«Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры»


«Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры»
В настоящее время жизнь предъявляет все новые требования к школе, к учителю, к учащимся.
Физическое воспитание учащихся является важной частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к жизни.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику. Это связано с их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, и конечно с тем, что, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно привыкнуть. Когда ребенок начинает учиться растет объем умственного труда, а двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе, наоборот, ограничиваются. Поэтому правильное физическое воспитание является необходимым условием всестороннего развития личности ученика, действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Существует множество форм, методов и технологий работы по физическому воспитанию. Они требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы.
Поподробнее я хочу остановиться на игровой технологии. Игровые технологии в школе являются важным средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Игра - один из древнейших, но все же, актуальных методов обучения. Она является важным способом передачи опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры.
Игры используют в каждом разделе программного материала, а подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре ребенок получает удовлетворение физических и духовных потребности. В игре формируются ум ребенка, его волевые качества. Подвижные игры - это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре все обычные становится привлекательным. Главная отличительная черта подвижных игр - это наличие двигательных действий, поэтому они являются средством и методом физического развития.
Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет свою актуальность в средней, в старшей школе.
Принципы игровой технологии:
- принцип постепенности - от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов.
- принцип наглядности - суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.
- принцип доступности - это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.
- принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости);
Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:
1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);
2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);
3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.
Также в процессе игры вырабатывается взаимопонимание партнёров в коллективе, которое так необходимо в командных и лично-командных соревнованиях.
Педагогические наблюдения показывают, что важный результат игры - это эмоциональный подъём детей. Благодаря этой особенности, игры больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Исходя из вышесказанного, можно разделить игры на три группы: некомандные игры - это игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Самый сильный медвежонок». игры переходные к командным - это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих, нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя». командные игры - это игры, которым характерна совместная деятельность, направленной на достижение общей цели, например: «Невод», «Воробьи и вороны», «Снайперы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон».
Для того, чтобы организовать интересный урок или весёлое мероприятие учителю нужно подробно ознакомиться с основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.
Важной особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Почти на каждом уроке дети работают с мячами, скакалками, обручами. Также дети используют на практике знания, которые получили на уроке физкультуры.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:
- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол)
- для развития разных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры) - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения
- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Результатом использования игровой технологии является: активная двигательная деятельность игрового характера, положительные эмоции, которые усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем
В последнее время подвижные игры все чаще используются учителями физической культуры. Творчески работающие педагоги, я в том числе, стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.
Таким образом, значимость игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях, облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А также, помимо выше сказанного, игровой метод позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие.
Список используемой литературы и источников:
Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.
// Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 10-11.
Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров, 1995,
Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура, 200