Урок по русскому языку 6 класс тема:Словари


Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Словари»
ФИО (полностью) Крец Елена Сергеевна
Место работы ГБОУ СОШ с. Высокое м. р. Пестравский Самарской области
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 6
Дата и место проведения,
уровень 18.10.2016
ГБОУ ООШ с. Высокое м. р. Пестравский Самарской области
Тема урока Словари
Базовый учебник Русский язык: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч.-ч.1 Программа Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. (М. : Просвещение, 2014)
Цель урока: дать представление о многообразии словарей, показать их назначение и область применения, способствовать формированию умений пользоваться словарями
Задачи: - обучающие: закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, заимствованные слова, фразеологизмы); совершенствовать навыки работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность в использовании словарей различных типов; составлять сообщение на лингвистическую тему.
- развивающие:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать навык самостоятельной работы; оценивать достигнутые результаты;
- познавательные: формировать умение вести самостоятельный поиск информации, структурировать её, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание;
- коммуникативные: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; развивать речевую культуру;
воспитательные: воспитание личностных качеств: исполнительности, добросовестности, самостоятельности, уверенности в себе; воспитание интереса к слову, к урокам русского языка.
УУД Информационные:
формирование умения поиска информации в словаре;
обучение работе с информацией, представленной в табличной форме;
анализ и интерпретация информации;
оценка получаемой информации
Логические:
подведение под понятие (правило правописания парных согласных)
установление причинно- следственных связей (установить связь между родом существительного с основой на шипящий и его правописанием)
формирование умения осуществлять сравнение
Общеучебные:
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
самоконтроль процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
коммуникация как взаимодействие - учет позиции собеседника
Личностные УУД:
самоопределение
Регулятивные
Воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.
Тип урок: урок изучения, расширения и совершенствования знаний и способов действия
План урока 1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Формирование новых знаний и умений.
4.Закрепление изученного материала.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия урока.
Формы работы учащихся: фронтальная форма, индивидуальная форма
Необходимое техническое оборудование:
• Персональный компьютер учителя
• Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
• Мультимедийная презентация к уроку
. Выставка «В мире словарей»
•Выход в ресурсы сети Интернет на сайт эор: http://festival.1september.ru/articles/649595/https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-slovari-nashi-pomoschniki-i-druzya-445296.html
Заместитель директора по УВР ГБОУ ООШ с. Высокое __________________________ / Мозжелова И.А./

