Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии


Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии
Новичихина Л.П, учитель технологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Дети значительную часть времени проводят в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье обучающихся. Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения страны в ближайшие годы.
Человека можно назвать здоровым, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость и его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (т.е. способен переживать, сочувствовать, сопереживать); в социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды. Это еще раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений, поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Необходимо организовать такую  учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты интеллектуально, духовно, но и физически.
Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Важно на собственном примере показывать здоровый образ жизни. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух!», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Для этого регулярно хожу в бассейн, посещаю тренировки в школьном спортивном зале в группе «Здоровье для родителей, учителей и детей». Ежегодно с коллегой по работе ездим по туристическим маршрутам с группой детей по России, были на Алтае, в туристических лагерях Казахстана  и турбазах нашей Омской области, где в разных условиях оберегали здоровье детей, что проявлялось, и в питании, и в режиме дня.
Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаются условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
– время трудоспособности, утомляемости учащихся; – учебная нагрузка, дозирование домашних заданий, – физкультминутки.
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
– воздушно-тепловой режим; – световой режим; – режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3. Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Разработан комплекс упражнений, который использую на уроках: это гимнастика для глаз, укрепление вестибулярного аппарата, а также комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения осанки. Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития обучающихся, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. В кабинете трудового обучения  воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается и своевременно делается генеральная уборка.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому рациональному питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук, герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус, живое дерево, коланхое. На уроках технологии с детьми можно изготовить  амулеты, в которые помещать дольки чеснока или пихтовое масло. Это даст ощутимый результат проведенной работы во время вспышки заболеваний гриппом.
При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление швейных изделий» обучающиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. На уроках технологии в 5-7 классах обучающиеся изготавливают изделия (комплект из фартука и косынки, коническую юбку, ночную сорочку) из натурального волокна-хлопка.
Работая на пришкольном участке, обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.
При этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.
Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую нагрузку, более эмоциональную.
Доброжелательная обстановка на уроке, тихая музыка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Всё это способствует нормальному  психическому здоровью детей.
Большое значение на уроках технологии имеют безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, соблюдение правил  техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Разработаны  специальные инструкции,  которые обязательно соблюдаются.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
 Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое, должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителям эффективно проводить профилактику асоциального поведения. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Список литературы:
1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – №10. – С. 84-92.2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования// Валеология. – 2004. – №1. – С. 21-26.3. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С. 19-22.4. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии. – 2004. – №2. – С. 200-207.5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов.  –  М.АРКТИ, 2003. – 270с.6. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе. – 2006. – №1. – С. 30-38.7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//          Образование в современной школе. – 2005. – №2. – С. 40-44.8. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика. – 2005. – №3. – C. 42-46.