Рабочая программа по географии для школ при исправительных учреждениях


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст 12, 13);
Приказа от 5 марта 2004 г № 1089 об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования
- Приказа МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
- Приказа МОиНРФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Устава КОУ УР «РЦОМ» . - Фундаментального ядра содержания общего образования;
Программа реализуется в программах по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева Алексеев А.И. и др. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015 г.
Цели изучения географии
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
-комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
-целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
-умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
-умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
-познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности
Используемые технологии, формы и методы работы
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).2. Частично – поисковый, основанный на использовании биологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Общая характеристика предмета
Курс «География России» в структуре географического образования занимает центральное место. Его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ключевых проблем. Особенностью содержания курса «География России» является его ориентация на личность учащегося и рассмотрение современных направлений географической науки с её проблемами, идеями, стратегиями. Этот курс, изучаемый в 8 и 9 классах, рассматривается как единый интегративный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны.
Конструирование курса основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.
Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ отдельных территорий своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
Базовое ядро включает:
— основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
— комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
— комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
— комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
— специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».
В 9 классе во всей полноте реализуется страноведческий подход к изучению территории, позволяющий в единстве рассмотреть особенности её природы, населения и хозяйства, показать человеческую деятельность во всех аспектах. При изучении конкретных районов выполняется уникальная образовательная функция географии - научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, а не их компонентами.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом КОУ УР «РЦОМ» курсу географии на ступени основного общего образования отводится 4 часа в год на 2 учеников.
Содержание курса
Регионы России
 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
.
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
Тема 1. Центральная Россия
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.. Тема 2. Северо-Запад
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада:. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
 Тема 3. Европейский Север
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 4. Северный Кавказ
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
 Тема 5. Поволжье
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 6. Урал
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
Тема 7. Сибирь
 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Тема 8. Дальний Восток
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Тема Содержание (дидактические единицы Характеристика основных видов деятельности Контроль и оценка Планируемые результаты
1 Введение. . Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки Работа по тексу учебника, составление схемы «Структура хозяйства» Схема Регионы России -5ч
2 Понятие «район» и «районирование»
Природно-хозяйственное районирование России Работа с учебником, схемами, диаграммами.
Практическая работа №1«Характеристика географического района» Ответы на вопросы стр.11
Практическая работа Уметь выделять географические районы
3 Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно - Сибирская равнины
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал Работа с текстом учебника, заполнение таблицы стр 21.
Практическая работа № 2 «Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования»
Таблица Знать специфику географического положения особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон и районов
4 Урал и горы Южной Сибири Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал Работа с текстом учебника, заполнение таблицы стр.27, ответить на вопросы. Таблица Знать специфику географического положения особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон и районов
5 Экзотика России: Северный Кавказ, Крым, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал Работа с учебником. Ответы на вопросы стр.39. Составление рекламного буклета о Крыме. Буклет. Знать специфику географического положения особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон и районов
6 Экологическая ситуация в России. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. России. Работа с текстом учебника, атласа, СМИ. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России». Заполнение таблицы. Стр. 47 Практическая работа №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати» Таблица. Презентация проблемы.
Практическая работа. Знать: природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном уровнях и меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Европейская Россия -20ч
Тема Центральная Россия -6ч
7 Пространство Центрального района Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал района. Беседа.
Работа с тематическими картами, учебником, заполнение таблицы.
Практическая работа №4 «Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа» Таблица. Практическая работа. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
8 Центральный район. Особенности развития хозяйства. Крупные промышленные и культурные центры
Характеристика географического положения.
Проблемы сельской местности
Отрасли специализации. Беседа.
Работа с тематическими картами, учебником. Ответы на вопросы стр.64 Ответы на тесты стр 64 Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
9 Волго – Вятский район. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. Специфика района Практическая работа №5 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». Практическая работа Практическая работа. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
10 Центрально-Черноземный район.
