«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ».

Класс: 5а,б
Урок: русский язык
Тема: «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ. Классификация согласных».
Цели: изучить алфавит и особенности гласных и согласных звуков; рассмотреть типы парных согласных;развивать речь учащихся, память, творческие способности; умение выделять из слова первый или последний звуки; привить бережное отношение к слову.
 Оборудование: учебно-метод.комплекс, карточки.
 
Ход урока
 
Орг.момент
–Добрый день, ребята. Садитесь.Напишите число.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Постановка целей и задач урока.

· Развитие речи учащихся.
Скороговорка:   
           Вез корабль карамель,
           Наскочил корабль на мель.
           И матросы две недели
           Карамель на мели ели.
2. Чтение стихотворения.
           33 родные сестрицы,
           Писаные красавицы,
           На одной живут странице
           И повсюду славятся.
Вопросы:
– О каких сестрицах идет речь в стихотворении? (Это буквы.)
– Какие буквы вы знаете?
– На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные.)
Слово учителя. Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, а согласные нет.)
В русском алфавите 33 буквы. Буквы бывают гласные и согласные; ъ и ь знаки звуков не имеют.
Алфавит – буквы, располагаемые в установленном порядке.
III Повторение изученного материала№
Диаграмма Венна



-Как вы различаете эти звуки?
-В чем отличается буква от звука?
Физкультминутка

· Творческая работа учащихся.
Учитель предлагает детям на половинке альбомного листа изобразить букву и картинку, которая начиналась бы с этой буквы.
По окончании работы получается азбука, созданная своими руками.
 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ТЕМЕ УРОКА.  Опыт-наблюдение за качеством произнесения гласных и согласных звуков:  - На партах лежат полоски бумаги. Согнем полоску бумаги пополам, сгибом повесим на карандаш. Теперь эту конструкцию поднесем ко рту и произнесем звуки: А, О, У, И, Ы.  - Что происходит? (ничего) Какие звуки мы произнесли?  - А теперь произнесем согласные звуки Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т.  - Почему листок бумаги улетает от нашего дыхания? (произносятся с шумом, через преграду)  IV.Объяснение нового матеериала -Работа по схеме.
Слушание сказки  ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ  Сегодня король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены не только мы, но и все буквы русского алфавита. Вот зазвучала музыка. Буквы разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными.  - На какие пары разбились гласные буквы?  (Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс). Им было весело! Даже ь и ъ знаки встали в пару, хоть и не обозначали ни одного звука.  Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Ведь они не любили петь, зато были согласны:  Шелестеть, шептать, скрипеть,  Даже фыркать и шипеть.  Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.  А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо, свои имена.  Вот какие это были странные пары.  - Какие согласные буквы танцевали в паре?  Давайте сейчас в тетрадях запишем буквы парных согласных звуков:  Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. 
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.  V Закрепление нового материала
-Упр№7 (письменно)
-Работа по индивидуальным карточкам.
-Определи ти п согласного (устно) VI. Итог урока. Рефлексия.
– Чем полезным занимались на уроке?– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
VII Оценивание учащихя.
VIII Домашнее задание: упр№9 (стр 15)
гласные

согласные



15