Урок Обособление согласованных определений 8 класс

Тема урока: Обособление согласованных определений
Цели урока:
Учебные: Объяснить основные случаи обособления согласованных определений и правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.
Развивающие: Развивать взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Воспитательные: Способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям;

I. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете!
(поэтесса Е. Шевелёва)
Ученики: Здравия и Вам (учителю), и Вам (гостям урока) желаем!

Учитель: Мысль о необходимости помнить первоначальный исконный смысл этикетных слов проходит и через стихотворение поэтессы Н. Веселковской. (выразительное чтение стихотворения учеником)

II. Повторение
Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть слово, связанное с темой нашего урока.
Лексическая тема: «Правила этикета и этикетные слова»
- Объясните, от какого слова образовано прилагательное «этикетные», каков способ образования данного слова?
- Образовано от слова «этикет» при помощи суффикса –н-,
способ образования – суффиксальный (работа с интерактивной доской)
- Прочитайте его про себя, а теперь вслух по слогам, хором. Запишите слово «этикет» в словарик.
- Прочитайте слово. Какая орфограмма нам встретилась?
(Непроверяемая гласная в корне слова).
- Запишите транскрипцию слова.
[эт
·ик
·эт]
- Разобьём слово для переноса и запишем рядом:
Этикет [эт
·ик
·эт] – эти-кет
- К какой части речи можно отнести это слово?
(это неодушевлённое, нарицательное существительное)
- Это слово заимствованное или исконно русское? Докажите свой ответ.
(Заимствованное, т.к. начинается с буквы «э»)
 - Каково лексическое значение данного слова?
(Установленный порядок поведения, форм обхождения).
- Проверьте по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, правильно ли мы определили значение этого слова.
(Ищут те ребята, у кого на партах – толковые словари).
- Составьте устно словосочетания с данным словом.
(Соблюдать этикет, придворный этикет).
- А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»?

III. Мотивация
Работа в группах: - Определите по группам значение слов и словосочетаний
Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова – группа слов, которые помогают
устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.
(Слайд)
Учитель: В нашей речи есть слова, которые определяют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше.
Как мы их называем? (Волшебными.)
Работа в группах:
Упражнение: «Слова -волшебники»
-  На доске в беспорядке разбросаны «волшебные» слова. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
здравствуй
прошу вас
до свидания

будьте добры
доброе утро
спасибо

будьте здоровы
до скорой встречи
благодарю вас

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слова 
приветствия
Слова 
прощания
Слова 
просьбы
Слова 
благодарности

здравствуй
до свидания
будьте добры
спасибо

доброе утро
до скорой 
встречи
прошу вас
благодарю вас












Задания группам: Подготовьте и разыграйте сценку в соответствии с правилами речевого этикета. 1 группа со словами приветствия и прощания; 2 группа используйте слова просьбы; 3 группа со словами благодарности.

- А теперь иная ситуация. Порой, в нашей жизни мы вынуждены кому-то в чем-то отказать по разным причинам. Как сделать так, чтобы смягчить наш отказ? (Назовите слова, которые смягчат отказ, записать их в тетрадь и выделить корни.)
- Запишите в тетради:
Сегодняшнее число, классная работа, тему урока. (на интерактивной доске)
ученики выходят к доске, записывают слова и выделяют корень:
              Извините(вина), жаль(жалко), вынужден (нужда), не сердитесь(сердечко), придумаю(дума), не смогу(мочь),
 Хочется(хочу), помочь, к сожалению(жаль).

- Подведём итог нашей работе. Какую роль в нашей речи играют этикетные слова? Для чего они нам нужны?

Ученик: Употребляя этикетные слова в речи, можно изменить спорную ситуацию в лучшую сторону, можно добиться желаемого, т.к. сложно отказать воспитанному человеку, можно попытаться сделать мир чуть добрее.

IV. Введение нового материала:

История, придуманная ребятами, очень сильно насмешила гостей. (слайд)

