Презентация Безотметочное обучение в начальной школе


Безотметочное обучение в начальной школеУчитель начальных классов Греховодова Д.В. Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса                                     В.М.Полонский            В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.          В современной школе система работы учителя направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. Недостатки традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности;затрудняет индивидуализацию обучения;является малоинформативной;часто имеет травмирующий для ребенка характер.Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие к - ухудшению физического здоровья школьников. Для определения перспектив развития учащихся оценка должна быть практической, а контроль – планирующим.   В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:- что оценивать (т.е.  что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);- как оценивать (т.е.  какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);- каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);- что   нужно   учитывать   при таком оценивании (т.е.  каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания). Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:       выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения); задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер При безотметочном обучении используются     средства оценивания, которые  позволяют  зафиксировать индивидуальное продвижение  каждого  ребенка:условные шкалы, различные формы графиков, таблиц, "Листы индивидуальных достижений».Все эти формы фиксации оценивания   являются   личным достоянием ребенка и его родителей.   принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман. «Хорошие слова и комплименты»«Сосед по парте» - взаимооценка«Самооценка»(«Волшебная линеечка»Т.В. Дембо и С.Я, Рубинштейн. ) ''Линеечки'' Педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн.Самооценка с помощью ''линеечек'' может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Выбор шкал К – красивоП -правильноТ - трудноИ - интересноС - я старалсяХ - хочу научиться этомуД - мы работали дружноПозднее вводятся более узкие определения:Б.Гл. –безударные гласныеСл.Сл. –словарные словаСост. – состав слова Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в "Листе индивидуальных  достижений" с помощью каких-либо значков или,  например, закрашивая  определенную  клеточку - полностью или частично.       В этом же листе можно отмечать ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма,  вычислительных навыков и др.   Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями.