Статья Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов


Исследовательская деятельность учащихся
как средство достижения метапредметных результатов
Кудина Ж.Л.,
учитель химии, практический психолог
Донецкая гимназия № 92
Учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
С. Л. Рубинштейн
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Для современного учителя важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Метапредметность - тот принцип, на основе которого создается новое содержание образования. Внедрение метапредметного подхода:
решает проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов
обеспечивает целостность развития учащегося, преемственность всех ступеней образовательного процесса
требует изменения предметного содержания образования: знания – не сведения для запоминания, а для осмысленного использования в своей практической деятельности.
позволяет педагогу работать творчески, на перспективу; выступать в качестве партнера, тьютора.
По мнению А. В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом». В принятом Государственном образовательном стандарте наряду с предметными и личностным результатами, введена такая группа достижений как метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в которых за основу положен системно-деятельностный подход, например проектный и исследовательские методы
обучения.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в высшей школе, в науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).Исследовательская деятельность относится к инновационным педагогическим технологиям, имеющим огромный образовательный потенциал, которые:
формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки,
воспитывают научное мировоззрение,
усиливают положительную мотивацию в обучении,
развивают личности школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и формированию метапредметных компетенций, достижению метапредметных результатов обучения, которые в основной школе состоят из:
освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - это "пять П":
проблема
планирование
поиск информации
продукт
представление результатов
2214431182851СОтрудничествоСОавторствоСОтворчествоЗадает вопросы, советуется
Консультирует, направляет,
советует
СОтрудничествоСОавторствоСОтворчествоЗадает вопросы, советуется
Консультирует, направляет,
советует
Индивидуальный исследовательский проект - особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (рисунок 1). Рис.1. Взаимодействие «учитель-ученик»
в ходе исследовательской деятельности
Основная идея
Ученики сами формулируют проблему, или учитель ставит перед ними проблему (предоставляется ли проектное задание);
Ученики самостоятельно создают план решения проблемы или выполнения проектного задания;
Ученики решают, где и как искать информацию;
Ученики выдвигают гипотезу, планируют возможные пути и способы ее проверки (проведение исследования);
Ученики выполняют проектное задание (исследование), документируют его, прорабатывают результаты (делают выводы из исследования);
Ученики планируют продукт проекта, то есть избирают форму представления результатов исследования, проектируют этот продукт, предназначенный для конкретной целевой аудитории, на решение проблемы которой направлен проект;
Ученики презентуют свой продукт целевой аудитории.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся
Элементы исследования в рамках учебных предметов
Предметы в рамках базисного компонента
Элективные курсы – школьный компонент
Группы дополнительного образования
Общешкольный проект
Экскурсия
Поход или экспедиция
Конференция
Конкурс
Другое
Преимущества:
поощрение учеников к поиску, проведению исследований в учебной деятельности и развитие навыков мышления высших уровней;
повышен уровень охватывания всех учеников работой в проекте, умение полагаться на себя, улучшение их отношения и рост мотивации к учебе;
академические результаты учебы учеников аналогичных или же даже выше результатов, достигнутых при учебе за другими методами и технологиями;
ученики, которые задействованы в учебных проектах, берут на себя большую ответственность за свою учебу, чем во время выполнения традиционных упражнений и заданий;
возникают возможности развить более сложные навыки: навыки мышления высших уровней, решения проблем, сотрудничества и эффективных коммуникаций;
появляется доступ к более широкому спектру возможностей в процессе учебы и всестороннего привлечения учеников, которые имеют разные особенности развития и стили учебы.
В ходе исследовательской деятельности учащихся происходит:
Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, то есть проектирования, развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков.Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога; развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом; формирование умения работать сообща на единый результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Результаты выполнения исследовательского проекта
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов.
Как писал В. А. Хуторской «Выполняя научное исследование, любой человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука». Список использованной литературы:
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24-33.
Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как основа российского образования
Николаева А.Д., Маркова О. И. Метапредметные компетенции как педагогическая каегория.
Селевко Г.К «Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с. 
Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты// http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).