Состав, экономико-географическое положение Специализация хозяйства Беседа
Работа с тематическими картами, контурной картой. Контурная карта. Работа с текстом учебника, картами, источниками географической информации
11 Москва и Подмосковье Роль Москвы и Подмосковья в политике, экономике и культуре России. Работа с текстом учебника, картами, источниками географической информации
Образ региона Уметь создавать образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации
12 Повторение по теме «Центральная Россия» Повторение и коррекция знаний по теме Тестирование Тест Работа с текстом учебника, картами, источниками географической информации
Тема Северо-запад -3ч
13 Северо-Запад Экономико-географическое положение, состав и соседи, население района. Отрасли специализации. Оценка экологической ситуации в районе. Беседа.
Работа с текстом учебника, тематическими картами.
Работа с иллюстрациями Работа с таблицей на стр.95. Таблица. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
14 Санкт – Петербург. Санкт – Петербург.– вторая столица России. Значение СП. в экономике, науке и культуре страны. Музеи Санкт – Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов. Практическая работа №6 .Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» Сообщение Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
15 Калининградская область Калининградская область – российский анклав. ЭГП, природные условия, особенности развития хозяйства. Отрасли специализации Беседа. Работа с картами атласа. Подготовка вопросов. Вопросы Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Тема Европейский Север-2ч
16 Географическое положение, население Европейского Севера. ЭГП, состав и соседи, население района. Роль моря в развитии района. Крупнейшие города – порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города Беседа.
Работа с иллюстрациями
Практическая работа № №7 «Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт» Практическая работа Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
17 Этапы освоения территории Европейского Севера. Роль моря на разных этапах развития хоз-ва.. Деревянная архитектура, художественные промыслы Анализируют тематические карты. Работают с иллюстрациями Характеризуют народные промыслы
Выполнение практической работы «Характеристика народных промыслов». Практическая работа Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Тема Европейский Юг.-2ч
18 Пространство Европейского Юга. ЭГП,состав и соседи района. Особенности природы. Кавказские Минеральные воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа – зона рекреации Беседа.
Практическая работа №8 «Оценка природных .условий и ресурсов Северного Кавказа»на основе тематических карт»
Практическая работа Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
19 Особенности современного хозяйства Европейского Юга Сельской хозяйство – главная отрасль экономики СК. АПК – главное направление
специализации района
Рекреационная зона Беседа
Работа с тематическими картами
Практическая работа работа № 9 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства». Подготовка презентации «Курорты Черноморского побережья»
Презентация Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Тема Поволжье-2ч
20 Географическое положение, Население Поволжья
Пространство Поволжья. Особенности природы. Волга – гл.хозяйственная ось района. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья Беседа. Работа с картами атласа. Подготовка вопросов Вопросы Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Этапы хозяйственного развития района Поволжья Влияние природных условий на сельское хозяйство. География важнейших отраслей хозяйства. Беседа.
Работа с тематическими картами, учебником. Заполнение таблицы.
Практическая работа № 10 «Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства» Таблица. Практическая работа. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Тема Урал 2ч
22 Своеобразие ЭГП, население Урала. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Особенности природы. Численность. Национальный состав, специфика расселения, быт, занятия.
Крупные города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск. Беседа
Работа с текстом учебника и картой народов
Практическая работа № 11 «Оценка ресурсов региона» Практическая работа Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
23 Этапы развития хозяйства. Урал – экологически неблагополучный район
Урал – старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита» Отрасли специализации и основные центры. Источники загрязнения окружающей среды. Фронтальный опрос. Беседа.
