Рабочая программа учебного предмета ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 10-11 класс (среднего общее образование)


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, 2012 г. В образовательном процессе используется учебник:
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/под общ. ред. В.И. Ляха. М.: Просвещение, 2013.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
– Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
– Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
– Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
– Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
– Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
На основании требований федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. рабочая программа по физической культуре реализует компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания учащихся 10–11 классов:
– Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
– Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
– Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.
– Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.
– Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.
– Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
– Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.– Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Упражнения на снарядах в разделе «Гимнастика» заменены другими элементами гимнастических упражнений.
Компетентностный подход представлен в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
Первый блок предполагает изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.
Во втором блоке представлен операциональный компонент, включающий в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.
Третий блок отражает мотивационный компонент и представлен требованиями к уровню подготовки учащихся.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических и психических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В процессе занятий по физической культуре учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, рецензии, публичной презентации.
Реализация рабочей программы обеспечит освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ, использовать прослушанную и прочитанную информацию в практической деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая учебники, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема).
Важное значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации знания в области физической культуры.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.Рабочая программа ориентирована на воспитание школьника, как гражданина и патриота России, развитие его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Рабочая программа составлена с учетом климатических условий нашего (Жигаловского) региона, которые характеризуются продолжительной и холодной зимой. При этом морозные дни могут наступить непредсказуемо, поэтому допускается возможность перехода от одного раздела тематического плана к другому. Так, в первой учебной четверти уроки проходят на свежем воздухе в рамках программы развития школы, поэтому возможны занятия не только по лёгкой атлетике, но и в период дождей в спортивном зале осуществляется подготовка по спортивным и подвижным играм. В зависимости от температуры и ветрового режима проводятся лыжная подготовка.
Дополнением учебной программы является включением в неё раздела «Русская лапта», так как данный вид состязаний является обязательным в программе вех спортивных спартакиад муниципального и регионального уровней.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МКОУ СОШ №2 отводит на изучение физической культуры на уровне среднего общего образования 3 часа в неделю, 10 класс – 102 часа, 11 класс – 99 часов.
 
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
– правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять время как в процессе уроков, так и при выделении одного часа в четверти, специально отведенного для этой цели.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
Распределение учебного времени по физической культуре
№ п/п Вид программного материалаКоличество часов(уроков)
КлассX(ю.) XI(ю.) X(д.) XI(д.)
1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока2 Спортивные игры: волейбол21 21 21 21
3 русская лапта10 10 10 10
4 баскетбол13 13 13 13
5 Гимнастика с элементами акробатики21 21 21 21
6 Легкая атлетика21 18 21 18
7 Лыжная подготока 16 16 16 16
8 Итого102 99 102 99
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
Социокультурные основы
10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности само
массы тела.
Медико-биологические основы
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции10–11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.
Баскетбол
10–11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол
10–11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координациионных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики
10–11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика
10–11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Лыжная подготовка
10-11 классы. Влияние лыжной подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лыжной подготовкой. Самоконтроль при занятиях лыжной подготовкой.
Русская лапта
10-11 классы Терминология русской лапты. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях русской лаптой. Организация и проведение соревнований.
Планируемые результаты изучения
ФизическиеспособностиФизические упражненияМальчикиДевочкиСкоростныеБег 100 м/сБег 30 м/с14,3
5,0 17,5
5,4
СиловыеПодтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз 10 –
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз – 14
Прыжок в длину с места, см215 170
Выносливость Бег 2000 м, мин, с – 10.00
Бег 3000 м, мин, с 13.30 –

Календарно-тематическое планирование
10-11 класс (юноши)
№ п/п
Тема урока.
Элементы содержанияПрактич. часть программыТекущий и промежут. контрольУУД
Деятельность обучающихсяМатериалык урокуДата урокаЛегкая атлетика (11ч)
1-2-3 Спринтерский бег(3ч) Низкий старт(до 40м).Стартовый разгон. Бег по дистанции(70-80м).Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Инструктаж по ТБ.
Бег на результат (100м) Занятие на стадионе На результат Уметь: бегать с максимальной скоростью с низкого старта
Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Секундомер, флажок4-5-6 Прыжок в длину(3ч) Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 13-15 беговых шагов. Отталкивание. Челночный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы прыжков.
Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качествЗанятие на стадионе На результат
Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки Рулетка,
лопата, грабли7-8-9 Метание мяча и гранаты(3ч) Метание мяча на дальность с 5-6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Метание гранаты из различных положенийЗанятие на стадионе На результат Уметь: метать гранату из различных положений на дальность и цель Мячи, гранаты 10-11 Бег по пересеченной местности(2ч) Бег (15 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег под гору. Развитие выносливости. Бег(2000 м ) на результат. Занятие на стадионе На результат Уметь: бегать в равномерном темпе(до 20 мин.); преодолевать препятствия Секундомер, флажокГимнастика ( 21ч)
1 Повороты в движении. ОРУ на месте. Инструктаж по ТБ Повороты в движении. ОРУ на месте. Развитие силы. Инструктаж по ТБ. Занятие в спортзале Уметь: выполнять строевые приемы; Разметки2-3 Перестроение из колонны по одному в колону по четыре. ОРУ с гантелями Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колону по четыре. ОРУ с гантелями. Толчком двух ног вис углом. Развитие силы Занятие в спортзале На результат
Уметь: выполнять строевые приемы; Разметки,
гантели 4-5 ОРУ с гантелями.
Висы и упоры
Развитие силы. Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колону по восемь. ОРУ с гантелями. Толчком двух ног вис углом. Развитие силы. Занятие в спортзале Различают строевые команды. Чётко выполняют строевые приёмы Разметки, гантели, перекладина 6-7 Повороты в движении. Перестроения. ОРУ с гантелями. Развитие силы Повороты в движении. Перестроения. ОРУ с гантелями. Развитие силы. ОРУ на месте. Занятие в спортзале На результат Уметь: выполнять строевые приемыРазметки, гантели, перекладина 8-9-10 Акробатические упражнения.
Сед углом. Стойка на лопатках. Кувырок назад.
Сед углом. Стойка на лопатках. Кувырок назад. ОРУ с обручами. Развитие координационных способностей прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см) Занятие в спортзале Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений Гимнастические маты,
скамейки 11-12-13 ОРУ с обручами
Длинный кувырок Длинный кувырок. Стойка на лопатках. Кувырок назад. ОРУ с обручами. Развитие координационных способностейЗанятие в спортзале На результат
Уметь: выполнять акробатические элементы программы вОбручи,
гимнастические маты,
скамейки, скаклки14-15-16 Стойка на руках (с помощью). Стоя на коленях, наклон назад. ОРУ со скакалками.
Стойка на руках (с помощью). Стоя на коленях, наклон назад. ОРУ со скакалками. Развитие координационных способностей Занятие в спортзале На результат
Уметь: выполнять акробатические элементы программы в комбинации
( 5 элементов) Гантели, перекладина 17-18 Прыжок углом с разбега (под углом к снаряду) и толчком одной ногой
Прыжки в глубину Прыжок углом с разбега (под углом к снаряду) и толчком одной ногой. Развитие скоростно - силовых качеств Занятие в спортзале На результат Описывают технику данных упражнений Гимнастические маты,
скамейки,
гимн.козел, мостик 19-20-21 Комбинация из разученных элементов. Опорный прыжок.
Прыжок боком (конь в ширину, высота 115 см) Занятие в спортзале Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений Гимнастические маты,
скамейки,
гимн.козел, мостик Волейбол (21ч)
1 Комбинации из передвижений и остановок игрока
Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом. Прием мяча двумя руками снизу. Занятие в спортзале Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия В/б мячи 2-3-4 Верхняя передача мяча в парах с шагом.
Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом.. Занятие в спортзале На результат Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. В/б мячи 5-6 Прием мяча двумя руками снизу.
Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар. Позиционное нападение. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Занятие в спортзале Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности В/б мячи 7-8 Прямой нападающий ударПрямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3 - ю. зону. Учебная игра. Развитие координационных способностейЗанятие в спортзале На результат Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия В/б мячи 9-10 Учебная игра. Развитие координационных способностей. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ Занятие в спортзале Используют игровые упражнения для развития названных координационных способностей В/б мячи, скалки, скамейки 11-12-13 Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места
Комбинации из передвижений и остановок игрока.Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места. Занятие в спортзале На результат Используют игровые упражнения для развития названных координационных способностей В/б мячи 14-15 Прямой нападающий удар через сетку.
Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 4-ю зону. Одиночное блокирование. Нижняя прямая подача, прием мяча от сетки. Учебная игра. Развитие координационных способностей Занятие в спортзале На результат Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия В/б мячи, скакалки 16-17 Верхняя передача мяча в прыжкеКомбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в тройках. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар через сетку. Занятие в спортзале Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 18 Одиночное блокированиеНападение через 2-ю зону. Групповое блокирование. Верхняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра. Развитие координационных способностейЗанятие в спортзале Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 19-20 Нижняя прямая подача, прием мяча от сетки Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в тройках. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 2-ю зону. Групповое блокирование. Верхняя прямая подача, прием подачи. Занятие в спортзале На результат Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 20-21 Групповое блокирование. Верхняя прямая подача, прием подачи.
Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 2-ю зону. Групповое блокирование. Верхняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра. Развитие координационных способностей Занятие в спортзале На результат Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия Баскетбол (13ч)
1-2 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2х1). Развитие скоростных качеств. Занятие в спортзале На результат Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 3-4 Передачи мяча различными способами на месте. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2х1). Развитие скоростных качеств. Занятие в спортзале На результат Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
5-6 Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча со средней дистанции с сопротивлением. Занятие в спортзале На результат
Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 7-8 Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорывСовершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2х1). Развитие скоростных качеств. различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча Занятие в спортзале Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактика - технические действия 9-10-11 Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча со средней дистанции с сопротивлением Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча со средней дистанции с сопротивлением. Занятие в спортзале На результат Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности 12-13 Индивидуальные действия в защите Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). Развитие скоростных качеств Занятие в спортзале На результат Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности Лыжная подготовка (лыжные гонки)(16ч)
1-2 Совершенствованиетехники лыжных ходов.
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Попеременный четырёхшажный ходЗанятие на лыжной трассе Уметь: Моделировать технику освоенных лыжных ходов Лыжи, лыжные палки, ботинки 3 Подъёмы и спуски с горы Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. Занятие на лыжной трассе На результат Моделируют технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанций Лыжи, лыжные палки, ботинки 4-5 Коньковый ход. Коньковый ход. Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 кмЗанятие на лыжной трассе На результат Описывают технику изучаемых лыжных ходов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Соблюдают правила безопасности Лыжи, лыжные палки, ботинки 6-7 Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 кмЗанятие на лыжной трассе На результат
