Рабочая программа для обучающихся по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант, по предмету письмо и развитие речи.

Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом

Протокол от «____» __________ 20___ г.

№ __









Утверждаю:
Директор СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
__________________С.В. Картунина

«_____» ________________ 20 _____г.









СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»

Рабочая программа
для обучающихся по АООП
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант
в 9 б классе
по предмету письмо и развитие речи.






Л.М. Романова, учитель
Ф.И.О., должность, квалификационная категория






Рассмотрено на МО ___________________________________
название методического объединения
Протокол от «___» __________ 20 ___г. № ___

_______________ / _________________ /
подпись и расшифровка руководителя МО









Согласовано:
Заместитель директора по УВР/УР

«____» _____________ 20 ____ г.


_______________ / _________________ /
подпись и расшифровка




2016 год

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Под ред. В.В. Воронковой.
Учебного плана СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» на 2016-2017 учебный год.
Программа по письму и развитию речи рассчитана на 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 год
Учебно – методический комплекс: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. Сб. 1. 224 с.
Учебник: Русский язык 9 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, 7-е изд. - Москва «Просвещение» 2013 год. -264 с.
Данный курс «Письмо и развитие речи» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Цели учебного предмета: развитие устной и письменной речи учащихся; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса к родному языку; коррекция высших психических функций.
Задачи:
- освоение учащимися знаний элементарного курса грамматики русского языка;
- формирование у учащихся навыков грамотного письма, использования ими деловых бумаг в практической и трудовой деятельности; формирования навыка работы со словарями;
- коррекция и развитие речи, мышления и других психических функций школьников с особыми образовательными потребностями в процессе формирования знаний, умений и навыков, в процессе воспитания личности;
- формирование у учащихся навыка правильного и последовательного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- коррекция и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения творческих и самостоятельных работ (изложение, сочинение, творческие диктанты и другие виды работ);
- воспитание позитивного ценностного отношения к миру;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для различных видов деятельности: трудовой, коммуникативной, познавательной;
- формирование нравственных качеств личности


Приоритетные формы и методы работы с учащимися:
Формы работы. Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 9 классе – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;)
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов, компьютерные презентации, музыкальные композиции.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: 
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание учебного курса:
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове. 
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (и с-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.  Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг
(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Изложение. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг. Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.

Результаты освоения предмета:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Познавательные:
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема.
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);


Коммуникативные:
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, умение выступать перед аудиторией сверстников;
- участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметные:
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
- уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
- анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого
характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Словарь: Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов).
Контрольно – измерительные материалы:
Контрольный диктан за I полугодие
Зимний лес
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной берестой.
Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй, разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, она искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе! (82 слова)
Грамматическое задание.
1. Выписать из текста предложение: Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить части речи.

2. Определить род, число и падеж прилагательных в словосочетаниях: ясная берёза; на парусных лодках; к высокому небу.
Итоговый контрольный диктант
Дождь.
Погода быстро стала меняться. Из-за горизонта выплывают густые облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом разрыве и скрылось. Стало тихо и сумрачно. Налетел ветер, зашумел кустами, понёс пыль, сухие ветки, бросил их в воду и гонит по реке.
Нинка проговорила: «Валера, сматывай удочки, дождь будет».
Ветер налетел с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Но вот в кустах зашумело, и на воде появились кружки от первых капель. И вдруг сплошной полосой хлестнул тёплый дождь. Река покрылась пузырьками.
Валерка собрал удочки и радостно закричал: «Бежим, ребята!» (88 слов)
Грамматическое задание.
Выпиши предложение: Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом разрыве и скрылось. Подчеркни главные члены предложения и определи части речи.
Разбери слова по составу: зашумел, удочки.
Измени местоимение мы по падежам.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Оценка устных ответов:
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает не знание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировки правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка»4» ставится за работу с 1 -2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 и более ошибок. В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления или 1 пунктуальная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуальных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:
- повторение одной и другой же буквы (например, поосуда)
- не дописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставление оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
Оценка грамматического разбора:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложение и сочинения
Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При оценке изложений или сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений или сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательного изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употребление слов, допускается 1-2 орфографических ошибок.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написано без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построение предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками;
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (тема не раскрыта), имеет более 4 ошибок в построении предложений и
употреблении слов, долее 6 орфографических ошибок.
В исключительных случаях, когда, в основном, при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Содержание учебного предмета, курса по письму и развитию речи в 9 классе


