Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: Е. Благинина «Посидим в тишине» УМК Школа России

МКОУ Новомеловатская СОШ с.Медвежье
Конспект урока
литературного чтения
во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: Е. Благинина «Посидим в тишине».
Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: портрет и выставка книг Е. Благининой; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания:
Выразительное чтение стихотворения.
III. Речевая разминка:
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
П. Башмаков
- Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
- Прочитайте выразительно.
- О чем рассказал нам автор в своем стихотворении? (Ответы детей.)
IV. Постановка целей урока:
- Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?
- Как вы думаете, какое произведение мы будем сегодня читать, на какую тему?
- Сегодня мы с вами продолжим читать о маме.
V. Работа по теме урока: Разговор о Е. Благининой
- На с. 119 прочитайте имя автора стихотворения «Посидим в тишине». (Е. Благи-нина.)
- Что вы знаете о Е. Благининой?
Материал для учителя Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в много-детной семье железнодорожника. Члены ее семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была удивительной сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказа-ла об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особен-но торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». Половичок линючий речка, А печка пышный царский дом... От страха мрет в груди сердечко, Пылает голова огнем. Меня затягивает илом, Заносит медленно песком. А ты зовешь таким унылым, Срывающимся голоском:
Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко в три ручья
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет!
Стихотворение «Посидим в тишине».
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. (Дети читают.)
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем оно вам понравилось?
VI. Физкультминутка:
В небе плавает луна.(Плавные покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь! (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Тихо садятся.)
VII. Продолжение работы по теме урока.
1.Обсуждение и выразительное чтение:
- На с. 119 рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?
- Почему девочка не стала играть?
- С кем она разговаривала в комнате?
- Что она сказала лучу?
- Какой была реакция луча?
- Задайте свои вопросы по стихотворению.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Загадки:
1. Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке... (бусы).
2. В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения... (сережки).
3. Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка
Есть у мамы нашей... (шляпка).
4. Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей ерунда.
Это же... (сковорода).
5. В брюхе у него вода
Забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник,
Быстро закипает... (чайник).
6. Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут
Разольет в тарелки... (суп).
7. Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит... (пылесос).
8. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него... (утюг).
9. Вот на лампочке колпак
Разделяет свет и мрак.
По краям его ажур
Это дивный... (абажур).
10. Полосатый зверь у мамы
Блюдце выпросит сметаны.
И, поев ее немножко,
Замурлычет наша... (кошка).
3.Составление рассказа:
- Составьте рассказ о своей маме. Подумайте, какие пословицы можно включить в рассказ.
VIII. Рефлексия:
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока:
- Какое произведение мы читали на уроке?
- Что вы узнали об авторе?
X. Домашнее задание:
- Подготовить рассказ о маме, вставив в него пословицы.
Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.



Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья

Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья



Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья

Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья



Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья

Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья