Изменения в системе «педагог-воспитанник» основа преобразования методов, форм, средств обучения, воспитания и развития дошкольников


Изменения в системе «педагог-воспитанник» основа преобразования методов, форм, средств обучения, воспитания и развития дошкольниковПодготовил педагог – психологМБДОУ № 196, Писарева Е.А. Цель дошкольного образования – поддержка разнообразия детства, индивидуальности, инициативы и самостоятельности каждого ребенка (ФГОС ДО п. 3.2.5.). Новые цели системы образования Изменения в системе «педагог – воспитанник» Преобразование других структурных компонентов педагогического процесса Основа педагогического процесса – это взаимодействие взрослых и детей. Совместная деятельность педагога и воспитанников Самостоятельная деятельность детей 1 модель 2 модель Ребенок – объект воздействий взрослого Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым Признаки различных моделей организации образовательного процесса Участники образовательного процесса 1 модель 2 модель Регламентированность образовательного процесса Использование готовых образцов и шаблонов Гибкость в организации образовательного процесса Учет потребностей и интересов детей Организация образовательного процесса 1 модель 2 модель Форма - учебное занятие, основная деятельность – учебная Монолог взрослого Положение «взрослый напротив ребенка» Организация детской деятельности в различных формах Диалог взрослого и ребенкаПоложение взрослых и детей «по кругу» Форма организации учебного процесса 1 модель 2 модель Обязательность участия Основной мотив – авторитет взрослых Необязательность участия Основной мотив– наличие интереса у ребенка Участие в образовательном процессе Образовательный процесс на основе партнерской деятельности предполагает: Включение воспитателя в деятельность наравне с детьми Добровольное присоединение детей к деятельности Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства) Открытый временной конец образовательной деятельности Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей среды, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально Деятельностный подход – это организация образовательного процесса таким образом, что формирование личности ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности Цель - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельностиДеятельностный подход предполагает:Ребенок учится сам ставить цели, решать задачи, отвечать за результатНаличие познавательного мотиваНаличие конкретной учебной цели Задачи педагога: 1. Создвать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения ребенком знаний мотивированным.2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения. 3.Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. «Золотые правила» деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. Веди ребенка от собственного опыта к общественному. Будь не «над», а «рядом». Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. Учи анализировать каждый этап работы. Критикуя, стимулируй активность ребенка. Активные методы обучения - система методов, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе освоения знаний.Строятся на: практической направленности, игровом и творческом характере обучения,диалоге, опыте обучающихся, групповой форме организации их работы, на работе всех органов чувств Активные методы обучения Метод проблемного изложения Частично поисковый метод Исследовательский метод Метод Содержание задания Репродуктивный Назовите птиц, изображенных на картинке. Расскажите, чем они питаются. Проблемного изложения К нам в гости прилетела Синичка с просьбой о помощи. Она хочет устроить птичью столовую, но не знает, как это сделать. Метод проблемного изложения Частично поисковый метод в работе с загадками (эвристическая беседа)позволяет решить ряд образовательных задач: учит следить за ходом рассуждения анализировать текст загадкивыделять признаки и характерные действия загаданного объектасистематизировать полученную информациюделать выводразвивать воображение, способность концентрировать вниманиеактивизирует словарный запас Преогромный великанПоднял руку к облакам.Он работник очень важныйСтроит дом многоэтажный Неправильный ответ Правильный ответ Внимательно слушайте еще раз и ответьте на вопрос: «Что делает великан?» Где строят дома? Какая машина есть на стройке? Для чего используют подъемный кран? Как вы думаете, почему назвали подъемный кран великаном? Чем похожа стрела крана на руку? Содержание беседы Активные методы позволяют: обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательном процессе поддержать и амплифицировать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становленияувеличить долю самостоятельности детей при осуществлении различных видов деятельности