Работа с текстом учебника и картами атласа. Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» Написать эссэ. Практическая работа №12 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» Эссэ. Практическая работа. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Тема Удмуртии -3ч
24 Экономико-географическое положение, население Удмуртии, основные этапы освоения Экономико-географическое положение Удмуртии, народы и религии Беседа
Работа с картами и картами атласа Удмуртии. Ответы на вопросы. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
25 Промышленность Удмуртии. Машиностроение, черная
металлургия, нефтяная промышленность, лесная и деревообрабаты-вающая, ВПК. Беседа
Работа с тематическими и контурными картами Удмуртии. Контурные карты. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
26 Характеристика внутренних различий Республики. Характеристика внутренних различий Республики. Достопримечательности. Топонимика. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Азиатская Россия -5ч
Тема Сибирь- 3ч.
27 Пространство Сибири. Заселение и освоение территории
ЭГП, особенности природы.. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Население , национальный состав.
Хозяйство. Отрасли специализации Беседа.
Анализ тематических карт. Практическая работа «Сравнение отраслей специализации Центральной России и Сибири. Практическая работа Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
28 Западная Сибирь. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупные центры Работа с учебником, картами атласа. Практическая работа №13 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» Ответы на стр.179.
Практическая работа Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
29 Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов. Озеро Байкал – объект Всемирного природного наследия Работа с учебником, картами атласа. Практическая работа №14 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт)» Практическая работа №15 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт» Ответы на стр.183.
Практическая работа Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
Тема Дальний Восток-2ч
30 Уникальность географического положения Дальнего Востока. Этапы развития территории
Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района.
уникальный природный комплекс. Исследователи ДВ. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта Работа с учебником, картами атласа Ответы на стр 199. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
31 Хозяйство Дальнего Востока. Проблемы, перспективы. Хозяйственный потенциал Дальнего Востока. Крупные промышленные центры и другие географические объекты Составление схемы туристского маршрута для любителей экстремального туризма. Практическая работа №16 «Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона»
Схема маршрута.
Практическая работа Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
32 Обобщающее повторение по теме «Районы России» Повторение и коррекция знаний. Тестирование Тест Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
Тема Современная Россия -3ч
33 Место России в мире. Место России среди стран мира. Россия в системе международного географического разделения труда Беседа
Работа со статистическими данными. Составить вопросы по тексту учебника. Вопросы. Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов.
34 Соседи России Соседи России и взаимоотношения с ними Работают со статистическими данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда. Прием «Инсерт». Заполнение таблицы З-Х-У Представление таблицы З-Х-У Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России.
35 Сфера влияния России Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Расширение внешних экономических связей с другими государствами Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Работают со статистическими данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда. Подготовить вопросы для учителя. Вопросы Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России.
36 Обобщение знаний по курсу географии Повторение и коррекция знаний Работа по тексту учебника стр.218 Планируемые результаты
В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
1) знать/понимать:
-понятия «район» и «районирование»;
-особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
-этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
-особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
-основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2) уметь:
-определять географическое положение района;
-давать характеристику района по плану;
-давать сравнительную характеристику районов по плану;
-читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
-работать с материалами периодической печати;
-определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
-определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района.
3) оценивать:
-изменения в развитии районов России;
-уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
-положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2015г
2. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В.В. Николина - М.: Просвещение, 2014.
3. Географический атлас 8-9 класс. – М.:Просвещение, 2014
4. Николина В. В. Поурочные разработки. 9 класс.М.: Просвещение, 2010
5. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В.Николина; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2010. – 128 с.
6.География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова-М.; АСТ:Астрель: Хранитель, 2007
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» не ставится
Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1»не ставится
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1»не ставится
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Контрольно-измерительные материала в 9 классе
Проверочная работа по географии
Тема: «Центральная Россия»
Цель: проверить знания учащихся по теме «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ»
(ЭГП, природные ресурсы, население и трудовые ресурсы, экономику и ее
территориальную структуру).
1-Й ВАРИАНТ.
1. Топливные ресурсы в пределах территории Центральной России представлены
1.каменным углем и торфом 2.нефтью и природным газом
3.бурым углем и природным газом 4.торфом и бурым углем
5.нефтью и торфом
2. Центральная Россия имеет выходы к государственным границам
1.Щвеции и Польши 2.Украины и Белоруссии
3.Молдавии и Эстонии 4.Латвии и Норвегии
3. Установите соответствие между видом минеральных ресурсов и областью Центральной России, на территории которой имеются месторождения этого вида
Ресурсов.
