Рабочая программа УМК «Школа России» по предмету «Технология» 4 класс на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа УМК «Школа России»
по предмету «Технология»
4 класс
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «Технология», авт. . Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего по технологии.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
* приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
* приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
* формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
• духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного Отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
• формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
• формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
• развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
*формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения,' т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
—первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
• системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
• теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
• знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
• овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
• знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
• знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
• учатся экономно расходовать материалы;
• осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
• учатся преимущественно конструкторской деятельности;
• знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится по 1 ч в неделю в 1,2,3,4 классах. Курс рассчитан на 101 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2, 3,4 классах (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе:
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание:
Выпускник научится:
• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;
• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты:
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование:
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере:
Выпускник научится:
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование темы Количество часов на изучение Лабораторные (практические) работы, экскурсии Формы контроля
1 Как работать с учебником 1 ч. 2 Человек и земля 21 ч Правила эксплуатации электроприборов Проект транспорт
3 Человек и вода 3 ч. Фильтры для воды тест
4 Человек и воздух 3 ч. Воздух на службе человека тест
5 Человек и информация 6ч. Работа с таблицами тест
Итого 34 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических
работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с • помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Тип урока Основные понятия Предметные результаты Личностные Универсальные учебные действия Дата
План 4Б
1 Как работать с учебником. Урок
Повторения систематизации и обобщения знаний Книга, рабочая тетрадь Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 4 класса. Мотивация учебной деятельности интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УДД:
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 01.09.15
04.09.15
Земля и человек — 21 часов
2-3 Вагоностроительный завод. Урок открытия новых знаний Вагоны их виды. завод Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги. Понимают значимость деятельности вагоностроительного завода Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УДД:
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 08.09.15
15.09.15 11.09.15
18.09.15
4 Полезные ископаемые. Урок открытия новых знаний Недра земли, полезные ископаемые Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. Понимать значимость полезных ископаемых Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу
22.09.15 25.09.15
5 Полезные ископаемые. Урок применения знаний на практике Охрана полезных ископаемых Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Понимать значимость полезных ископаемых Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу 29.09.15 02.10.15
6-7 Автомобильный завод. Урок приобретения умений и навыков Автомобили их виды. завод Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. Понимают значимость деятельности автомобильногозавода Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 06.10.15
13.10.15 09.10.15
16.10.15
8-9 Монетный двор. . Урок приобретения умений и навыков Монеты, медали. чеканка Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. Понимание значимости денег Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта 20.10.15
27.10.15 23.10.15
30.10.15
10-11 Фаянсовый завод. Урок открытия новых знаний Фаянс, посуда, её виды. завод Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УДД:
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
Регулятивные УДД:
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 10.11.15
17.11.15 13.11.15
20.11.15
12 Швейная фабрика. Урок применения знаний на практике Одежда, её виды. фабрика Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу 24.11.15 27.11.15
13 Швейная фабрика Урок закрепления знаний Одежда, её виды. фабрика Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу 01.12.15 04.12.15
14-15 Обувное производство. Урок открытия новых знаний Обувь, её виды, производство Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 08.12.15
15.02.15 11.12.15
18.12.15
16-17 Деревообрабатывающее производство. Урок приобретения умений и навыков Древесина, использование , производство Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 22.12.15
12.01.16 25.12.15
15.01.16
18-19 Кондитерская фабрика. « Урок открытия новых знаний Сырье, технология, кондитерские изделия Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УДД:
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу 19.01.16
26.01.16 22.01.16
29.01.16
20-21 Бытовая техника. Урок приобретения умений и навыков Виды техники, назначения, производство Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Понимание значимости роль бытовой техники Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. 02.02.16
09.02.16 05.02.16
12.02.16
22 Тепличное хозяйство. Урок применения знаний на практике Виды теплиц, назначения Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уважительное отношение к людям и результатам их труда Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
Регулятивные УДД:
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 16.02.16 19.02.16
Человек и вода – 3 часа.
23 Водоканал. Урок открытия новых знаний водоснабжения города, использование воды Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. Мотивация к работе руками, усидчивость, старание Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 01.03.16 26.02.16
24 Порт. Урок применения знаний на практике Порт, профессии людей, работающих в порту. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Понимание значимости водных перевозок Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
У Коммуникативные УДД:
мение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 15.03.16 04.03.16
25 Узелковое плетение. Урок приобретения умений и навыков «макраме». Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». Мотивация к работе руками, усидчивость, старание Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.. 05.04.16 11.03.16
Раздел 4. «Человек и воздух» (3 час)
26 Самолетостроение. ракетостроение Урок открытия новых знаний
Самолетостроении, функции самолетов, модели самолета Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. Положительное отношение к занятиям предметно Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. 12.04.16 18.03.16
27 Ракета-носитель. Урок открытия новых знаний Космос, ракета Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона. Положительное отношение к занятиям предметно Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта 19.04.16 01.04.16
28 Воздушный змей. Урок применения знаний на практике воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Положительное отношение к занятиям предметно Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. 08.04.16
Человек и информация –6 часов.
29 Издательское дело Урок систематизации знаний Типография, печатное дело, издательство Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства. Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
Познавательные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
Регулятивные УДД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 26.04.16 15.04.16
30 Издательское дело Урок применения знаний на практике Типография, печатное дело, издательство Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. 03.05.16 22.04.16
31 Содержание книги. Урок закрепления умений Компьютер ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека Познавательные УДД:
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УДД:
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УДД:
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 10.05.16 29.04.16
32-33 Переплетные работы. Урок закрепления умений Переплетные работы Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. Ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека Познавательные УДД:
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение
Регулятивные УДД:
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 17.05.16
24.05.16 06.05.16
13.05.16
34 Итоговый урок.
Проекты Урок обобщения знаний Презентация, выставка. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. Интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов; Познавательные УДД:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Коммуникативные УДД:
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Регулятивные УДД:
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 24.05.16 20.05.16
27.05.16
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
I. Для учащихся –
1. Роговцева Н.И, Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В.. Технология. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений– М. : Просвещение, 2014.
2. Роговцева Н.И, Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений– М. : Просвещение, 2014.
II. Для учителя –
1. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.:Просвещение 2012.
2. Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3.Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М. : Просвещение, 2011.
4. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учитлей общеобразовательных учреждений . М.: Просвещение, 2011.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Печатные пособия:
1. Технология обработки ткани
2. Технология. Обработка бумага и картона — 1, 2.
3. Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами)
4.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по технология.
5. Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть»
3.Технические средства обучения
1.Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. .(по возможности)
2. Интерактивная доска.
3. Персональный компьютер с принтером, сканером.
4.Мультимедийный проектор.
4. Информационно-коммуникативные средства:
1. Володина С.А. и др. Электронное приложение к учебнику Технология 3 класс» (CD).
2.Детские электронные презентации и клипы. - http://viki.rdf.ru/3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
4. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
5.Интернет – ресурсы УМК «Школа России» - http://school-russia.prosv.ru/.
6. Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ. - http://rusedu.ru/subcat_28.html7. Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru8. Сеть творческих учителей–http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com9. Сказочное образование представляет диски с играми и заданиями по образовательным предметам- http://babydreams.bestnetservice.com/index.htm10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – http://festival.1september.ru
11. Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». – http://nsc.1september.ru5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
2.Набор металлических конструкторов.
3.Набор пластмассовых конструкторов «Лего».
4.Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
5.Объёмные модели геометрических фигур.
6.Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др.
7.Заготовки природного материала
6. Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.