Урок литературного чтения по теме: Разно жанровые произведения о природе (Н.Рубцов У сгнившей лесной избушки. Загадки. М.Пришвин Недосмотренные грибы)


Урок литературного чтения во 2 классеТема урока : Разножанровые произведения о природе.Н.Рубцов « У сгнившей лесной избушке..». Загадки. М.Пришвин «Недосмотренные грибы».
Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Н.Рубцова « У сгнившей лесной избушки..» и М. М.Пришвина «Недосмотренные грибы», создать условия для развития навыков выразительного чтения, умея выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы, активизировать мыслительную деятельность - сравнивать художественные и научно- познавательные произведения, способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, привитию правил поведения в природе.Планируемые результаты образования:Предметные: уметь анализировать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора.Метапредметные:Познавательные: анализировать художественные и научно- познавательные произведения, определять значения слов, ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты ; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы, выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.Личностные : воспитание чувства гордости за свою Родину , бережного отношения к природе и правил поведения в природе.
Оборудование : картина «Осенний лес», предметные картинки «Грибы», карточки с загадками, корзинки для грибов , карточки со слогами, листы , компьютер.
ХОД УРОКА:1.Организационный момент. Приветствие -Здравствуйте , ребята!
Прозвенел звонок Начинается урок.
Вы за парты дружно сели  На меня все посмотрели.
Небо – золото и синь! Белокаменная школа,Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле,Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе,Значит, там идет урок.
Пусть этот урок принесет вам радость общения, друг к другу подарили улыбку и с хорошим радостным настроением начинаем наш урок.2.Знакомство с планом работы на уроке.-На уроке нам предстоит выполнять следующие виды работы:  - проверка домашнего задания; - изучение нового, работа с книгой; - исследовательская деятельность; парная работа - физ. минутка; - слушание; - поисковая деятельность, групповая работа; - рефлексивная деятельность.Получите оценочные листы2.Мотивация к деятельности.1. Отгадайте загадку: Весной веселит,Летом холодит,Осенью питает,Летом согревает? ( лес)
На доске весит картина « Осенний лес» -Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес.Начнется наше путешествие с проверки домашнего задания. 2.Проверка домашнего задания.Чтение выразительно стихотворения «Эхо» по ролям» ( самооценка )3.Постановка учебной задачи-Чем радует человека осенний лес? (дети называют)Хотите еще знать чем радует человека природа ?А поможет нам в этом изучение новго материала, работа с учебником.Давайте откроем учебник на странице 116 и прочитаем название и автор стихотворения (дети называют)5.Включение в систему знаний.1. Чтение стихотворения Н.Рубцова «У сгнившей лесной опушки..»(Самостоятельное чтение ) (просмотр видиоролика)2. Словарная работа. Бродя -3.Беседа по содержанию.-С каким чувством говорит поэт о родной природе?-«На склоне дня». Как можно сказать по – другому?Какие деревья встречал автор?Чем любил он заниматься?4.Работа над выразительным чтением. (Самооценка )А сейчас мы с вами сделаем остановку в лесу . 5.Гимнастика для глаз.6.Работа с загадкам.А знаете ли вы загадки о грибах?А что такое загадка?Загадаете их своим друзьям.
Следующая работа: работа в паре.-На столах у каждой пары лежат карточки с загадками . Вы должны прочитать загадку , отгадать ее, пойти найти этот гриб в классе и положить его в корзинку. Чья пара больше соберет грибов и правильно. Какие правила сбора грибов вы знает? .( Грибы развешены по всему классу)Загадки о грибах:Разместился под сосной,
Этот гриб, как царь лесной
Рад найти его грибник
Это белый….(боровик)
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как малышки
Эти дружные ребята
Называются …….(опята)
Это миленький грибокВыбрал тихий уголокНожичком его ты срежь каВедь съедобна …(сыроежка)Если их найдут в лесу
Сразу вспомнят про лису
Рыжеватые сестрицыНазывается….(лисички)
Он живет под елками
Скрытый их иголками .Много у него братишек
Рыжий гриб зовется…(рыжик)
Догадайтесь-ка ,ребята: Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушкоКак зовут его? ….(Волнушка)
Точки белые на красном
Ни к чему тот разговор
Ядовитый гриб опасный .Не срывайте….(мухомор)
На грибы она сердитаИ от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!Это бледная …..( поганка)
Коллективная проверка. (Самооценка)Как же находясь в лесу нам не заняться спортом?!7.Физминутка « Гриша шел-шел, белый гриб нашел, наклонился, сорвал и дальше пошел и т.д. называя другие грибы))Следующий вид работы слушание.
8.Слушание произведения М.Пришвина «Недосмотренные грибы»( дети следят по учебнику)9. Беседа по содержание.-Как вы думаете, любил ли автор природу? Подтвердите словами из текста. 10.Выборочное чтение.-Найдите описание грибов и прочитайте. -Описание какого гриба вам понравилось больше и почему?-Как вы думаете, это описание вымышленное или на самом деле существуют такие грибы?Совершенно верно это описание настоящих грибов. Такие произведения называются научно- познавательные.(Самооценка) Следующий вид работы: групповой.11.Закрепление и повторение изученного материала -Каждая группа займет свое рабочее место.Сложить из слогов названия грибов, которые мы встретили в лесу.. о, о,еж,та,сы,мор,хо,пя,ки,.сы,ро,му- 1группаМас,ди,ган,гру,ки,ля,по,та, лый,бе-2 группаКакая группа быстрее и правильно?Коллективная проверка. (Самооценка )Вот подходит к завершению наше путешествие в осенний лес. И закончим его рефлексивной деятельностью.12.Рефлексивная деятельность. -С какими произведениями мы познакомились?- Что узнали нового ?-Чем же нас радует осенний лес?- С каким настроением возвращаемся из лесу? ( дети показывают смайликов)-радостное , удовлетворенное настроение -грустное, печальное настроение  - равнодушное, непонятно, неинтересно было
13.Домашнее задание.Выразительное чтение описания одного из грибов или выучить наизустьс.116-119 ( по выбору) .Работа в печатной тетради с.49-51.
Приложение 1.
                                                 Оценочный лист по работе на уроке
Результаты моей деятельности Самооценка Оценка учителя
Умею читать выразительно стихотворение    
Умею отгадывать загадки    
Умею вести  исследовательскую работу    
Умею слушать произведение и отвечать на вопросы    
Умею вести поисковую работу    
Приложение 2.
Загадки о грибах
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
 