ВИД МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ОБЛАСТЬ
1.бурый уголь А) Московская
2.фосфориты Б) Курская
3.железные руды В) Рязанская
Г) Тульская
4. С какими странами стала граничить Центральная Россия (включая Северо-Западный экономический район) после распада Советского Союза?
Укажите не менее трех стран.---------------------------------------------------------
5.Население Центральной России от общероссийского составляет
1) 25% 2) 37% 3) 42% 4) 54%
6. В каком из перечисленных районов Центральной России доля городского населения самая высокая?
1)Волго-Вятский 2)Центральный 3)Центрально-Черноземный 4)Северо-западный
7.Установите соответствие между областью Центральной России и промышленным (или научным) центром, который расположен на ее территории.
ОБЛАСТЬ ЦЕНТР
1.Московская А) Новомосковск (химический комплекс)
2.Нижегородская Б) Саров (ядерный центр)
3.Тульская В) Орехово-Зуево (текстильная промышленность)
Г) Рыбинск (судостроение, моторостроение)
8.Основной промышленной специализацией Центральной Росси в настоящее время является
1.наукоемкое машиностроение 2.текстильная промышленность
3.пищевая промышленность 4.тяжелое (металлоемкое) машиностроение
9.Крупным центром химии материальных удобрений является
1. Орехово-Зуево 2. Электросталь 3. Сергиев Посад 4. Воскресенск
10.Какие из перечисленных городов Центральной России является старейшим центром текстильной промышленности?
1. Кострома 2. Иваново 3. Тула 4. Владимир
11. Установите соответствие между городом Центральной России и отраслью промышленности, определяющей его специализации.
ГОРОД ПРОМЫШЛЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Иваново А) черная металлургия
2. Ярославль Б) автомобилестроение
3. Липецк В) текстильная промышленность
Г) шинная промышленность
12. Какая из перечисленных возвышенностей расположена в черте города Москвы?
1. Валдайская 2. Теплостанская 3. Смоленско-Московская 4. Среднерусская
13. Какими особенностями географического положения определилось центральное место Москвы среди других городов Центральной России? Укажите не менее двух особенностей
2-Й ВАРИАНТ.
1. Центральная Россия обладает значительными запасами
1. железных руд 2. медных руд 3. алюминиевых руд 4. никелевых руд
2. Общая протяженность государственных границ Российской Федерации в пределах Центральной России составляет (тыс.км.)
1) 1 2) 3 3) 2 4) 4
3.Установите соответствие между пограничной областью в составе Центральной России
и странами, с которыми граничит эта область.
ОБЛАСТЬ СТРАНА
1. Брянская А) Украина и Белоруссия
2. Воронежская Б) Белоруссия
3. Смоленская В) Украина
Г) Литва и Польша
4. Какие географические особенности территории Центральной России способствуют
Развитию земледелия? Укажите не менее двух особенностей.------------------------------
5. В Центральной России находится
1. Пермь 2. Омск 3. Самара 4. Нижний Новгород
6. Древнейшими из перечисленных городов Центральной России является
1. Москва 2. Великий Новгород 3. Нижний Новгород 4. Санкт-Петербург
7. Расположите перечисленные экономические районы Центральной России в порядке Увеличения в них доли городского населения.
1. Северо-Западный 2. Центральный 3. Центрально-Черноземный 4. Волго-Вятский
8. Какие из перечисленных областей Центральной России специализируется на транспортном машиностроении.
