Урок по лит. чтению для 3 класса герои в оценке рассказчика и автора


Урок литературного чтения в 3 классе
Тип урока: практическая работа в позиции читателя-критика
Тема урока: герои в оценке рассказчика и автора
Цель урока: выявление характера героя и его оценки рассказчиком в эпическом произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Задачи:
1) Актуализировать знания детей о различных жанрах литературы и о том, что свойственно каждому жанру;
Акцентное вычитывание, из текста определенных моментов, существенных для понимания авторской позиции.
Составить портрет главного героя, опираясь на текст.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Умение определять задачу автора, в зависимости от жанра произведения;
Умение находить в тексте прием, с помощь которого РП передает характеры героев;
3) Умение составлять портреты главных героев, опираясь на текст
Метапредметные:
Познавательные УУД
Формировать умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
Формировать умение готовности слушать собеседника и вести диалог;
Формировать умение готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные УУД:
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;Личностные УУД:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Оборудование: учебник Литературное чтение. 3 класс. (2 часть) З. Н. Новоявлянская, Г. Н. Кудина.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
Организационный момент
Цель: организовать детей к работе на уроке
-Все сумели мы собраться,За работу дружно взяться,Будем думать, рассуждать,Можем мы урок начать?
-Проверьте наличие учебников на своих столах ее раз - Проверяют свою готовность I. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания детей о зависимости авторских задач от жанра произведения
- Ребята, со структурой каких жанров вы познакомились на уроках лит-ры?
- Автор произведения ставит перед собой какую-то главную задачу. Какую задачу ставит перед собой, например, автор считалки?
- Что для автора потешки самое главное?
- Главная задача загадки?
Молодцы, вам уже многое известно в мире литературы. считалки, потешки, скороговорки, загадки, небылицы, побасенки
- Весело и честно распределить роли в игре.
- Главная задача - это потешить, успокоить, развлечь ребёнка.
- Весело научить смекалке, сообразительности.
II. Постановка учебной задачи
Цель: поставить задачу о предстоящей работе по акцентному вычитыванию текста с целью выявления характера героев и оценки его рассказчиком
- Вспомните, с каким произведением, мы познакомились на прошлом уроке?
В течение ряда уроков мы будем работать с текстом этого рассказа, ведь настоящим читателям одного прочтения мало. Чтобы понять и прочувствовать текст глубоко, надо перечитать его не один раз.
- Давайте подумаем, на что же вы должны обращать внимание при повторном чтении.
- Когда мы читаем небольшие стихотворения-зарисовки, описания, то на что обращаем внимание, прежде всего? В чем особенность описаний-зарисовок?
- А когда автор рассказывает какую-то историю, случай. На что должен обращать внимание читатель?
- А в герое вас волнует только то, что с ним случилось?
- А мнение рассказчика нам читателям важно?

Вот видите, сколько задач стоит перед настоящим читателем, когда он читает рассказ: надо понять и героев (их характеры, настроения, взаимоотношения), и отношение (оценки) рассказчика.
Попробуем хотя бы некоторые из этих задач решить. Поработаем над частью I. - С рассказом «Серая Шейка» Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
- Задача автора стихотворения - передать впечатление своего рассказчика и выразить его настроение в тексте.
Главное для нас читателей - определить настроение рассказчика.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк рассказал нам историю - случай про Серую Шейку. Здесь на первое место выходит герой
- Не только это. Нам важно знать, как герой относится к случившемуся, что думает, какие чувства испытывает?
-Важно. Надо знать отношение РП к героям. Но герой - важнее.
III. Решение частной задачи
Цель: выявить характер, настроения и взаимоотношения героев и отношение (оценки) рассказчика.
В первом абзаце РП вводит нас в ситуацию, сразу же задает тревожное настроение. Найдите в тексте слова-подтверждения.
- РП объясняет причину тревоги?
- РП не только передает состояние птиц, но и дает им открытую оценку. Найдите в тексте этому слова-подтверждения.
Перечитаем второй абзац
- О чем говорит РП?
- Чем заканчивается этот абзац?
- Действительно, ещё многое о предстоящих сборах птиц мог рассказать РП. Но он прерывает разговор.
Перечитаем третий абзац
- Почему третий абзац содержит только одно высказывание?
- Какое настроение передаёт высказывание?
Найдите в тексте этому слова-подтверждения.
Далее, вплоть до конца части I, перед нами разворачивается разговор старого Селезня и его жены Утки, прерываемый речью РП. Попробуем понять характеры Селезня и Утки и то, как оценивает их рассказчик.

- Найдите в тексте слова, которые помогут нам понять, характер Селезня
- Как характеризуют Селезня эти слова?
- Что мы можем понять об отце, когда наконец заходит разговор о Серой шейке, когда мы узнаем о том, какая ей предстоит тяжелая жизнь?
- Чью речь вы сейчас зачитали?
- Что показывают данные слова РП о Селезне?
- Нравится ли Селезень РП?
-Найдите абзац, в котором можно проследить характер Утки

- Готова ли Утка не лететь на Юг?
- Симпатична ли Утка РП?
-Кого еще жалеет РП?
- Видим ли мы в первой части Серую Шейку?
- Ребята, а сейчас обсудите в парах все ответы и составьте портреты Селезня и Утки. Какая у нас утка, какой у нас получился селезень?
- Ребята, вы большие молодцы, замечательно решили поставленную задачу.
"Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу",
"Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст... Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, - вообще было о чем подумать".
- РП называя их "бедными".
- Он им сочувствует.
Дети читают по очереди текст.
- Во втором абзаце РП говорит о сборах разных птиц в дорогу.
- В конце РП обрывает этот рассказ многоточием.
Дети читают по очереди текст.
- Видимо, оно очень важное
- Тревожное.
"Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода".
- Селезень, по словам РП, "ворчал", не любил "себя беспокоить". Он не принимает обвинение жены, назвавшей его "лентяем".
"Селезень любил серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех".
- Это характеризует его как хвастуна (недаром РП три раза повторил "всегда").
-Зачитывают:
"Селезень старался замять разговор. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну останется, ну замерзнет - жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь... Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою".
-Речь РП о Селезне
-Эти мысли показывают равнодушие Селезня - он не так сильно любит Серую Шейку, как самого себя, для него главное - "напрасно" не "тревожить себя".
- Этот герой не нравится РП.
У Утки совсем другой характер. Она беспокоится о детях, поэтому и упрекает мужа в лени. Ей очень жалко дочь: "Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна...
Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть..."
-Утка даже готова остаться вместе с дочкой.
- Утка симпатична РП, он жалеет.
-Бедную Серую Шейку
- Нет, в первой части еще она не появляется "на сцене", о ней пока только говорят мать и отец.
- Ответы детей. Рефлексия
- С какой частью мы сегодня работали?
- Какова была наша задача?
-Выполнили мы эту задачу
- Оцените свою работу на уроке? - 1 частью
- мы должны были найти в тексте, как автор раскрывает характеры героев, как рассказчик оценивает их, составить портреты этих героев
- Да.
- Высказывают свое мнение Домашнее задание
- Откройте свои дневники и запишите задание на дом: прочитать 2 часть рассказа «Серая шейка» - Записывают домашнее задание