Личностные образовательные результаты школьников как воплощение положений Конституции РФ и потенциал современного


Заседание МО учителей истории и
обществознания г.Бирска от 02.11.2015.
Медведева Т.М.,МБОУ СОШ № 1.
Личностные образовательные результаты школьников как воплощение положений Конституции РФ и потенциал современного
учебника по обществознанию в их достижении
«Личностные образовательные результаты школьников» — термин нового федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС). Часть этих результатов напрямую связана с формированием конституционно- правовых ценностей. Интересно, что большинство личностных образовательных результатов ФГОС основного общего образования практически дословно совпадает с положениями Конституции РФ. В частности, «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России» напрямую соотносится с преамбулой Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость...»
а также со статьей 59 Конституции, согласно которой «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ».
Личностное требование «знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» соответствует статьям 26, 68 и 69Конституции, согласно которым «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», гарантируется «всем её народам право на сохранение род-
ного языка, создание условий для его изучения и развития», а так же защищаются «права коренных малочисленных народов».
Требование «усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей» соответствует статьям 1, 2 и 3 Конституции, провозглашающим Россию как демократическое и правовое государство.
Требование «воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной» можно раскрывать через основные обязанности гражданина РФ, перечисленные в главе 2 Конституции.
Требование «формирования ответственного отношения к учению» сформулировано в статье 43 Конституции РФ, и раскрыто через единство права и обязанности: «каждый имеет право на образование» и «основное общее образование обязательно» . Правом и обязанностью одновременно являются доступ к культурному наследию и его охрана, благоприятная окружающая среда и охрана природы
( статьи 42,44,58 Конституции РФ).
Этим положениям соответствует требование «формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления» и «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности».
А вот труд в современном Российском государстве провозглашается только правом, а не обязанностью: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации»
(статья 37КонституцииРФ). Это может служить основой такого требования как «формирование уважительного отношения к труду».
Требование «формирования ценности здорового и безопасного образа жизни» соответствует статьям 7 и 41, согласно которым в Российской Федерации «охраняются труд и здоровье людей», «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Для формирования моральных качеств личности важно «осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи»
( статья 38.)
В становлении гражданских качеств личности важно «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям» ( ст.19 Конституции РФ). «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
При сравнении ФГОС и Конституции РФ заметно одно противоречие.
Требование «осознания своей этнической принадлежности» не соответствует
26 статье Конституции, по которой «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
Вывод: требования к личностным образовательным результатам школьников являются конституционными.
Каким образом эти личностные требования должны быть реализованы?
Наиболее эффективными средствами формирования ценностных ориентаций являются участие в учебной деятельности и эмоциональное восприятие через художественные образы в дополнительных текстах.
В процессе личностного воздействия важнейшее значение имеет актуальность информации. Обществознание — это не история, а современность! Информация,а особенно новости, устаревают мгновенно. Согласно проведенному социологическому опросу (было опрошено 309 учителей обществознания из 38 регионов России), 28% считают информацию в учебниках устаревшей. УМК, кроме сайта методической
поддержки, не смогут оперативно реагировать на изменение этой ин-
формации.
Следующий путь достижения личностных образовательных результатов школьников — организация деятельности через систему заданий, тренингов (развитие коммуникации, здорового образа жизни,лидерства), использование метода проектов. В отечественной практике существует опыт организации игровой деятельности в учебниках Н.И. Элиасберг. Система проектной
деятельности учащихся выстроена в учебниках в соответствии с новым
ФГОС (линия под ред. Г.А. Бордовского и др.).
Полезным в достижении личностных результатов могло бы стать активное использование межпредметных связей, особенно с историей и литературой.