1. Брянск и Смоленск 2. Нижний Новгород и Тверь 3. Владимир и Тула 4. Орёл и Иваново
9. Единственный в стране металлургический комбинат полного цикла, использующий бездоменную технологию, действует в
1. Туле 2. Старом Осколе 3. Электростали 4. Липецке
10. Выберите из тепловых электростанций три, расположенные в Центральной России. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1. Сургутская 2. Конаковская 3. Рефтинская 4. Костромская 5. Шатурская 6. Назаровская
11. Выберите из перечисленных городов Центральной России три, около которых расположены крупные ГЭС Волжского каскада. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1. Тверь 2. Нижний Новгород 3. Кострома 4. Рыбинск 5. Кинешма 6. Углич
12. Какой из перечисленных городов Московской агломерации непосредственно граничит с Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД).
1. Люберцы 2. Раменское 3. Яхрома 4. Пушкино
13. Мурманская область и Карелия так же богаты железными рудами, как и Центрально- Черноземный район, однако металлургических комбинатов на их территории нет. Объясните, какими факторами, кроме наличия руды, обусловлено развитие металлургического комплекса в Липецкой, Курской и Белгородской областях. Укажите не менее двух факторов.
Оценка качества выполнения работы
«5»- допускается не более 1 ошибки.
«4» - не более 4 ошибок
«3»- не более 6 ошибок
Ответы
4 1) 1
2 2) 2
Г, А, Б 3) А, В, Б
Эстония, Латвия, Литва, 4) Равнинный рельеф, достаточное Украина, Белоруссия увлажнение;
2 Дерново-подзолистые, серые
4 лесные и черноземные почвы
В, Б, А 5) 4
1 6) 2
4 7) В, Г, Б, А
2 8) 2
В, Г, А 9) 2
2 10) 2, 4, 5
Центральное транспортно- 11) 2, 4, 6
географическое положение 12) 1
в междуречье рек Москвы, 13) Наличие в относительной близос-
Яузы и Клязьмы. ти источника коксующего угля-
Равноудалённость от центров Донбасса. Расположение в непосредст-
крупных княжеств-Твери, венной близости к крупнейшим машино-
Владимира, Рязани, Ростова- строительным центрам Центральной
Великого. России-главным потребителям металла.
Итоговая контрольная работа по географии 9 класс
Вариант 1.
1. Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
А) 30.2
Б) 125.2
В)145
Г) 148
2. В настоящее время естественное движение населения в основном характеризуется:
А) Естественным приростом
Б) Естественной убылью
3. В России преобладает население:
А) мужское
Б) женское
4. Основным районом добычи нефти в современной России являются:
А) Волго – Уральский
Б) Западно – Сибирский
В) Северо – Кавказский
Г) Центральный
5. Какие из перечисленных типов электростанций при работе в нормальном режиме более безопасны для окружающей среды:
А) ТЭС
Б) ГЭС
В) АЭС
6. Какой вид транспорта является ведущим в России по грузообороту:
А) железнодорожный
Б) морской
В) автомобильный
7. Главными районами выращивания кукурузы на зерно, озимой пшеницы и подсолнечника являются:
А) Урал
Б) Центр европейской территории России
В) Юг Западной Сибири
Г) Северный Кавказ
8. Какие районы специализируются на развитии свиноводства:
А) Пригородного хозяйства с развитым картофелеводством
Б) Районы с обширными пастбищами
В) Районы распространения мусульманской религии
9. В каком из перечисленных районов России заготавливается наибольшее количество деловой древесины?
А) Северный
Б) Уральский
В) Западно – Сибирский
Г) Дальневосточный
10. Разместите по значимости природные факторы, ограничивающие сельскохозяйственное производство:
А) низкие температурыБ) вечная мерзлота
В) сухость климата
Г) все факторы равнозначны
11. Границу с Россией не имеет:
А) США
Б) Финляндия
В) Швеция
Г) Япония
12. Используя приведенные в таблице статистические данные и карты атласа, определите, какое из производств является отраслью специализации Архангельской области и объясните, какие факторы это обуславливают.
Доля Архангельской области в населении и в производстве отдельных видов продукции в России в 2010г.
