Конспект урока по теме Табакокурение и наркомания (10 класс)

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.

Цель. Сформировать у учащихся представление о вреде курения и наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.
Задачи.
Образовательные:
изучить состав табачного дыма;
выявить причины вредной привычки;
рассмотреть губительность никотина и наркотических веществ на клетки внутренних органов и всего организма в целом;
доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;
ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.
Развивающие:
развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы;
продолжить формирование исследовательских навыков учащихся как при работе с литературой, так и при выполнении лабораторных опытов;
развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу учащихся.
Воспитательные:
формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья;
развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной, историей;
воспитывать общую культуру.
Тип урока: урок – обобщение с использованием ИКТ.
Форма работы: устный журнал.
Методы и приемы: урок – презентация, доклады по теме.
Оборудование и реактивы: а) компьютер, проектор; б) оборудование для опытов: штатив, резиновая груша, стакан и колба с водой, окурки сигарет, сигарета, индикаторная бумага, 5-% раствор FeCl3, 5-% раствор KMnO4, йодная вода.

В молодости – бутылки и кабаки,
В старости – травы и врачи.
Борис Васильев
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте. Сегодня вы все присутствуете на презентации нового проекта. Мы предлагаем вашему вниманию тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. Тему, которая очень часто звучит не только на уроках, но и по телевизору, часто на неё обращают внимание в художественной литературе, и даже в мультипликации. Внимание на экран 
(Отрывок из мультфильма «Остров сокровищ») (ролик) Сегодня мы поговорим не только вреде курения, но и об опасности какого явления как наркомания. Итак, наша тема: Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека. (слайд 1) Сегодня мы попробуем выяснить, почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, как распространилось, и почему с ним так нелегко справиться? Когда состоялось знакомство человека с наркотиками? Какие меры принимают страны мира для борьбы с табакокурением и наркоманией?
Изучение нового материала.
Учитель: Вреднейшие привычки современного человека непосредственно связаны с азотосодержащими гетероциклическими соединениями и прежде всего с никотином. Курение табака – вредная привычка.
Табак – многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых (латинское название – Nicotina tabacum), выращиваемое как однолетнее.(слайд 2) Родина табака – тропическая Америка. Как же табак попал в Европу?
Историческая справка – доклад ученика.(слайды)
Учитель: Почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно и почему с ним так нелегко справиться?
Группа исследователей проводит лабораторные опыты:

Инструктивная карта
Группа 1.
Опыт I. Получение раствора веществ, содержащихся в дыме
Получение сигаретного дыма и его растворение. (Опыт проводится под тягой). Сигарету укрепить в лапке штатива и надеть на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Сжимая грушу, поджечь сигарету и, создавая грушей тягу, осторожно ее разжимать. При этом табачный дым заполняет грушу. В небольшой стакан налить20-25 мл дистиллированной воды и выпустить из груши дым в воду. Забор сигаретного дыма повторить несколько раз.
Опыт 2. Определение реакции среды полученного раствора
 Исследовать реакцию среды полученного раствора: внести в раствор универсальную индикаторную бумагу.
Опыт 3. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме
 Реакция с FeCl3. В пробирку налить 1 мл раствора, приготовленных в опыте 1, и добавить 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3
Реакция с KMnO4. В пробирку налить 1 мл раствора табачного дыма, добавить в пробирку несколько капель 5%-ного раствора KMnO4
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений
В пробирку налить1 мл раствора, содержащихся в дыме и добавить 1-2 капли йодной воды.
Заполнить таблицу.
№ пробы
Реакция
Результат

Определение реакции среды полученного раствора
индикатор


Реакция с FeCl3
+ FeCl3


Реакция с KMnO4
+ KMnO4


Обнаружение непредельных соединений
+I2



Инструктивная карта
Группа 2.
Опыт 1. Извлечение веществ из сигаретного фильтра 
Выпотрошить фильтры от сигарет после «курения» и поместить в небольшую колбу с 20 мл дистиллированной воды. Колбу закрыть пробкой и встряхнуть несколько раз.
Опыт 2. Определение реакции среды полученного раствора
 Исследовать реакцию среды полученного раствора: внести в раствор универсальную индикаторную бумагу.
Опыт 3. Обнаружение фенолов и восстановителей в фильтре сигарет
 Реакция с FeCl3. В пробирку налить 1 мл раствора, приготовленных в опыте 1, и добавить 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3
Реакция с KMnO4. В пробирку налить 1 мл раствора табачного дыма, добавить в пробирку несколько капель 5%-ного раствора KMnO4
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений
В пробирку налить1 мл раствора, содержащихся в дыме и добавить 1-2 капли йодной воды.
Заполнить таблицу.
№ пробы
Реакция
Результат