Моделируют технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанций Лыжи, лыжные палки, ботинки 8-9 Торможение и поворот «плугом». Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом» Занятие на лыжной трассе На результат Моделируют технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанций Лыжи, лыжные палки, ботинки 10-11 Переход с попеременных ходов на одновременныеОдновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Попеременный четырёхшажный хоЗанятие на лыжной трассе Уметь: Моделировать технику освоенных лыжных ходов Лыжи, лыжные палки, ботинки 12 Преодоление контруклона. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. Занятие на лыжной трассе Описывают технику изучаемых лыжных ходов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Лыжи, лыжные палки, ботинки 13-15 Прохождение дистанции до 5 км. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Попеременный четырёхшажный хоЗанятие на лыжной трассе На результат
Уметь: Моделировать технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанций Лыжи, лыжные палки, ботинки 16 Эстафета с преодолением препятствийГорнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. Занятие на лыжной трассе Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов, соблюдают правила безопасности Лыжи, лыжные палки, ботинки Русская лапта (10ч)
1-2 Удар битой снизу, сверху двумя руками. Ловля мяча после удара(свечи). Остановка скачком. Повороты переступанием. Увертывание смещением. Удар малой битой снизу, сверху двумя руками. Ловля одной рукой на три пальца после отскока. Тактика бьющей команды: Занятие на стадионе Уметь: Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности..Мячи, бита 3-4 Тактика бьющей команды перебежка в одну и разные стороны Перебежка в одну и разные стороны. Борьба за город. Тактика командных перебежек. Совершенствование тактических действий. Тактика водящей команды. Занятие на стадионе На результат Моделировать тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности Мячи, бита 5-6 Борьба за город. Тактика командных перебежек Перебежка в одну и разные стороны. Борьба за город. Тактика командных перебежек. Совершенствование тактических действий. Тактика водящей команды. Занятие на стадионе На результат Моделировать тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности Мячи, бита 7-8 Совершенствование тактических действий. Тактика водящей команды Тактика ловли. Выбор стратегии. Расстановка игроков с учётом их индивидуальной и физической подготовки Занятие на стадионе Уметь: Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности..Мячи, бита 9-10 Тактика ловли. Выбор стратегии Тактика ловли. Выбор стратегии. Расстановка игроков с учётом их индивидуальной и физической подготовки Занятие на стадионе На результат Уметь: Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности..Мячи, бита Легкая атлетика (10ч)
1-4 Спринтерский бег. (4 ч) Низкий старт(до 40м).Стартовый разгон. Бег по дистанции(70-90м). Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Занятие на стадионе На результат
Уметь: бегать с максимальной скоростью с низкого старта(60 м) Секундомер, флажки 5-7 Метание мяча и гранаты(3ч) Метание гранаты на дальность. ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств Занятие на стадионе На результат Уметь: метать гранату на дальность Мячи, гранаты 8-10 Прыжок в длину с разбега, с места(3ч) Прыжок в длину с 13-15 шагов разбега. Подбор разбега и отталкивание. Челночный бег. Развитие скоростно - силовых качеств. Занятие на стадионе На результат Уметь: прыгать в длину с 13-15 шагов разбега Грабли, лопата, рулетка Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Библиотечный фонд:
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.Я. Виленского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.И.Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Андреев С. Н. Играй в мини – футбол. – М., 1989.
Рабочие программы Физическая культура. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И.Ляха. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5 Бутин И. М. Лыжный спорт. – М., 2000.
6. Железняк Ю.Д., Кулянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства. – М., 1998.
7. Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей Лапта: Пособие для учителя физкультуры – М.: Школьная пресса, 2004
8 Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М. : Просвещение, 2010. – ( Стандарты второго поколения).
9. Таланга Е. Энцциклопедия физических упражнений. – М., 1991.
9. 300 подвижных игр для младших школьников.популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1998 / под ред. Фатеева Л.П.
Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Стенка гимнастическая;
Скамейки гимнастические;
Скакалки гимнастические;
Обручи гимнастические;
Маты гимнастические;
Коврики гимнастические;
Козел гимнастический;
Мостик гимнастический;
Перекладина навесная;
Канат для лазанья;
Мячи набивные;
Мячи малые (теннисные);
Мячи волейбольные;
Мячи баскетбольные;
Мячи футбольные;
Рулетка измерительная;
Щиты с баскетбольными кольцами;
Стойки волейбольные;
Сетка волейбольная;
Футбольные ворота;
Лыжи;
Лыжные ботинки;
Лыжные палки;
Гантели;
Диски здоровья;
Шашки
Шахматы
Гранаты, 500 г
Гранаты, 700 г
Секундомер
Грабли.
Лопата штыковая . Эстафетные палочки