Практико-значимая работа по теме «Применение мультимедийных средств в обучении младшей группы» (с фрагментом занятия по развитию речи «Признаки весны»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»





Кафедра развития образования





Практико-значимая работа по теме
«Применение мультимедийных средств в обучении младшей группы»
(с фрагментом занятия по развитию речи «Признаки весны»)








Выполнил:
Коровкина Надежда Леонидовна,
Воспитатель,
МОУ Прогимназии №58
г. Подольска Московской обл.
Научный руководитель:
Лабутина Варвара Анатольевна











Москва 2014


Содержание
Введение 3
Понятие и общие сведения о мультимедийных технологиях 4
Психологические основы применения мультимедийных презентаций 5
Внедрение мультимедийных презентаций, видеороликов в процесс обучения дошкольников по развитию речи 6
Мой опыт использования информационно-коммуникационных технологий 8
Заключение 10
Литература 11
Приложение 12










































Введение
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогощения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность внедрения информационных технологий в организацию пед.процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Актуальность проблемы возрастает связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине. Устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Существующие компьютерные программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующие методы и средства в обучении дошкольников в дошкольном образовательном учреждении может разрешить это противоречие. Одним из перечисленных средств обучения развитию речи дошкольников среднего возраста является использование информационно-коммуникативных технологий.
Исходя из вышесказанного, тема исследования «Использование мультимедийных технологий на занятиях по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях», актуальна, но на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Предмет исследования – использование мультимедийных технологий на занятиях по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования – процесс обучения дошкольников в детском саду.
Цель проекта – изучить возможности - мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений на занятиях по развитию речи.
Задачи проекта:
- изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании;
- выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, в частности при обучении развитию речи;
- разработать методические рекомендации по проведению занятий с применением компьютера и интерактивного оборудования в средней группе детского сада.




1. Понятие и общие сведения о мультимедийных технологиях
Мультимедийные технологии (мультимедиа от анг. Multi – много, Media – среда) являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерфейс и другие механизмы управления. Появление систем мультимедиа, безусловно, привело к революционным изменениям в области образования, в сферах профессиональной деятельности, науки, искусства.
Мультимедиа-информация – это не только традиционные статистические элементы: текст, графика, но и динамические: видео, аудио и анимационные последовательности.
Статистические графические изображения представлены с помощью векторной графики и растровых картинок. Ребенок воспринимает 95% поступающей к нему информации визуально в виде изображения, т.е. графически.
Такое представление информации наглядно и легче воспринимается, чем чисто текстовое, хотя текст – это тоже графика.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины. Глубже постигаются понятия числа и множества. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении. Тренируется внимание и память. Дети раньше овладевают чтением и письмом. Активно пополняется словарный запас. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки. Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность. Развивается воображение и творческие способности. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только “исполнять”, но и “создавать”.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;
Занимательность материала, представляемых с помощью НИТО (новых информационных технологий обучения) безграничная.
Мультимедийные презентации включающие в себя: анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых непоседливых дошкольников. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО.




2. Психологические основы применения мультимедийных презентаций
Психологические исследования в области передачи и сохранения информации показали, что дети познают окружающий мир с помощью органов чувств, при этом основными являются слух и зрение. Не случайно около 80 – 85% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, около 10 – 15 % - с помощью слуха, и около 3 – 5 % - при помощи остальных органов чувств.
Кроме того, человек только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации.
Исследования показали, что степень сохранности информации в памяти также зависит от способа ее предъявления.
Способ предъявления информации
Сохранность через 3 часа (%)
Сохранность через 3 дня (%)