Определение реакции среды полученного раствора
индикатор


Реакция с FeCl3
+ FeCl3


Реакция с KMnO4
+ KMnO4


Обнаружение непредельных соединений
+I2



Учитель: Но от курения страдают не только легкие, но и другие органы. Послушаем рассказ органов. (слайды) Сердце:  Мне так плохо, так устало,  Наверное, осталось мало  Могли бы только вы понять –  Мне не хватает кислорода,  Меня так душит никотин,  А этот яд непобедим.  Мои сосуды кровяные  В дыму сгорают день за днём,  И если вы нас не спасёте,  Мы от куренья пропадём.  Лёгкие:  Ой, мы бедные, сожжённые совсем,  Мы хотим спросить вас люди:  А вы курите зачем?  Нас полоний отравляет,  Никотин нам страшный яд,  Наши бронхи он сжигает.  Кто же в этом виноват?  По утрам ужасный кашель  Раздирает горло в кровь.  Кто же нам теперь поможет,  Чтобы стать здоровым вновь?  Чтоб вдыхать нам полной грудью  Свежий чистый кислород,  Чтобы газам ядовитым  Не давать нам больше вход.  Головной мозг:  Иссушил меня проклятый злодей,  Нету больше светлых идей.  Он мои нейроны украл.  И на пачку сигарет променял.  Я теперь и за долгий срок  Не могу выучить данный урок,  И вниманья, и памяти нет –  Всё от этих проклятых сигарет.
Влияние курения на организм человека – доклад ученика (слайды)

Учитель: А теперь послушаем отчёт групп о проделанных опытах, демонстрация результатов опытов.
Опыт 2. Определение реакции среды полученного раствора
Исследовали реакцию среды полученного раствора: внести в раствор универсальную индикаторную бумагу. Она показывает кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SО2 и NО2, которые выделяются при тлении табака.
Опыт 3. Обнаружение фенолов и восстановителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Реакция с FeCl3. В пробирку налили 1 мл раствора, приготовленного в опыте 1, и добавить 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.
Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол фиолетовую, пирокатехин зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Реакция с KMnO4. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. В пробирку налили 1 мл раствора добавили в пробирку несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Раствор при этом обесцвечивается и выпадает бурый осадок MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:
MnO4 + 2H2O + 3
· MnO2 + 4OH–
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений
В пробирку налили1 мл раствора, добавили 1-2 капли йодной воды
Наблюдаем обесцвечивание растворов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель: Спасибо за работу. Какой сделаем вывод?
Учащиеся: Даже сигареты с фильтром не задерживают полностью никотин и мышьяк, и они попадают в организм.
Выступление ученика. (слайд)
МАК
Источник зла, владеющий дурманом, Для слабых духом беспощадный враг, Он хорошо известен наркоманам – Тот, только с виду безобидный, мак. По-разному цветут и сорняки, и злаки, Но более всего весной красивы маки, Когда они в цвету, как факелы горят, В своих коробочках, накапливая яд.
Историческая справка – доклад ученика (слайды)
Учитель: Что же из себя представляют наркотики с химической точки зрения?
Что такое наркотики – доклад ученика (слайды)
(формулы наркотиков)
Уголовная ответственность – доклад ученика (слайд)
Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ – наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. 
Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств- наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет..
Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.
Учащимся объясняется, какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за нарушение закона по этим статьям.

Подведение итогов
Учитель: Употребление любых наркотиков делает жизнь человека короткой, невыносимой, зависимой от них. Вопрос в том, стоит ли начинать курить? Стоит ли вообще пробовать наркотики? Вы должны четко осознавать всю опасность такого явления, как наркотики, и занять твердую позицию против их употребления, если не хотите лишить себя жизни, достойной человека.

Рефлексия. (слайд)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось

Учитель: Наш урок мне хотелось бы закончить словами древнегреческого философа:
Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побеждённым своими страстями.



Пирокатехин, гидрохинон Заголовок 315