было в Хутоу»
уроки мужества
сентябрь
Классные руковолдители, библиотеарь

5.5.
Память о войне – священна!





«Мужество народа-победителя»
Урок мужества
Май
Преподаватель истории


«Поклонимся великим тем годам»
Вечер памяти
Май
Классные руководители, мастера п/о


«Нам дороги эти позабыть нельзя»
Конкурс патриотической песни
Май
Зам. по СВР. Классные руководители


«Не забывайте, люди, о войне»
Конкурс творческих работ (стихов, рисунков, сочинений)
Май
Зам. по СВР, классные руководители


Оказание шефской помощи ветеранам войны, труженикам тыла, бесплатные парикмахерские услуги
Благотворительные акции
В течение года
Зам. по УВР, соц. педагог, классные руководители


«70 пламенных лет»
Тематические классные часы
Май
Классные руководители


Участие в городских памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы (митинг, возложение венков)
Митинг, возложение цветов и венков
Май
Классные руководители, мастера п/о


Участие в спортивной эстафете в честь Дня Победы
Спортивная эстафета
май
Руководитель физического воспитания


Шефство за памятником на могиле Героя Советского Союза Е. В. Тягушева.

В течение года
Зам. по СВР

6
Сильные, смелые, ловкие (военно-спортивная подготовка).





Цель раздела:
Формирование здорового образа жизни, военно-спортивная подготовка будущих защитников Отечества.
Задачи:
-привлечение к занятиям военно-техническими видами спорта;
-вовлечение обучающихся в спортивные кружки и секции;
-участие в различных спортивных соревнованиях.




6.1.
Участие в спортивных соревнованиях.





-Проведение конкурса «А ну-ка, парни!»
Спортивные соревнования
Февраль
Руководитель физического воспитания


-соревнование по пулевой стрельбе
Спортивные соревнования
Декабрь
Преподаватель-организатор ОБЖ


Соревнования по военно-прикладным видам спорта
Спортивные соревнования
В течение года
Руководитель физического воспитания


Участие в городских, кустовых соревнованиях
Спортивные соревнования

Руководитель физического воспитания


-проведение училищной Спартакиады
Спортивные соревнования
Октябрь
Руководитель физического воспитания


-проведение легкоатлетической эстафеты в честь Дня Победы
Спортивные соревнования
май
Руководитель физического воспитания


Конкурс на лучшую группу по физической подготовке
Конкурс
В течение года
Руководитель физического воспитания

6.2.
Готовимся к военной службе.





- изучение нормативно-правовых документов по подготовке к военной службе
На уроках ОБЖ
В течение года
Руководитель ОБЖ


- сдача нормативов по ГО
На уроках ОБЖ
В течение года
Руководитель физического воспитания


-военно-спортивный праздник в честь Дня защиты детей
Военизированный поход
Май-июнь
Руководитель ОБЖ

6.3.
Работа спортивных секций.





- работа кружка «Юный стрелок»
Кружок
В течение года
Руководитель ОБЖ


- работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, кружка по теннису
Спортивные кружки и секции
В течение года
Руководитель физического воспитания





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобрик Н.Д. Патриотизм: знак вопроса (диспут для старшеклассников)//Школьная библиотека, 2004.- №2.- С.40-44.
Бродский М.А. Патриотическое воспитание в дискуссионном читательском клубе// Школьная библиотека, 2003.- №5.- С. 39-45.
Бубекина Н.В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках//Школьная библиотека, 2004.- № 4.- С.34-41.
Вершинин Р. Когда пушки гремели, музы не молчали: сценарий устного журнала//Патриот отечества, 2005.- №3.- С. 16-17.
Вершинин Р. Россия, тебе я славу пою!: литературно - музыкальная композиция// Патриот Отечества, 2004.- №10.- С.38-40.
Гарифуллина З.С. Программа «Этих дней не смолкнет слава//Классный руководитель, 2009.- №1.- С.24-31.
Докучаев А. Российский патриотизм: время возрождения и развития// Патриот Отечества, 2004.- № 10.- С. 1.
Жегулев А. Но гражданином быть обязан: к тематическому классному часу на тему «В чём заключается твой гражданский долг?»//Патриот Отечества. 2004.- №6.- С.26-27.
Землицкая Е.. Родина – это часть тебя, а ты – часть её (для бесед со старшеклассниками)//Воспитание школьников, 2005.- №5.- С.61-63.
Кондакова Н. Патриотизм – из прошлого в будущее// Патриот Отечества, 2004.- № 1.- С. 10-12.
Коняхина О.Р. «Мы отстояли это право – жить»: литературно-музыкальная композиция// Читаем, учимся, играем, 2005.-№2.- С.4-8.
Литвинов А. Знать и помнить: Военно-мемориальная работа//Патриот Отечества, 2003, № 6.- С.18-19.
Михайлов М. Сила воина - в патриотизме: к занятиям по теме: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»//Патриот Отечества, 2009.- №9.- С. 42-44.
Патриотизм – важнейшее направление деятельности общества и государства//Патриот Отечества, 2003, №6.- С. 1-3.
Патриотическое воспитание носит системный характер//Патриот Отечества,2004, №10.- С.2-7.
Петров В. История праздника (Дня защитника Отечества)//Патриот Отечества, 2005.- №2.- С.5.
Перфилова О.. Компетентность педагога - она является важнейшим слагаемым эффективности патриотического воспитания молодёжи//Патриот Отечества, 2005.- №12.- С.39-40.
Плюскина С.И. государственная символика России: блиц - турнир для старшеклассников//школьная библиотека, 2003.- № 3.- С. 44-45.
Рыбаков К. Духовность – основа патриотизма//Патриот Отечества, 2004.- С.10-12.
Сборник методических материалов в помощь заместителям директоров по УВР, педагогам – организаторам, социальным педагогам, воспитателям общежития. – Владивосток, 2006.
Сборник методических разработок по патриотическому воспитанию. – Владивосток,2008.
Система патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе: направления работы//Патриот Отечества, 2004.-№8.- С.4-5.
Сюньков В. Мужество в наследство. Как в воспитательной работе эффективно использовать военную историю//Патриот Отечества,2004.-№3.-С.21-22.
Хожаева Т.В. Один день в армии: военно-спортивный конкурс// Досуг в школе, 2009.- №11.- С.16-17.
Черников В. На смену богатырям придут богатыри (из опыта по патриотическому воспитанию учащихся, накопленного в московской школе № 760 и одобренного Министерством образования и науки РФ)//Патриот Отечества, 2004.- С. 28-29.
Шеина Л.А. «Священная война»: сценарий мероприятия с викториной//Читаем, учимся, играем, 2005.- №2.- С. 14-19.
Шмундян В., Фролов А. «Этот день Победы»: сценарий праздника, посвящённого Дню Победы//Патриот Отечества, 2005.- №.- С. 19-21.
Заголовок 215