О некоторых проблемах преподавания основ православной культуры (из личного опыта)


О некоторых проблемах преподавания основ православной культуры (из личного опыта)
А. Н. Мороз
ГБОУ ЛНР «Металлистская ООШ І-ІІІ ступеней»
Славяносербский район
metall_z@mail.ruАннотация
В данной статье затрагиваются проблемы преподавания основ православной культуры в начальной школе. Автор мотивирует необходимость преподавания в школе предметов духовной направленности в условиях современного социума. Особое внимание уделяется личным качествам преподавателя основ православной культуры. В работе содержатся советы по привлечению младших школьников к изучению предмета.
Ключевые слова
основы православной культуры, гуманистические основы, моральные стандарты, система идеалов.
Статья
Основы православной культуры – это предмет духовной наполненности. Предыдущее поколение училось в школе, где дети получали пищу для разума, а душа и сердце оставались ненаполненными. И мы рады, что времена меняются - детям можно говорить о Боге.
Уроки христианской этики призваны дать не столько религиозные знания, но в первую очередь – воспитать в детях милосердие, уважение и любовь друг к другу.
Много лет в школе изучается мировая культура и этика. Нужна ли в таком случае православная культура? Она, как и светская этика, базируется на гуманистических основах. Но светская этика – это ЗНАНИЕ, а православная – ВОСПИТАНИЕ.
Моральные стандарты меняются с течением времени. Простой пример: лет 30 назад однополые браки были вне закона и морали. А сегодня нам внушают, что в этом ничего страшного нет. Светская этика изменчива, она подстраивается под современный мир.
Православная культура базируется на морали, которая принята людьми от вечного и неизменного Бога.
В советское время существовала целая система идеалов. И ребенок, идя в 1-ый класс, попадал в эту систему: сначала он становился октябренком, потом пионером, комсомольцем, коммунистом. А теперь на этом месте ВАКУУМ. Его нужно чем - то заполнить. Христианство и Христос – достойные примеры для подражания.
Любое государство, которое не следит за моралью, приходит к саморазрушению. Вспомним Содом и Гоморру. Это была высокоразвитая цивилизация с полным отсутствием морали. Чем закончилась их жизнь? Все было разрушено. Цветущую и аморальную Римскую империю тоже постигло уничтожение.
Не может устоять нация, если в обществе не ценится семья, её консервативные устои, исторически сложившиеся взгляды на мораль. Поэтому так своевременно, мотивировано и социально обусловлено введение в школьную программу курса основ православной культуры.
Но как быть в условиях многонационального класса, где учатся вместе православные, католики, мусульмане? Не ущемляются ли их права ? На уроках основ православной культуры не преподают именно православие. Для этого существуют воскресные школы. Для общеобразовательной школы главное – мораль. И для христианина, и для мусульманина воровать – это плохо, а самопожертвование ради другого человека – хорошо.
Как правильно набрать детей в группу? Спрашивать: дети , хотите ли вы изучать православную культуру, смысла нет. Посоветуйтесь с детьми, хотят ли они учить математику? 99 из 100 скажут нет: она ведь сложная. Но мы, родители, понимаем, что математика нужна, и заставляем детей ею заниматься. Со временем ребенок подрастет и скажет спасибо. Так обстоят дела и с основами православной культуры.
И в этом вопросе – самое главное – учитель должен являть собой пример добропорядочности и моральности. Вы скажете, что это относится к любому учителю. Но если ребенок разочаруется в личности учителя математики – пострадать может только МАТЕМАТИКА. А если ученик почувствует «двуликого Януса» в учителе основ православной культуры – пятно ложится на ВЕРУ, могут нарушиться моральные убеждения маленького человека. Из-за этого ломается ЖИЗНЬ.
Для преподавания православной культуры огромнейшее значение имеет личность священника, который служит в церкви, расположенной в непосредственной близости от школы.
В п. Металлист служит батюшка, умеющий работать с детьми, разбирающийся в детской психологии. Отец Алексей отдает себе отчет: будущее местной церкви, Церкви вообще и всего государства сегодня сидит за школьной партой.
На уроках православной культуры дети задают много вопросов. И не на любой я могу ответить сама. Но есть авторитет в лице батюшки, который знает, что сказать в ответ и как это сказать.
Мои ученики уважают отца Алексея и тоже признают его авторитет.
Батюшка – частый гость в нашей школе. Администрация и священник сумели найти общий язык в деле воспитания детей.
В СВЯТОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО
ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ПО ОБРАЗУ БОГА. А ВОТ ПОДОБИЕ БОЖИЕ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН ИСКАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ. НЕ ВСЕ НАХОДЯТ. ОДНА ИЗ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ – ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ В ЕГО ИСКАНИЯХ.