Устное изложение
70
10

Визуальное восприятие
72
20

Аудиовизуальное восприятие
85
50

На основании этих особенностей психологии человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения детьми информации достигается при сочетании слова, наглядных средств, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию.
Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова педагога и предъявляемого дошкольникам изображения в процессе обучения.
А применения мультимедийных презентаций, как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления.
В итоге, чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в том случае основу успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности изобразительной и словесной), оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.
Для эффективного использования информации в учебном процессе необходимо, чтобы она отвечала определенным требованиям: была современной, объективной, адекватной, точной, непрерывной, структурированной, полной, и доступной для детского понимания. Передача информационных сообщений в учебном процессе – это не просто их транслирование, она включает в себя, как правило, интерпретацию педагогом содержания, кодированием сообщений с определенным порядком изложений.
Обучение – это познавательный процесс, характеризующийся такими критериями как: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь и т.д.
Степень применения мультимедийных презентаций зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интереса детей, формы занятий, склонностей и пристрастий самого педагога, программно - методического обеспечения.
Возможны условно выделяемые три уровня использования мультимедийных презентаций:
На эпизодическом уровне мультимедийные презентации используются педагогом от случая к случаю.
Систематический уровень позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда педагог обдуманно и последовательно включает мультимедийные презентации в процесс обучения детей.
Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала с применением мультимедийных технологий на протяжении всего занятия или значительной его части.
Уже сегодня можно утверждать, что внедрение НИТО (новых информационных технологий обучения) способствует:
Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых.
Изменению характера познавательной деятельности детей в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
Стимулированию стремления ребенка к постоянному самосовершенствованию;
Усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
Изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
Большую роль НИТО играют в запоминании, как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
К.Д. Ушинский считал внимание ребенка чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии, обратить внимание ребенка на желаемый предмет. Он указывал педагогу несколько средств сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность подачи материала.

3. Внедрение мультимедийных презентаций в процесс обучения дошкольников по развитию речи
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.
Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.
Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться «затолкать» в один слайд слишком много информации.
Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию
Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:
Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации
Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок; анимации; звука, если необходимо и др.).
Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).
Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
Доступностью быстрая загрузка, без усложнения эффектами.
При создании мультимедийной презентаций необходимо:
провести разбивку занятия на небольшие смысловые части – модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;
подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);
моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами );
проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));
составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.
При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера. Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего занятия и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков ).Шрифты рекомендуется использовать стандартные Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона. Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.
При создании мультимедийной презентации воспитатель сталкивается с рядом сложных задач:
- необходимостью создания простого и интуитивно понятного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации;
- определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующие поставленным педагогическим целям.
Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.
Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:
1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
2. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.
3. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.
4. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.
5. Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.
6. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.
При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки занятия.
При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.
Средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное взаимодействие с обучаемыми. Спланируйте заранее все аспекты ее проведения.
Гибкость – одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию детей.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
Структуризация учебного материала
Составления сценария реализации
Разработка дизайна презентации
Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
Подготовка музыкального сопровождения
Тестирование-проверка

Мой опыт использования информационно-коммуникационных технологий
Опыт моей работы показал, что эффективное применение мультимедийных презентаций и видеороликов при работе с детьми, влияет на повышение качества воспитания и обучения детей. Я постоянно использую презентации и видеофильмы при работе с детьми в режимных моментах: в утренних и вечерних кругах, показ приемов последовательности выполнения работы: складывание оригами и т.д.,
на занятиях по обучению грамоте: задания по составлению предложений (схемы), составление слов.
на занятиях по математике: решение примеров, составление задач, задания на развитие логики, кроссворды, загадки, и в темах проживания.
При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.
Используя в своей работе ИКТ, я учитываю следующие психологические особенности внимания:
сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте;
устойчивость внимания, которая при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15-20 минут, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых;
переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой;
технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. такое организованное управление вниманием ребенка- дошкольника способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения – умения наблюдать;
НИТО (новые информационные технологии обучения) помогают развивать у детей умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов. практически и традиционные и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей у ребенка и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.
При создании презентаций по темам проживания в группе я стремилась не только доходчиво, но и занимательно построить эпизоды, придать неожиданность монтажу, композиции и подборке материала, добиваясь наибольшей выразительности крупных планов, подборке действующих персонажей.
Все это вместе взятое воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание у ребенка, способствует непроизвольному запоминанию материала.


























Заключение
Таким образом, мультимедийные компьютерные технологии дают воспитателям возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Применение мультимедийных средств обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости, и ряда комплексов, мешающим ребенку раскрыться. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят фактический материал, отражающий мир природы, жизни. образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей в той или иной степени точные представления об оригинале.
Мультимедийные презентации повышают активность работы детей. Современные ИТО вовлекают ребенка в действие, происходящее на экране, задания на экране носят интерактивный характер, заставляя ребенка быть собранным, внимательным, координировать свои реакции и действия. Развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения.
Я считаю, что именно в процессе тематического проживания и внедрения новых технологий (ИКТ) на мой взгляд, является неоспоримым доказательством того, что организация педпроцесса на основе принципа событийности, помогает создавать условия для подлинно развивающего, адекватного возрасту спонтанного обучения, повышающего качество воспитания и обучения дошкольников.
Компьютер в д/саду является элементом развивающей среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение ИКТ приобретает гуманитарный развивающий характер.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики д/сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных компьютерных средств развития личности ребенка.
Тогда каждый ребенок будет иметь возможность полноценно и своевременно развиваться, осваивать необходимые знания и умения.
























ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www, pedsovet,org
Гаврилюк Т.И. – воспитатель высшей категории прогимназии «Сезам» Статья по использованию мультимедийных технологий в образовании
Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях. – www,it-n,ru
Чернов А. В. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационных технологий в образовании. – М., 2009. – Вып. 6.
Ястребов Л. И. Создание мультимедийных призентаций в программе MS Power Point 2009. Журнал «Вопросы Интернет - образование», № 44









































ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент занятия по развитию речи
Тема занятия: «Признаки весны»
Цели:
- уточнить характерные признаки весны;
- выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- активизировать качественный словарь
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: изучение зимующих и перелётных птиц, заучивание стихотворений о весне; загадывание загадок по теме «Весна», составление описательных рассказов о весне по сюжетным картинкам.
Оборудование: презентация «Признаки весны».
Материалы:
Демонстрационный: картина с изображением весенних сюжетов; корзина с искусственными цветами, игрушка птица – грач.
Раздаточный – искусственные цветы по 2 на каждого ребёнка.
Ход занятия
- Ой, кто там спрятался?
Педагог достаёт из под стульчика игрушку грача.
- Дети, сегодня к нам в гости прилетела птичка, вы знаете, как она называется? (Дети: «Грач»)
- Правильно! Только наш грач потерялся, он, наверное, никогда не видел весны и не хочет лететь в лес, боится замёрзнуть.
Давайте вместе с грачом посмотрим, по каким признакам можно узнать весну. Дети садятся на стулья для просмотра презентации «Признаки весны».
Звучит необычная, таинственная музыка, включаем презентацию «Признаки весны» с комментариями воспитателя к конкретным слайдам. На предпоследнем слайде педагог предлагает детям выбрать 3 признака весны из 4 предложенных и проверить «волшебной палочкой» правильность ответа. Слайд с неправильным признаком времени года исчезает.
- Вам понравились картинки, а какие больше всего? (Дети: «Яркое солнышко, подснежники, грачи, ручейки и т.д.»)
- Про какое время года мы смотрели? (Дети: «Про весну!»)
- Какие признаки весны, вы, запомнили? (Дети: «Дни стали длиннее, а ночи короче; тает снег; появились ручейки; на деревьях набухли почки; прилетели перелетные птицы, вырастают подснежники».)
Подвижная игра «День и ночь».
- Ребята, давайте поиграем с грачом.
На слово педагога «день», дети изображая птиц бегают в россыпную. На слово «ночь», дети садятся на корточки. Педагог специально уменьшает время отведённое, в игре, для «ночи» и увеличивает для «дня». Тем самым, подводя детей к выводу «Весной дни длиннее, а ночи короче».
- Дети, а какое время года у наших птичек в игре? (Дети: «Весна»)
Обобщение.
- А, какое сейчас время года, давайте подойдем к окну и посмотрим? (Дети подходят к окну: «Весна!»)
- Молодцы, правильно!
- Как, Вы, догадались? (Дети: «Тает снег, птички прилетели и поют, травка появилась».)
- Очень хорошо, молодцы! Какие признаки весны, вы, запомнили из мультика? (Дети: «Дни стали длиннее, а ночи короче; тает снег; появились ручейки; на деревьях набухли почки; прилетели перелетные птицы».)
- Каких перелетных птиц, Вы, знаете? (Дети: «Грачи, стрижи, ласточки, скворцы».)
- Молодцы, правильно! А как называются первые цветы? (Дети: «Подснежники»)
- А почему их так называют? (Дети: «Подснежники растут под снегом».)- Конечно! Вы все правильно запомнили, молодцы!
Итог занятия
- Ребята, что мы сегодня делали? (Дети: «Смотрели про весну, играли с грачом, называли перелётных птиц на картине».).
- Ой, наш грач просится в лес. Теперь ему не страшно лететь, он знает, что наступила.. (Дети: «Весна»)
- Конечно, правильно! До свидание, грач! (Дети прощаются с птицей.)








13PAGE 15


13PAGE 141215