Учитель: Ребята, какое это предложение? (простое, осложненное обособленным членом предложения)
А что такое обособление? (слайд)
(Обособление – один из способов смыслового выражения или уточнения части высказывания).
Работа с теоретическим материалом по учебнику и по слайду (слайд 10)
Групповая работа: «Жеребьёвка»
Групповая работа: 1 группа – задание. «Фишбоун» (рыбный скелет) на тему «Какими частями речи выражаются согласованные обособленные определения»;
2 группа – нарисовать постер на тему: «какими частями речи может выражаться определяемое слово»
3 группа – составить кластер «Место согласованного обособленного определения в предложении»
(защита у доски по группам; Подведение итогов теоретической части) (слайд Теория 10)
- Комментированное выполнение примеров обособления согласованного определения (слайд 11)
Примеры обособления определений:
Вершины гор, покрытые снегом, горели в лучах утреннего солнца. Ч,
·ПО
·. 2) А он, мятежный, просит бури местоимение,
·определение
·, 3) Прогретые солнцем, тронулись в лагунах медлительные черепахи.
·ПО
·, Ч
- Учитель: Молодцы! Мне приятно с вами работать.
Групповая работа. Творческое задание:
Конструирование предложений (слайд 12)
Задание:
Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, каждая группа составляет схему предложения и делает вывод. Работу выполняйте по образцу.

В горящй костер мы стали класть тонкие сухие листья.
На дне реки были видны шевелщиеся водорсли.
Я прслушался к звукам журчащго ручья.

Образец: какой? какой?
П.О.
Слышен шум падающей воды. Слышен шум воды, /падающей сверху/.
Проверка:
В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.
(1 группа)
На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.
(2 группа)
Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.
(3 группа)

V. Физминутка.

VI. Закрепление полученных знаний:

- Ребята, старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны и говорите ему комплименты.
Поработаем устно: Групповая работа (слайд 14)
Задания:
1 группа – расставить знаки препинания и подчеркнуть обособленные члены предложения;
2 группа – определить место обособленных членов предложения и нарисовать схему;
3 группа – разобрать по членам предложения.

1) Внезапно блеснуло болотце, налитое весенней водой.
2) Трава, прибитая снегом, лежала полосами. 3) На берегу лесного озера, поросшего камышом, растут дубы.
- Когда работаете в группе, надо всегда поддерживать друг – друга. Молодцы! Так держать.
Полный синтаксический разбор простых предложений

Групповая работа. Задания:

1 группа –полный синтаксический разбор предложения по цепочке
(по опорной схеме);
2 группа – работа по карточкам с намеренно допущенными ошибками.
игра «Корректор»
3 группа – составить простое предложение с обособленным
согласованным определением по данной схеме.

VII. Домашнее задание:

1) - В заключение урока мне хочется каждому из вас подарить памятку «Золотые правила вежливого человека». Она пригодится не только вам, но и вашим родителям. Изучите памятку вечером с родителями, подумайте, поразмышляйте, начните применять в своей жизни. Выучить написание этикетных слов;
2) Решите кроссворд вежливых слов;
3) Творческое задание для сильных учеников: попробовать сочинить стихотворение о вежливости.

VIII. Итог урока. Рефлексия
знаю
узнал
Хочу узнать






Учитель: На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным – нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Н. Рыленков
IX. Оценивание ответов:
- Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
X. Вывод:
1. - Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения: На доске: Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

















Департамент Образования Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа имени М. Ауэзова»

Районный семинар
учителей русского языка и литературы
Урок русского языка в 8 классе

По теме:
«Обособление
согласованных
определений»



Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы
Сарсембаева Бакытгуль Кенесбековна




Город Зайсан



Памятка: «Золотые правила вежливого человека »
Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости)
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будете слышать только хорошее.
«Кроссворд вежливых слов»
1. Это слово надо говорить, когда здороваешься.
2. Так называют человека, который имеет
небрежный вид.
3. Такое слово нужно сказать, если обращаешься
к кому-то с просьбой.
4. Так называют человека, который постоянно
капризничает, плачет.
5. Когда ты встречаешь товарища, то говоришь ему ...
6. Так называют человека, который не умеет вежливо
вести себя в обществе.
7. Книга С. Михалкова для детей «Что такое хорошо,
и что такое»
8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.
9. Так нужно говорить, когда перед кем-то
извиняешься.
10. Так называют мужчину (или мальчика), который
очень внимательно относится к женщинам.





















Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
 
Условия поэтической игры: Один из детей называет в стихотворной форме начало предложения, а все хором заканчивают его.
1.  Растает даже ледяная глыба, от слова теплого  (спасибо).
2.  Зазеленеет старый пень,
Когда услышит  (добрый день).
3.  Если больше есть не в силах, Скажем маме мы  (спасибо).
4.  Мальчик, вежливый и развитый, 
Говорит, встречаясь  (здравствуйте).
5.  Когда нас бранят за шалости, Говорим  (прости, пожалуйста).
6.  И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят  (до свидания).
 





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




























10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

В

Е

Ж

Л

И

В

О

С

Т

Ь



15