Урок. Тема: Качественная характеристика звуков: согласные и гласные, твёрдые и мягкие.


Тема: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
Время: 35 минут.                                                  
Цель: Объяснить смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Развивать умение определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов. Воспитывать аккуратность.
Материалы: Мультимедиа, классная доска, учебники, лента букв, плакат «Алфавит».
Межпредметная связь с литературным чтением, изобразительным искусством, Кубановедением.
План урока.
1.Организация начала урока.
2.Повторение: «Звуковой состав слова». Работа в тетради.
3.Объяснение темы: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
4.Работа по учебнику.
5. Лента букв. Работа со звуковыми цветными карточками.
6. Работа в тетради.
7.Заключительная часть.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Отметить отсутствующих. Назначить дежурных.
Записать дату и тему на классной доске.
2. Повторение: «Звуковой состав слова». Работа в тетради.
Задание 2. Стр.9. Нужно обвести нарисованные предметы, названия которых начинаются с гласного звука. Ответ: удочка, облако.
Сообщить детям, что при произношении некоторых гласных звуков (а), (у), (о) можно определить по губам (для этого можно использовать зеркальце), что за звук произносится:
Астра – (а) – рот широко открыт,
Утка – (у) – губы вытянуты «трубочкой»,
Озеро – (о) – губы образуют овал.
3.Объяснение темы: «Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
Мы уже знаем, что гласные образуются благодаря колебанию голосовых связок, когда струя воздуха проходит через гортань. В образовании согласных участвует шум, возникающий при преодолении воздушной струёй препятствий (трение о зубы, размыкание губ и т.д.). Голосовые связки могут участвовать в образовании согласных, а могут бездействовать. Чтобы громче произнести гласный, надо шире раскрыть рот, а если мы хотим, чтобы громче звучал согласный, необходимо максимально сблизить органы речи. Вот почему гласные называют ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.
Сегодня мы научимся определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов.
4.Работа по учебнику.
-Откроем букварь на странице 17 и прочитаем стихотворение «Кит и кот». Какие слова соответствуют данным цветовым схемам в клеточках? (кит и кот).
Сравни цвет, которым обозначены первые звуки? Объясните почему цвета разные? (зелёный цвет обозначает мягкость буквы –к).
5. Лента букв. Работа со звуковыми цветными карточками.
Обратим внимание на «Ленту букв». Здесь изображены все буквы русского алфавита: гласные и согласные.
Тренируемся произносить пары согласных звуков по твёрдости – мягкости. Один звук может называть учитель, а другой – ученики: м – м*, р – р*.
Теперь при составлении схемы слова необходимо учитывать не только количество звуков в слове, но и их характеристики (гласный – согласный).
Сравним названия предметов:
Мак – рак (различаются согласными звуками м и р),
Рак – лак (различаются согласными звуками р и л),
Лак – лук (различаются гласными звуками а и у),
Лук – люк (различаются первыми согласными звуками л и мягким л*),
Сравниваем схемы и объясняем в схеме появление зелёного квадрата.
6. Работа в тетради.
Задание 3. Стр.9. Необходимо обозначить красным цветом гласные и фиолетовым цветом согласные звуки в схемах слов: лужа, гном, крыша.
Задание 1. Стр.10. С одинакового мягкого согласного звука п* начинаются слова петух, пингвин, а слово павлин начинается с твёрдого согласного звука п.
Задание 2. Стр. 10. Схемы слов пила и вилы составляем по вариантам 1 и 2 с последующим взаимоконтролем.
Задание 3. Стр. 10. Необходимо соединить линией карандаша изображение предметов, в названиях которых согласные звуки одинаковые. Ответ: дым – дом, сыр – сом.
7.Заключительная часть.
Мы научились определять звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов.
Давайте закрепим знания и определим, есть ли в имени вашего соседа мягкие согласные звуки?
Итог этой работы подводим следующим образом:
-поднимут руку те ученики, чьи соседи в именах не имеют мягких согласных звуков. Эти "соседи" встанут и произнесут своё имя. Класс контролирует правильность выполненного задания.
8.Уборка рабочих мест.