Речь и деятельность учителя.
Речь и деятельность учащихся УУД
Организационный: подготовка учащихся к работе. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.
Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. Формирование мотивации к обучению
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Проверка выполнения домашнего задания: Повторение терминов:
-как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
Тест на проверку д/з
Ребята, мы повторили все определения, связанные с разделом «Лексика». Материал изучен.
Назовите цель сегодняшнего урока.
Лексикология
Выполняют тест
Повторение и подготовка к диктанту
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо​собы выхода из этой ситуации.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаи​вают свою точку.
Актуализация знаний, определение темы урока - Ребята, отгадайте загадку:
Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,
Та, которая словами как людьми населена.
Правит ими государь по прозванию… (Словарь)
- Чем являются для нас словари?
Определение темы урока («Словари - наши помощники»)
- А какие словари вам известны?
- К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
- В каких случаях вы обращаетесь к ним за помощью?
Вывод: словари помогают нам, когда у нас возникают многочисленные вопросы: что слово обозначает? каким словом его можно заменить? как его написать или произнести безошибочно ? и др. Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Ученики отвечают на вопросы, которые задает учитель.
Перечисляют словари, с которыми они уже знакомы.
.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Познавательные:-
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к одноклассникам
Регулятивные:
- оценивать результаты своей работы
Познавательные:
- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения
Постановка цели урока перед учащимися. - Так что же нам предстоит сделать на уроке?
Давайте вместе определим с помощью этих слов:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… разными видами словарей;
ОПРЕДЕЛИТЬ … их назначение;
УЧИТЬСЯ… работать со словарем; Озвучивают цель урока Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других
Закрепление изученного материала. Это интересно:
- Ребята, как называют людей, которые создаёт словари?
- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.
- А как вы думаете, когда вышел самый первый словарь?
- Это было очень давно! Первый печатный словарь назывался “Лексис”. Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово – это очень много по тем временам.
А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: “Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом”.
В наши дни издаются различные словари огромными тиражами. Вот посмотрите на нашу выставку.
Знакомство с выставкой словарей.
Просмотр презентации
Выступления учащихся.
Защита проектов: «Словари – наши друзья» («Толковый словарь» С.И.Ожегова; «Школьный толковый словарь», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Словарь иностранных слов»). Познавательные:
- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа,
Регулятивные:
- оценивать результаты своей работы.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признакам. Регулятивные:
-анализировать собственную работу.
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
Контроль усвоения знаний. Индивидуальная работа со словарями.
Практическое задание:
«К какому словарю мы обратимся?»
- Молодцы, ребята! Вы показали свое виртуозное умение работать с различными видами словарей русского языка. Все участники с заданиями справились. Дети работают со словарями
Выполняют практическую работу Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
Подведение итогов урока.
- Итак, давайте обратимся к цели нашего урока. Все ли мы с вами выполнили, что запланировали?
Какие словари есть в кабинете русского языка и литературы?
Каково их назначение?
- А теперь вспомним тему урока? Можно ли словари считать помощниками?
- Да, словари – настоящие друзья. Чем раньше вы, ребята, заведёте с ними дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут ваши знания. А мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, делать открытия, узнавать новое и интересное. И в этом вам всегда поможет словарь.
Отвечают на вопросы Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Рефлексия - Что вам показалось привлекательным в сегодняшнем уроке?
- Какие трудности возникла у вас при выполнении проектов?
- Чему вы научились, выполняя работу?
- Оцените свою работу. Отвечают на вопросы
Делают выводы
Оценивают свою работу Коммуникативные:
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- уметь оценивать правильность выполнения действий.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
Приложение
Тест.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.
5.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.
6.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.
7.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?
а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.
8.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
9. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
10. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.
Ключ к тесту.

1 –в 6 –б
2- б 7- а
3 –а 8-б
4 – в 9 –а
5 –а 10 -б
Приложение.
Практическое задание: «К какому словарю мы обратимся?»
1. Подберите близкие по смыслу слова к слову «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ».2. Подберите противоположное по смыслу слово к слову «АЛЬТРУИСТ». 3. Как произнести эти слова: ПУЛОВЕР, БАНТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
4. Как написать слово: «АБРОКАДАБРА» или «АБРАКАДАБРА»? А что это слово означает?
5. Определите, какое значение имеет слово «ВУНДЕРКИНД».
6. Объясните выделенное слово в предложении: «Пройдя непростой жизненный путь, дедушка сел за МЕМУАРЫ».
7. Чем отличаются слова «НЕВЕЖА» и «НЕВЕЖДА»?
8. Слово «ПУСТЕЛЬГА» однозначное или многозначное?
9. Из какого языка заимствовано слово «ХОББИ»?
10. Подберите близкие по смыслу слова к слову «АГРЕССОР».
Литература:
1.Бахмутова, Е. А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология : учебное пособие / Е. А. Бахмутова, – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1967
2. Бобунова, М. А. Русская лексикография XXI века : учебное пособие / М. А. Бобунова. – М. : Флинта : Наука, 2009
3.  Вакуров, В. Н. Трудности русского языка : словарь-справочник. Под ред. Л. И. Рахмановой.
4. М. П. АЛЕКСЕЕВ, Ю. А. БЕЛЬЧИКОВ, В. Г. КОСТОМАРОВ, Д. С. ЛИХАЧЕВ, Ю. В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Н, И. ТОЛСТОЙ, Н. Ю. ШВЕДОВА
Ответственный редактор и составитель тома доктор филологических наук Н. И. ТОЛСТОЙ
70102-233-413-78 © Издательство «Наука», 1978042 (02)-78
5. Русский язык: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч.-ч.1 Программа Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. (М. : Просвещение, 2014)