Численность населения Производство электроэнергии Производство трикотажных изделий Производство стали Производство целлюлозы
0,99% 0,4% 0,02% 0,009% 33,2%
Вариант 2.
1. Естественный прирост населения – это:
а) отношение рождаемости к смертности
б) отношение въехавших в страну к числу родившихся за год
в) разница между рождаемостью и смертностью
г) разница между числом въехавших и выехавших из страны
2. Самая большая по протяженности граница России
А) с Казахстаном
Б) с Китаем
В) с Монголией
Г) с Украиной
3. Выработка энергии на каком из перечисленных типов электростанций считается самой дешевой:
А) ТЭС
Б) ГЭС
В) АЭС
4. Россия занимает первое место в мире по:
А) численности населения
Б) площади территории
В) уровню жизни
Г) естественному приросту населения
5. Что в первую очередь определило высокий уровень развития промышленно – научного потенциала России:
А) историко – географические особенности ее развития
Б) огромная территория и высокая численность населения
В) размещение на ее территории военных производств
Г) высокий уровень урбанизации
6. В каком экономическом районе России черная металлургия базируется на собственной железной руде?
А) Центрально – Черноземном
Б) Северо – Западном
В) Северо – Кавказском
Г) Центральном
7. Ведущий межотраслевой комплекс страны:
А) научный
Б) машиностроительный
В) инфраструктурный
Г) опливно – энергетический
8. Что способствовало специализации Восточной Сибири на производстве алюминия?
А) близость к потребителям готовой продукции
Б) наличие топливной базы
В) наличие крупных ГЭС
Г) обеспеченность трудовыми ресурсами
9. В каком из перечисленных регионов России выращивают рис?
А) Краснодарский край
Б) Красноярский край
В) Республика Татарстан
Г) Республика Башкортостан
10. Технополисы расположены:
А) только под Москвой и Санкт – Петербургом
Б) во всех крупных городах России
В) только в Сибири
Г) в городах, имеющих не только научные институты , но и опытные промышленные предприятия
11. Особая пестрота национального состава свойственна:
А) Уралу
Б) Поволжью
В) Дальнему Востоку
1 2. Используя приведенные в таблице статистические данные и карты атласа, определите, какое из производств является отраслью специализации Ставропольского края и объясните, какие факторы это обуславливают.
Доля Ставропольского края в населении и в производстве отдельных видов продукции в России в 2010г.
Численность населения Производство тканей Производство стали Производство минеральных удобрений Производство пиломатериалов
1,84% 0,08% 0,02% 6,9% 0,02%
Ответы
Вариант 1.








9БАВ
10Б
11В
12 Производство целлюлозы. Это обусловлено наличием сырья (леса), близостью воды (река Северная Двина), наличием электростанций (ТЭС).
Вариант 2.









10Г
11Б
12 Производство минеральных удобрений, т.к. есть сырье (месторождения нефти и газа, нефте- и газопроводы, металлургические предприятия), наличие потребителя.
Тема Содержание (дидактические единицыХарактеристика основных видов деятельности Контроль и оценка Планируемые результаты
1 Введение. . Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки Работа по тексу учебника, составление схемы «Структура хозяйства» Схема Регионы России -5ч
2 Понятие «район» и «районирование»
Природно-хозяйственное районирование России Практическая работа №1«Характеристика географического района» Ответы на вопросы стр.11
Практическая работа 3 Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно - Сибирская равнины
потенциал .
Практическая работа № 2 «Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования»
Таблица 4 Урал и горы Южной Сибири Таблица 5 Экзотика России: Северный Кавказ, Крым, Дальний Восток. Буклет. 6 Экологическая ситуация в России. Оценка экологической Практическая работа №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати» Таблица. Презентация проблемы.
Практическая работа. Европейская Россия -20ч
Тема Центральная Россия -6ч
7 Пространство Центрального района . Беседа.
Работа с тематическими картами, учебником, заполнение таблицы.
