Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе


МБОУ «Ярцевская средняя школа» №1, Ярцевского района,
Смоленской области
Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе
Учитель английского языка:
Дудина Тамара Александровна

2014-2015
учебный год
Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.
Как же на уроке ИЯ учитель может познакомить своих учеников с достижениями культуры стран изучаемого языка? Для этого практически на любом уроке ИЯ необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты.
Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире. Эти когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями.
Вполне можно согласиться с утверждением великих отечественных лингвистов Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова о том, что каждое человеческое сообщество владеет четырьмя основными группами фоновых знаний. К первой группе они отнесли такие понятия как: солнце, воздух, ветер, мать и т.п. Вторая группа отражает специфические понятия, характерные для всех членов определенной этнической и языковой общности. Третью группу составляют социально-групповые занятия. Это знания, характерны для социальных и профессиональных групп (врачей, инженеров, моряков и т.п.) Четвёртую группу составляют знания, связанные с особенностями региона.
Применительно к обучению в средней школе приобщение к третьей и четвёртой группам фоновых занятий не входит в задачи овладения языком, так как нет объективных возможностей знакомства с особенностями профессиональной речи и местных говоров. В то же время обучение общению на ИЯ, даже в ограниченных пределах, делает необходимым овладение фоновыми знаниями второй группы.
Обучение общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения ИЯ обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей, но также вполне неконкретных практических целей.
Учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры Великобритании и США ( по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.); о социально-культурных особенностях народов-носителей языка. Задача учителя научить:
- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;
-правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
-критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
-использовать соответствующую справочную литературу и словари;
-отстаивать свою точку зрения;
-выполнять проектные работы и рефераты;
-работать самостоятельно и в коллективе.
Основы обучения страноведению
В центре внимания – ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Дифференцированный подход предполагает учёт уровня обученности школьников и должен реализовываться через:
- использование материала разного уровня трудности (например, работа с индивидуальными карточками , когда каждый ученик получает возможность работать в соответствие с уровнем языковой подготовки);
- использование опор различной степени развернутости ( план и/или ключевые выражение предлагаются учащимся с низким и средним уровнм обученности для построения выказывания);
- разный объём заданий учащимся по теме;
- разные способы контроля.
Все это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и её продуктивности.
Качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать страноведческий и лингвострановедческий материал. Можно использовать выпущенные в нашей стране лингвострановедческие словари «Великобритания» ( под. ред. В.В. Ощепкова ), а также книги для чтения издательства «Лист»: «Кратко о Великобритании», «Кратко о США», «Кратко об Австралии Новой Зеландии» и т.д.
Работа с текстом лингвострановедческого содержания
Содержание данных текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка. Важное звено в процессе обучения – контроль прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными : ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту с точки зрения их правильности (True or false?), так и нетрадиционными: прежде всего, разные виды текстов.
Работа с картинками
Данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:
- обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;
- идет закрепление грамматических навыков учащихся;
- совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;
- развивается воображение;
- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.
Примерный алгоритм работы с картинкой:
1. Look at the picture.
2. Who (what) can you he there?
3. What’s going on? What are they ( is he/the) doing?
4. Where is it (are they) situated?
5. What can you he in the background?
Квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания.
Квиз, или иначе опросник, чаще всего он строится в виде теста, основанного на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Его универсальность в том, что квиз применяется на разных этапах работы как над темой отдельного урока, так и при завершении работы над микроциклом (Unit) учебника. Практика работы показывает, что систематическое использование квизов при работе с текстами страноведческого характера обеспечивает высокий уровень усвоения реалий, национально-специфической информации.
Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:
Первый этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза (например: 1а, 2b , 3с и т.д.)
Второй этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся
Третий этап – высказывание двух-трех учащихся в форме микромонолога с использованием содержания квиза и в качестве опорного сигнала или без такового.
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, развивают общеучебные умения, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.