В платьях тонких на опушке
Водят хоровод подружки.
Платья - шелк в полоску:
Красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке
Как красивы, вы... (волнушки).
 
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые... (лисички).
 
Посмотрите-ка, ребята:
Тут лисички, там — опята
Ну, а это на полянке
Ядовитые... (поганки).
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
 
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
 
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
 
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
 
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
 
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
 
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
 
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
 
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин... (табак)
 
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
 
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
 
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
 
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
 
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
 
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
 
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисичкиПриложение 3.
Разместился под сосной,
Этот гриб, как царь лесной
Рад найти его грибник
Это белый….
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как малышки
Эти дружные ребята
Называются …….
Это миленький грибокВыбрал тихий уголокНожичком его ты срежь каВедь съедобна …Если их найдут в лесу
Сразу вспомнят про лису
Рыжеватые сестрицыНазывается….
Он живет под елками
Скрытый их иголками .Много у него братишек
Рыжий гриб зовется…
Догадайтесь-ка ,ребята: Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушкоКак зовут его? ….
Точки белые на красном
Ни к чему тот разговор
Ядовитый гриб опасный .Не срывайте….
На грибы она сердитаИ от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!Это бледная …..
Разместился под сосной,
Этот гриб, как царь лесной
Рад найти его грибник
Это белый….
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках, как малышки
Эти дружные ребята
Называются …….
Это миленький грибокВыбрал тихий уголокНожичком его ты срежь каВедь съедобна … Если их найдут в лесу
Сразу вспомнят про лису
Рыжеватые сестрицыНазывается….
Он живет под елками
Скрытый их иголками .Много у него братишек
Рыжий гриб зовется…
Догадайтесь-ка ,ребята: Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушкоКак зовут его? ….
Точки белые на красном
Ни к чему тот разговор
Ядовитый гриб опасный .Не срывайте….
На грибы она сердитаИ от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!Это бледная …..

Приложение 4.
о,еж,та,сы,мор,хо,пя,ки,.сы,ро,му

Мас,ди,ган,гру,ки,ля,по,та, лый,бео,еж,та,сы,мор,хо,пя,ки,.сы,ро,му

Мас,ди,ган,гру,ки,ля,по,та, лый,бео,еж,та,сы,мор,хо,пя,ки,.сы,ро,му

Мас,ди,ган,гру,ки,ля,по,та, лый,бе