Использование и внедрение современных технологий на уроках музыки в рамках введения ФГОС.

«Использование и внедрение современных образовательных технологий на уроках музыки в рамках введения ФГОС»
Однажды Ученик пришел к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом - вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?». В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» -вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», - изрек Учитель.
Общество предъявляет к современному образованию требование не только передать учащимся знания и технологии, но и сформировать у подрастающего поколения творческие компетентности и способность к переобучению. Необходимость воспитания таких качеств личности, как: инициативность, способность творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Выполнение этой задачи возможно на основе новых подходов к обучению, раскрывающих творческий потенциал школьников и развивающих самостоятельность мышления, а именно: привлечение детей к исследовательской и творческой деятельности в едином комплексе основного, дополнительного образования и сферы досуга.
Поцесс перехода на обучение по ФГОС общего образования ставит задачу разработки основной образовательно программы, определения, механизмов и инструментария достижения планируемых результататов. На сегодняшний день от учителя требуется не только высокий уровень профессиональной компетентности, но готовность к творческой деятельности, самостоятельность в поиске путей решении актуальных педагогических задач.
Приоритетные задачи, которые должны решать начальная и основная школы, - создание условий для развития личностных качеств обучающихся, формирования их готовности к самоопределению, самоорганизации и социализации. Соответственно изменились и требования к результатам освоения основной образовательной программы, котораые представлены в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов.
В современном учебно-воспитательном процессе приоритетная роль принадлежит таким технологиям, методам и приемам обучения, которые позволяют вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граний своей личности.
Педагогические технологии ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способностей к учебной и научно-исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования в учреждениях универсального типа, профессиональному выбору и возможному изменению образовательного маршрута и позволяют создавать условия, обеспечивающие охрану здоровья учащихся.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- групповые;
- игровые;
- исследовательские;
- информационно-коммуникативные;
- проектные и пр.


Здоровьесберегающие технологии
Главная задача уроков музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, снятие нервно-психических перегрузок и восстановление положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Этому способствует внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
На уроках музыки и во внеклассной хоровой работе я применяю такие здоровьесберегающие технологии как:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
РИТМОТЕРАПИЯ
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТЕРАПИЯ
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
Групповые технологии
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения - создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Пример: 5 класс. Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» (программа «Музыка. 5-7 классы» и УМК «Музыка. 5 класс» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской). Класс разбит на две группы. Во время повторного слушания фрагмента вступления «Океан - море-синее» к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова одна группа рисует образ моря, на альбомных листах (карандашами), другая выполняет пластическое интонирование («рисуют» музыку движениями рук). Выход: размышлять об изобразительности музыки. Пример: Урок в 6 классе. Тема «Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь» (программа «Музыка. 5-7 классы» и УМК «Музыка. 6 класс» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской). Класс разделен на группы. Одна группа свободным дирижированием изображает Лесного царя, согласно звучащему образу, а другая, легким постукиванием пальцев по столу - безостановочный бег лошади». Выход: активное слушание музыки с последующим анализом тем-образов.
Исследовательские технологии
Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности.
Каждый урок – это урок-исследование. Он позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции и стремление не останавливаться на достигнутом результате.
Рассмотрим «работу» исследовательской технологии на примере внеклассной работы.
Вокально-хоровую работу начинаю с вокальных творческих проб: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики образного смысла слов (грустный кот, смешной зонтик) В процессе исследования возможностей своего голоса, ребята приходят в восторг от того, что человеческий голос - самый универсальный музыкальный инструмент.
Игровые технологии
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрастной группы становится доступнее понимание сути какого-то процесса или явления. На уроках музыки игровые приемы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными. Во-первых, игра не утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и познавательный интерес, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме. Пример. 2 класс. Тема урока «Музыкальные инструменты» (программа «Музыка. 1-4 классы» и УМК «Музыка. 2 класс» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Т. С. Шмагиной).
В начальных классах дети много играют в композитора, в поэта. Учащиеся, выступая то в одной, то в другой роли, пробуют свои силы в сочинении стихов, песен.
Информационно-коммуникативные
Восприятие музыки и вокально-хоровая работа на уроке музыки и во внеклассной работе проходит с помощью программ Windows Media Player, WinAmp. Для создания и дальнейшее включение в урок видеоклипов я пользуюсь программой Windows Movie Maker программа для создания/редактирования видео.
Проектная технология
Создание условий для использования информационных технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности. Каждый урок обучающимся предлагается вариативное домашнее задание, одно из которых - создание мини-проекта, проекта, исследование.
Заключение
На мой взгляд, все перечисленные мною технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом являетя важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515