Стилизация кожаной мозаики на примере татарской национальной обуви. Аппликация из сыпучих материалов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
" Детская школа искусств"
Заинского муниципального района Республики Татарстан









Мастер-класс
по декоративно-прикладному искусству



Стилизация кожаной мозаики на примере татарской национальной
обуви. Аппликация из сыпучих материалов








Подготовила педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Степанова Алия Наилевна





Заинск
2017 г.
Тема: Стилизация кожаной мозаики, на примере татарской национальной
обуви в технике аппликация из сыпучих материалов

Цель: Познакомить с искусством кожаной мозаики и техникой выполнения аппликации из сыпучих материалов
Задача: Научить украшать ичиги элементами, характерными для кожаной мозаики, используя клей и сыпучие материалы
Материалы и инструменты: крагиз, цветной картон, клей ПВА, кисти, крупа манка, речной песок, карандаш, ластик
Зрительный ряд: наглядные пособия "Татарский орнамент на примере кожаной мозаики", "Татарские национальные сапоги – ичиги", работы педагога и учащихся
Музыкальный ряд: музыкальные произведения татарских композиторов

План занятия:
Организационный момент. Объявление темы
Изложение нового материала
Практическая работа
Анализ работ

Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие;
Проверка готовности;
Объявление темы, цели и задач занятия.
Тема нашего сегодняшнего занятия: Стилизация кожаной мозаики актуальна на примере татарской национальной обуви в технике аппликации из сыпучих материалов.
Данная тема выбрана неслучайно.
Музеи республики являются настоящими сокровищницами и хранительницами тысячелетней истории и культуры татарского народа. Многое меняется в современном мире. Рождается новое, но не всегда высокое искусство. К сожалению, целостность татарского народного искусства может быть разрушена. Поэтому, в наше время ставится задача возрождения татарского народного искусства.
Сегодня татарское народное искусство в сочетании с декоративно-прикладным искусством других народов, особенно русского, входят в программу занятий по изобразительному искусству с 1-го по 7-ые классы общеобразовательных школ.
Целью данного занятия является: знакомство с искусством кожаной мозаики и техникой выполнения аппликации из сыпучих материалов.

2. Изложение нового материала:
Знакомство с одним из традиционных видов татарского национального искусства – кожаная мозаика. Кожаная мозаика находит применение в создании цветной узорной обуви, которая называется ичиги. При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались встык прокладыванием узлов вышивальной цепочки из цветных ниток. Раньше первые нарядные ичиги девушки одевали в день своей свадьбы. Сейчас национальные традиции изготовления ичигов не утрачены. Такая обувь изготавливается на Арской фабрике национальной обуви.
Какие же узоры украшают ичиги?
Это многолепестковые розетки – изображение, напоминающее цветок (три - и пятилистники, мотивы сердечек, облаков, рогов)
Спереди в центре располагают облаковидные, тюльпанообразные, листовидные, спиральные розетки. Место стыка (пятки) передка и голенища оформляется в виде лотосовидного и пальметообразного узоров. По верху голенища волнообразный орнамент.

3. Практическая часть
Сегодня мы будем художниками-оформителями – попробуем оформить, и украсить заготовки-силуэты обуви в технике аппликация из сыпучих материалов.
Аппликация – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании и наклеивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и др. материалов.
Приемы выполнения работы несложные. Требуется лишь точность, внимательность, аккуратность и умение работать с кистью.
Работа выполняется поэтапно и под наблюдением педагога:
- нанести клей на отдельные участки;
- на клей насыпать сыпучий материал и распределить методом встряхивания
в тех местах, где слой песка толще, изображение получается более рельефным, объемным и насыщенным.


















5.Анализ работ


Используемая литература:
- Громова Л. А. Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. Казань, 2005. – 68 с.
- Е. С. Туманова, Л. Ю.Романова Изобразительное искусство. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия. Волгоград, 2009.
- О. Н. Маркелова Технология. Организация кружковой работы в школе. Волгоград, 2008. – 184 с.



15