Статья о применении игр в учебном процессе и внеурочной деятельности

        













Как игра помогает учиться?

(информационно-математическая область)









Выполнила
Николаева О.В.
Учитель
информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ № 141

Санкт-Петербург
2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.




Введение стр.3

II. Основная часть
1.Цели и задачи использования игр стр.4
2.Виды игр стр.5
3.Функции игр стр.10
4.Структура и проведении урока-игры стр.10
5.Игра «Путешествие в Цифроляндию» стр.12

Заключение стр.13

Используемые источники стр.14


















ВВЕДЕНИЕ.

Вы когда-нибудь задумывались, что может делать игра?
Игра может принести радость, печаль, но также может дать знания и опыт. Игра помогает детям лучше познавать мир. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Исследователь народной культуры В. М. Григорьев отмечает, что игра – это занятие, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но может во многом воспроизводить абсолютно любые из них; в игре создается на определенное время особый, условный мир, со своими законами.
В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности, выдвинулась в ряд наиболее важных вопросов. Интерес к этой проблеме из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества.
Тема игры в учебном процессе очень актуальна, т. к. игра – это пространство «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что не принимать в окружающем мире.
Сейчас практически все дети играют в компьютерные игры! И многие учителя пользуются возможностью преподнести сложный, скучный материал в игровой форме.
Они создают разнообразные интерактивные игры, презентации, наглядные пособия и многое другое, что может одновременно и увлечь детей, и помочь усвоить новый материал.
Цель этой работы показать разнообразие игр и возможность их использования в учебном процессе.







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Цели и задачи использования игр.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.
Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.
Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе и в институте, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для людей из их прежнего опыта.
Так как игра - основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе человека. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? . На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы человек подготовился к взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.
Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре человек стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре человек получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.
Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения со студентами.
Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития человека, игра позволяет установить, к чему человек стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Виды игр.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребёнка.
В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребёнка – самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;  - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра –экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр "питается" опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.


В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам.

Какие же виды компьютерных игр бывают:

«Ролевые, стратегии»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. Эти игры помогают продумывать действия на несколько ходов вперёд, также развивают логическое мышление.

«Головоломки»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Они развивают сообразительность и логику. Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Шутеры»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

И «Аркады»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»
3D-шутер ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3D Shooter) в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия ближнего боя (как правило холодного) и стрелкового оружия (чаще всего огнестрельного оружия и энергетического), для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты (напр. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), нацисты (напр. в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры (напр. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Serious Sam).
В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило, типичный набор оружия содержит: холодное оружие ближнего боя (ножи, кастеты, кусок трубы, бейсбольная бита, монтировка, мечи, сабли, копья, кинжалы, палицы, кистени и т. д.), луки и арбалеты, пистолеты, автоматы или автоматические винтовки, дробовик («шотган»), снайперскую винтовку, многоствольный роторный пулемёт или одноствольный, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. И пистолеты, и автоматы, и винтовки могут быть как огнестрельные так и энергетические (бластеры, плазмометы, лучеметы). Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью изменения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или без такового. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных (напр. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) можно было использовать все виды оружия, доступные в игре. Также в «реалистичных» шутерах более совершенная модель повреждений, как самого игрока, так и его противников, в частности попадание в голову в «реалистичном» шутере вполне может вызвать мгновенную смерть персонажа игрока ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), тогда как в аркадных у персонажа обычно отнимается ненамного больше «хитпойнтов» (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] hitpoints), чем при попадании в туловище.
Шутеры от первого и от третьего лица
В шутерах от первого лица ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] First person shooter, FPS) игрок не видит персонажа со стороны  он наблюдает за происходящим от лица персонажа «глазами персонажа» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] First person look), и наблюдаемая игроком картина совпадает с тем, что «видит» персонаж. В шутерах от третьего лица ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Third person shooter, TPS) игрок видит персонаж со стороны с фиксированной (обычно со спины) или произвольной точки зрения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Third person look). В ряде игр реализована возможность переключения первое/третье лицо и фиксированная/произвольная камера.
Примеры шутеров от первого лица:
серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примеры шутеров от третьего лица:
серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], серия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тактические шутеры
Принципиальное отличие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] шутеров от классических состоит в том, что персонаж не изображает героя-одиночку, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздаётся деятельность отрядов  взаимодействие между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и её вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, в сетевом  через взаимодействие живых игроков.
Примеры:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Некоторые из таких игр можно использовать в учебном процессе. Например, квесты или приключения. Они напоминают, часто проходящие в школе игры по станциям и викторины, которые так нравятся детям.
Один из таких игр, стратегия «Герои Магии и Меча». Эта игра учит распределять ресурсы, торговать, планировать строительство зданий и состав армии, выбирать удобные и кратчайшие маршруты передвижения.

