ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ


Тема урокаДополнение. Прямое и косвенное дополнение
Дополнение- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (на все вопросы, кроме именительного)Р.п. Кого? Чего?Д.п. Кому? Чему?В.п. Кого? Что?Т.п. Кем? Чем?П.п. О ком? О чем?Написать (ЧТО?) письмо (КОМУ?) отцу ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯



Выписать словосочетание Облако закрыло солнце;Дерево роняет листья;Листопад засыпал аллею;Ветер гонит тучи;Дождь смывает следы.
роняет [р а н’а й э т]6 букв, 7 звуков.

Роняет – глагол-ет – окончаниеРоня- - основаРон- - корень-я- -суффиксСуффиксальный способ образования


Виды дополнений
АлгоритмЗадать вопрос к дополнениюЕсли В.п. без предлога Если Р.п. без предлога а) обозначает часть предмета; б) перед сказуемым отрицание неПрямое дополнение(Выпить молока, не надел куртку) Все падежи, кроме, В.п., Р.п. без предлогаКосвенное дополнение(выпить молока, не надел куртку)





Разделите на две колонкиПрямое дополнениеКосвенное дополнениеПадать на землю, веет сыростью, закрыть небо, подружиться с листопадом, шуршать листвой, задевать ветку, бродить с корзинкой, идти за грибами, увидеть ежа, наступить на лист, отражаться в луже, взять с собой, подарить маме, взять у природы, не видеть солнца, выпить чаю.

Закрепление темыРазделите на две колонки словосочетания. Прямое дополнениеКосвенное дополнениеПадать на землюВеет сыростьюЗакрыть небоПодружиться с листопадомШуршать листвойЗадевать веткуБродить с корзинкойИдти за грибамиУвидеть ежаНаступить на листОтражаться в лужеВзять с собойПодарить мамеВзять у природыНе видеть солнцаВыпить чаю









Левитан «Золотая осень»Задание: Составить текст – описание по картине, чтобы в каждом предложении были дополнения прямые и косвенные. Подчеркнуть дополнения. Можно использовать словосочетания из предыдущего задания.