№ п/п

раздел/тема программы
кол-во часов




теоретических
практических
промежуточная аттестация
экскурсии
всего часов




контрольные

лабораторные и практические работы




1
Повторение
12
1

1

14

2
Звуки и буквы
9




9

3
Слово. Состав слова
14
1



15

4
Имя существительное
10
1



11

6
Имя прилагательное
7




7

7
Личные местоимения
7
1



8

8
Глагол
16
1



17

9
Имя числительное
12
1



13

10
Наречие
7




7

11
Части речи
7
1



8

12
Предложение
17
1



18

13
Связная речь


9


9








136




Календарно-тематическое планирование

по письму и развитию речи в 9 классе

Согласовано:
заместитель директора по УВР
























п/п
название раздела, тема урока
Часов
дата проведе
ния
коррек
тировка даты



всего часов
теоретичес
ких
практичес
ких



1.
ПОВТОРЕНИЕ
10
9
1



1
Простое предложение.
1
1




2-3
Простое предложение с однородными членами.
2
2




4-5
Обращение.
2
2




6-8
Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что
3
3




9
Диагностическая контрольная работа по теме «Повторение»
1

1



10
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




2.
ЗВУКИ И БУКВЫ
9
9




11
Звуки гласные и согласные
1
1




12
Согласные твёрдые и мягкие.
1
1




13-14
Согласные звонкие и глухие. Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
2
2




15
Гласные ударные и безударные.
1
1




16
Обозначение мягкости согласных буквой ь.
1
1




17
Связная речь. Деловое письмо: автобиография.
1

1



18
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова.
1
1




19
Разделительные Ь и Ъ знаки.
1
1




20 20
Количество звуков и букв в слове.
1
1




3.
СЛОВО. СОСТАВ СЛОВА
15
14
1



21-22
Разбор слов по составу.
2
2




23-24
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов.
2
2




25-26
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.
2
2




27
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
1
1




28-29
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-),воз-(вос-),из-(ис-),раз-(рас-).
2
2




30
Контрольная работа «Слово. Состав слова»
1

1



31
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




32
Связная речь. Деловое письмо: доверенность
1

1



33-34
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных.
2
2




35-36
Сложносокращённые слова.
2
2




4.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
11
10
1



37
Роль существительного в речи.
1
1




38-39
Основные грамматические категории имени существительного
2
2




40-44
Правописание падежных окончаний имён существительных.
5
5




45
Несклоняемые имена существительные.
1
1




46
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
1

1



47
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




48
Связная речь. Деловые бумаги, связанные с поступлением на работу: заявление о поступлении на работу, об увольнении.
1

1



5.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
7
7




49
Роль прилагательного в речи.
1
1




50-51
Согласование имени прилагательного с именем существительным
2
2




52-55
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
4
4




56
Связная речь. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: «Мой лучший друг»
1

1



6.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
8
7
1



57
Работа над ошибками. Роль личных местоимений в речи.
1
1




58-62
Правописание личных местоимений.
5
5




63
Контрольная работа за 1 полугодие
1

1



64
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




7.
« ГЛАГОЛ»
17
16
1



65
Связная речь. Изложение «Отважный пингвинёнок» по М. Пришвину
1

1



66-67
Работа над ошибками. Роль глагола в речи.
2
2




68-69
Неопределённая форма глагола.
2
2




70-71
Частица не с глаголами.
2
2




72-76
Спряжение глаголов
5
5




77
Повелительная форма глагола.
1
1




78-80
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
3
3




81
Контрольная работа по теме «Глагол»
1

1



82
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




8.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
13
12
1



83-85
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
3
3




86-90
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80; от 500до 900.
5
5




91-92
Правописание числительных 4; 200, 300, 400.
2
2




93
Правописание числительных 40, 90, 100.
1
1




94
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
1

1



95
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




96
Связная речь. Деловое письмо: расписка.
1

1



9.
НАРЕЧИЕ
7
7




97-98
Понятие о наречии
2
2




99-101
Наречия, обозначающие время, место и способ действия
3
3




102-103
Правописание наречий с о и а на конце.
2
2




104
Связная речь: Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету
1

1



10.
ЧАСТИ РЕЧИ
8
7
1



105-110
Работа над ошибками. Части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
6
6




111
Контрольная работа по теме «Части речи»
1

1



112
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1




113
Связная речь. Деловое письмо: расписка.
1

1



11.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
18





114
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
1
1




115-116
Предложения распространённые и нераспространённые.
2
2




117-118
Предложения с однородными членами.
2
2




119
Связная речь. Сочинение с привлечением сведений из прочитанных книг.
1

1



120-121
Работа над ошибками. Обращение.
2
2




122
Сложное предложение
1
1




123-125
Сложные предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
3
3




126-127
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
2
2




128-131
Прямая речь после слов автора. Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Большая буква в прямой речи.
4
4




132
Контрольная работа по теме «Предложение»
1

1




Повторение
4
3
1



133-134
Работа над ошибками. Повторение пройденного за год.
2
2




135
Контрольная работа за учебный год.
1

1



136
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
1








Заголовок 115