Методические рекомендации Игровые технологии на уроках математики


Игровые технологии на уроках математики
Выполнил:
Попова Людмила Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К.Кромского
Корочанского района, Белгородской области»
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания математики, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование  игровых технологий    на   уроках   математики  В настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.
На уроках можно использовать следующие игровые технологии:
Урок – игра (урок КВН, урок «Путешествие в страну отрицательных чисел» и другие).
Игровые ситуации на уроке (эстафета, домино, лото и другие).
Математические софизмы.
Кроссворды, ребусы, шарады.
Занимательные задачи. (Приложение 1).
Примеры использования элементов игровых технологий в системе работы с учащимися 5 - 7 классов. В 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу проводится игра «Индивидуальное лото». Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета. В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шрифт. (Приложение 2). При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе проводится математическая эстафета «Заполни клетку», каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке. (Приложение 3). В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам используется «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости». (Приложение 4). На уроках геометрии, особенно на первом этапе изучения, часто используются кроссворды. Их решение заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время останется в памяти. (Приложение 5). Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие 3 – 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. Неоценима на уроках математики роль физминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.
  Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.  Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.
На сегодняшний момент, к сожалению, уменьшается наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.
В настоящее время наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры в школе, по-новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе, что дает возможность учителям использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность учебных занятий.
Приложение 1.
Задача 1. За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить еще столько, сколько осталось бы заплатить, если бы за нее заплатили бы столько, сколько осталось заплатить. Сколько стоит книга ?
Задача 2. От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца. Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе? Задача 3. У Гарри Поттера есть волшебные очки, в которых он видит все зеленое - белым, а все белое - зеленым. Гарри посмотрел через эти 491490046037500очки на прямоугольник, изображенный справа. Что он увидел?
INCLUDEPICTURE "http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-log-3.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-log-3.jpg" \* MERGEFORMATINET

Задача 4. Два года назад сестра была младше брата во столько раз, сколько лет было тогда брату. Сколько лет сестре ?
Задача5. Заполните свободные клетки "шестиугольника" целыми числами от 1 до 19, чтобы во всех вертикальных и диагональных рядах сумма чисел, стоящих в одном ряду, была бы одна и та же.

Приложение 2
Пример карточек и большой карты.
INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/1.gif" \* MERGEFORMATINET
INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/2.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/2.gif" \* MERGEFORMATINET
Приложение 3.
INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/3.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/3.gif" \* MERGEFORMATINET Приложение 4
Учитель: Сеанс компьютерной графики. Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2); (-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7); (0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1); (8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14); Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8); Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось? INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/4.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/4.gif" \* MERGEFORMATINET
Примеры построения фигур по координатам данных точек.
Даны координаты точек (0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3); (-3;3); (-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); (6;10); (3;9); (4;5); (3;0); (2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8); (0;0). INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/5.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/5.gif" \* MERGEFORMATINET
 
Приложение 5.
INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/10.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/10.gif" \* MERGEFORMATINET Вопросы к чайнворду. 1. Простейшее геометрическое понятие. 2. Предложение, принимаемое без доказательств. 3. Единица измерения площади. 4. Расстояние от центра до любой точки окружности. 5. Гипотенуза - ... прямоугольного треугольника. 6. Древнегреческий математик, нашедший для числа "Пи" значение 22/7. 7. Отрезок прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр. 8. INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/8.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://center.fio.ru/method/RESOURCES/FILIPPOVMA/2003/MATH/06/IGR_TEHN/8.gif" \* MERGEFORMATINET .9. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. 10. Положение, которое нужно доказать. 11. Простейшее счетное устройство. 12. Сторона прямоугольного треугольника.13. Прибор для измерения углов. 14. Результат вычитания. 15. Геометрическая фигура, ограниченная тремя прямыми. 16. Вид параллелепипеда, у которого все ребра равны. 17. Цифровая оценка успехов. 18. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. 19. Как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости.
Ответы. 1. Точка. 2. Аксиома. 3. Ар. 4. Радиус. 5. Сторона. 6. Архимед. 7. Диаметр. 8. Ребро. 9. Окружность. 10. Теорема. 11. Абак. 12. Катет. 13. Транспортир. 14. Разность. 15. Треугольник. 16. Куб. 17.Балл. 18. Луч. 19. Планиметрия.