Урок — обобщение по теме Жили-были буквы…


Урок литературного чтения 1 кл по теме «Жили-были буквы…»
(УМК «Школа России»)
Тема: Обобщение по теме «Жили-были буквы…». Проект «Город Букв».
Цели:
повторить и обобщить пройденный материал;
развивать интерес к литературному творчеству и чтению;
развивать речевые умения, фонематический слух, логическое мышление;
защита проектов «Город букв» (рисунки, загадки, стихи).
Оборудование:
карточки;
проекты детей;
сказочные герои;
кроссворд;
жетоны-смайлики;
медали за участие, за победу;
призы.
Планируемые результаты:
Предметные:
умение читать выразительно;
умение пересказывать прочитанное;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные:
интерес к учебному труду;
умение оценивать свои поступки и знания;
внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные УУД:
Позновательные:
умение анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные:
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные:
умение высказывать своё отношение к литературному произведению и героям;
умение слушать мнение других собеседников.
Формы и методы обучения:
групповая (работа над произведением, кроссворд)
индивидуальная (защита проекта)
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Зравствуйте, ребята!
Сегодня у нас простой урок литературного чтения, а сказочный.
К нам на урок пришли гости, а кто они вы должны отгадать. Для начала вспомним правила поведения на уроке:
чтобы ответить – нужно поднять руку,
внимательно слушать задание до конца, а потом отвечать.
Молодцы! Начинаем наш урок.
Сейчас начнётся наш парад,
к нам выйдут целым строем
те, с кем всегда ты встрече рад,
твои любимые герои!
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … (АЙБОЛИТ).
На лесной опушке
Сидит она в избушке,
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метлой ей дорога,
Это зловредная … (БАБА – ЯГА).
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Он построить дом стремиться,
Что бы в нём с друзьями жить,
А старушка озорница
Не желает с ним дружить.
Вам известен, несомненно,
Крокодил зелёный … (ГЕНА).
(Сказочные персонажи-рисунки вывешиваются на доску)
Молодцы, отгадали всех наших гостей.
Наши гости пришли к нам не только послушать наши проекты, но и принесли задания, которые вы должны выполнить.
Постановка цели урока.
Тема нашего урока звучит так же, как начинаются русские народные сказки «ЖИЛИ-БЫЛИ …»
О чём мы сегодня с вами будем разговаривать вы узнаете, отгадав загадку:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе
С ними справиться смогу! (БУКВЫ)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о буквах.
А вот и первое задание от доктора Айболита:

ИГРА «Найди букву»
Давайте вспомним, сколько букв в русском алфавите? (33)
На какие группы можно разделить наши буквы? (гласные и согласные)
Посмотрите, на доске у нас три домика: красный, синий и белый. Доктор Айболит просит вас найти буквы, которые спрятались в лесу и определить их каждую в свой домик. Для этого мы разделимся на 2 команды. От каждой команды будет выходить 1 ученик, выполнять задание. За каждый правильный ответ команда получает смайлик, которые мы будем подсчитывать в конце нашего урока. НО помните, что за плохую дисциплину, герои будут забирать смайлик.
Итак, начинаем.
Молодцы, Айболит доволен вашими ответами.
А теперь немножко отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Словарная работа.
( проводится работа с доской, проговариваются значение старинных слов)
Баба-Яга забыла значение слов и просит вас объяснить их. Поможем ей? (да)
Откройте учебник на стр. 22. Давайте прочитаем советы.
(выразительное чтение, в ходе чтения выносятся на доску):
намерен – хочет сделать что-либо
оспаривай – доказывай
взаймы – в долг
получил даром – получил в подарок
С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
Можно ли сказать, что советы устарели?
Баба-Яга приготовила для вас рисуноки (старинная книга, сказочная буква, которую пишут в сказках в начале.)
Ребята посмотрите, как раньше расписывали букву.
Можно ли сейчас увидеть такую букву? (да)
А где можно её увидеть? (в сказках) молодцы, помогли Бабе-Яге .
А сейчас посмотрим как вы справитесь с заданием, которое приготовил для вас крокодил Гена. (каждой команде выдаётся лист с кроссвордом и заданиями).
Отгадайте загадки и скажите слово, которое получится в выделенной строке.
349567514160500
На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад-Ищет в речке лягушат. (цапля)
Плотник острым долотомСтроит дом с одним окном. (дятел)
Узнать его и просто и легко:Высокого он роста и видит далеко. (жираф)
Я сорвать цветок хотел,Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Может он в орех залезть, А потом его заесть:Все, что вкусно, выедает И обратно выползает. (червяк)
Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском.Голова и восемь ног,Вот и весь я... (осьминог)
Я - хозяин во дворе.И бужу всех на заре. (петух)
(команда, которая первая отгадала кроссворд, получает смайлик).
Молодцы!
Закрепление и обобщение.
А сейчас наши гости послушают ваши проекты, которые вы приготовили.
(каждый зачитывает свой проект).
Нашим гостям очень понравились ваши проекты, они красочные, вы нашли загадки, пословицы о каждой букве, молодцы.
А теперь давайте посчитаем, сколько жетонов-смайликов у каждой команды. (каждый получает медаль: за победу, за участие, сладкий приз).
Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Почему в названии темы встречаются слова «Жили-были…»?
Наши гости благодарят вас за интересный урок, но им пора возвращаться в свои сказки. Давайте скажем им «До свидания…».
(убрать героев)
Рефлексия.
Сейчас я вам раздам по три смайлика, они не раскрашены, а вы подумайте и раскрасьте тот смайлик, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. (раскрашивают).
Покажите смайлики друг другу. Молодцы! Спасибо за урок.