ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО  ЗНАЧИМЫЕ  КАЧЕСТВА  ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ.
Исследование посвящено изучению профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада в контексте создания научно-методического обеспечения деятельности психологической службы образования.
Актуальность проблемы. Детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья каждого ребенка.
В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из существеннейших Факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя. В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на Формирование личности дошкольника (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская и др.). Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада. Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя.
В работах Ф.Н. Гоноболина, 1975; С.В. Кондратьевой, 1984; В.А. Крутецкого, 1978, 1980; Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990; Л.М. Митиной, 1990, 1995; В.А. Сластенина, 1976; И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя; любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Но интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения образования нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка. Актуальность данной работы определяется тем, что в ней исследуется одна из проблем, стоящих перед педагогической психологией, проблема профессиональных качеств личности современного воспитателя детского сада
Цель исследования - выявить и изучить личностные качества воспитателя детского сада, значимые в профессиональной деятельности.
Предмет исследования- особенности профессионального самосознания воспитателя детского сада.
Общая гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада обусловлены таким уровнем развития его профессионального самосознания, который обеспечивает, возможно, полную профессиональную самореализацию личности.
На основе общей гипотезы были сформулированы частные гипотезы, которые проверялись в ходе исследования: 1)развитие профессионального самосознания воспитателя зависит от уровня и качества профессиональной подготовки специалистов как в средних, так и высших учебных заведениях; 2) профессионально значимые качества воспитателя могут оказывать влияние на формирование отношений дошкольника к самому себе, детскому саду, воспитателю.
Для проверки гипотез были определены следующие задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы профессиональных качеств личности педагога.
2.Изучить содержательные характеристики профессионального самосознания и особенности самореализации личности воспитателя детского сада
3.Выявить зависимость особенностей профессионального самосознания и самоактуализации личности воспитателя от профессиональной подготовки.
4.Изучить особенности отношения дошкольников к воспитателю и детскому саду.
5.Разработать рекомендации для практических психологов и руководителей дошкольных учреждений по изучению профессиональных качеств личности воспитателя и повышению квалификации воспитателей дошкольных учреждений.
Организация и методы исследования . В исследовании участвовало 300 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области, 100 воспитанников дошкольных учреждений г. Тулы. Для углубленного изучения особенностей самоактуализации личности из 300 было отобрано 120 педагогов-воспитателей
В работе использован комплекс методик: 1)методика, свободных описания, разработанная А.А. Бодалевым, с обработкой методом контентанализа; 2) методика CAT (автор Э.Шострэм), с использованием при обработке результатов процедуры уровневого, сравнительного и кластерного анализа, представленного в компьютерной программе АБРИС, разработанной на кафедре психологии Тульского областного института развития образования; 3)  графические методы изучения личности.
Кроме того, проводились индивидуальные беседы и анкетирование воспитателей дошкольных учреждения, осуществлялось целенаправленное наблюдение за их педагогической деятельностью и наблюдения за детьми.
Научная новизна  и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем впервые изучены профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада, раскрыты атрибутивные характеристики профессионального самосознания и показана его тесная связь с самоактуализацией личности педагога-воспитателя; выявлена взаимосвязь профессионально значимых качеств личности воспитателя и особенностей отношения дошкольников к воспитателю, детскому саду и себе; разработан методический подход, который позволяет изучать содержание профессионального самосознания и особенности самоактуализации личности воспитателя, которые лежат в основе профессионально значимых качеств.
Практическая значимость  работы обусловлена ее направленностью на научно-методическое обеспечение психологической службы образования Изучение и развитие профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада представляет собой одно из направлений деятельности психологической службы системы образования. Полученные в результате проведенного исследования новые данные показывают пути совершенствования психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольных учреждений в средних и высших учебных заведениях Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологическим основам педагогического мастерства, психологическим основам профориентации, для слушателей курсов повышения квалификации в институте развития образования при подготовке практических психологов.
Апробация результатов. Результаты исследования апробировались в ходе обсуждения на заседаниях лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО и кафедры психологии Тульского областного института развития образования, а также в выступлениях автора на педагогических советах в отдельных дошкольных учреждениях г. Тулы, где проводилось исследование, методических семинарах департамента образования. Полученные материалы были освещены в Форме доклада на областной конференции "Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки образования" (г. Тула, 1993), а также представлены на Первой Всероссийской конференции общества психологов (г. Москва,1996).
На защиту выносятся следующие  положения.
1 .Профессионально  значимые  качества  личности  являются  интегративными свойствами, обусловленными уровнем развития профессионального самосознания воспитателя детского сада.
2.Профессиональное самосознание воспитателя предполагает осознание себя субъектом собственной деятельности.
3.Развитое профессиональное самосознание составляет основу профессиональной самореализации воспитателя, предполагающей его уверенность в реализации своего творческого, личностного и профессионального потенциала, что повышает у педагога удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом.
4.Профессионально-личностные качества воспитателя в значительной мере влияют на развитие отношений дошкольника к самому себе, другим людям и окружающему миру.
5-Личностная неготовность многих воспитателей к позитивной работе с детьми требует пересмотра программ подготовки дошкольных работников в плане переноса акцента с технологии педагогической деятельности на обогащение личностного развития педагогов.