Практическая работа №4 «Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа» Таблица. Практическая работа. 8 Центральный район. Особенности развития хозяйства. Крупные промышленные и культурные центры
Беседа.
Работа с тематическими картами, учебником. Ответы на вопросы стр.64 Ответы на тесты стр 64 9 Волго – Вятский район. Практическая работа №5 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». Практическая работа Практическая работа. 10 Центрально-Черноземный район.
Контурная карта. 11 Москва и Подмосковье Образ региона 12 Повторение по теме «Центральная Россия» Повторение и коррекция знаний по теме Тестирование Тест Тема Северо-запад -3ч
13 Северо-Запад. Таблица. 14 Санкт – Петербург. . Практическая работа №6 .Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» Сообщение 15 Калининградская область Вопросы Тема Европейский Север-2ч
16 Географическое положение, население Европейского Севера. ЭГП, состав и соседи, население района. Роль моря в развитии района. Крупнейшие города – порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города Беседа.
Работа с иллюстрациями
Практическая работа № №7 «Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт» Практическая работа 17 Этапы освоения территории Европейского Севера. Роль моря на разных этапах развития хоз-ва.. Деревянная архитектура, художественные промыслы Анализируют тематические карты. Работают с иллюстрациями Характеризуют народные промыслы
Выполнение практической работы «Характеристика народных промыслов». Практическая работа Тема Европейский Юг.-2ч
18 Пространство Европейского Юга. Беседа.
Практическая работа №8 «Оценка природных .условий и ресурсов Северного Кавказа»на основе тематических карт»
Практическая работа 19 Особенности современного хозяйства Европейского Юга Беседа
Работа с тематическими картами
Практическая работа работа № 9 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства». Подготовка презентации «Курорты Черноморского побережья»
Презентация Тема Поволжье-2ч
20 Географическое положение, Население Поволжья
Вопросы Этапы хозяйственного развития района Поволжья .
Практическая работа № 10 «Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства» Таблица. Практическая работа. Тема Урал 2ч
22 Своеобразие ЭГП, население Урала. , Ижевск. Практическая работа № 11 «Оценка ресурсов региона» Практическая работа 23 Этапы развития хозяйства. Урал – экологически неблагополучный район
Практическая работа №12 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» Эссэ. Практическая работа. Тема Удмуртии -3ч
24 Экономико-географическое положение, население Удмуртии, основные этапы освоения 25 Промышленность Удмуртии. 26 Характеристика внутренних различий Республики. Азиатская Россия -5ч
Тема Сибирь- 3ч.
27 Пространство Сибири. Заселение и освоение территории
Практическая работа 28 Западная Сибирь. и крупные центры Работа с учебником, картами атласа. Практическая работа №13 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» Ответы на стр.179.
Практическая работа 29 Восточная Сибирь. Практическая работа №14 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт)» Практическая работа №15 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт» Ответы на стр.183.
Практическая работа Тема Дальний Восток-2ч
30 Уникальность географического положения Дальнего Востока. Этапы развития территории
Работа с учебником, картами атласа Ответы на стр 199. 31 Хозяйство Дальнего Востока. Проблемы, перспективы. Составление схемы туристского маршрута для любителей экстремального туризма. Практическая работа №16 «Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона»
Схема маршрута.
Практическая работа 32 Обобщающее повторение по теме «Районы России» Тестирование Тест Тема Современная Россия -3ч
33 Место России в мире. Беседа
Работа со статистическими данными. Составить вопросы по тексту учебника. Вопросы. 34 Соседи России Работают со статистическими данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда. Прием «Инсерт». Заполнение таблицы З-Х-У Представление таблицы З-Х-У 35 Сфера влияния России Работают со статистическими данными и дают оценку места и роли России в системе международного разделения труда. Подготовить вопросы для учителя. Вопросы 36 Обобщение знаний по курсу географии Повторение и коррекция знаний Работа по тексту учебника стр.218