Функции игры в учебном процессе

Игра - явление сложное и многогранное.
Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях
Коммуникативная функция - объединение учеников и преподавателей, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном учении, труде.
Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Функция самовыражения - стремление реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Структура проведения урока - игры

Уроки - игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными лекциями, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: преподаватель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: преподаватель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.
Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все преподаватели в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.













Игра «Путешествие в Цифероляндию»

Использование логических компьютерных игр на уроках информатики позволяет формировать логико-алгоритмический стиль мышления у обучающихся. Дидактический потенциал таких компьютерных игр позволяет сделать учебные занятия увлекательными, интересными, а учебную деятельность мотивированной. Использование компьютерных игр позволяет моделировать деятельность обучающихся и при этом получать конкретный результат.
На внеурочных занятиях по информатике для 5-х классов «Занимательная информатика» моим учащимся была предоставлена возможность самостоятельно выбрать итоговый проект. Например: придумать игру в среде ЛогоМиры 3.0, так как основная работа на этих занятиях проходит по программе ЛогоМиры3.0. В результате свободного выбора итогового проекта по курсу появилась игра "Путешествие в Цифроляндию". Ее можно использовать как тренажёр для усвоения навыков перевода чисел из десятичной системы исчисления в двоичную. Этот проект выполнил самостоятельно учащийся 5 Г класса Ступин Михаил в программе ЛогоМиры3.0. и представляет собой игру в жанре «приключения, бродилки».

Дракон Ники выходит из своего домика в поисках приключений.
Сначала он решает пойти в «страну Безделья»
Но оказывается, в стране безделья ничего нет, поэтому он возвращается на развилку и идёт в «Цифроляндию».
Там он проходит через поле двоичного кода и выходит в красивый сад с лошадьми, птицами, деревьями и цветами.
Тут же он видит правило перевода чисел из десятичной системы исчисления в десятичную и выполняет задания. Потом возвращается домой и говорит «УРА Я ДОМА!»









ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. С помощью игры преподавателям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.
С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре студенты делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных людей, и ещё для многого другого. Если учащиеся в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее.

P.S.
Миша Ступин: «Мне самому очень нравиться играть в разные игры. А ещё больше нравиться эти игры придумывать. Когда я разбираюсь с какой - нибудь новой игрой или программой, то запоминаю гораздо больше информации, чем читаю журналы или учебники. Поэтому, мне кажется, что за компьютерными технологиями в школе огромное будущее.».









ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:


ЛИТЕРАТУРА


Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие / И.Д. Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Фринланд А.Я. Информатика. – М., 2005.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. / Общ. ред. [пер.] Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1983.
Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002г.
Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь 2000. №2.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Ака
Пидкасистый П.И. "Технология игры в обучении" – М.Просвещение, 1992г.
Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2005. №1
Создание проектов в интерактивной творческой среде ЛогоМиры (версия 3.0): (методические рекомендации) / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т раз- вития образования, Центр информатизации и оценки качества образования; [cост.: Е.Ю. Пирогова]. – Вологда: ВИРО, 2013.


ИНТЕРСНЕТ-РЕСУРСЫ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




n
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‚
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·%
·
·
·
·
·
·
·
·
·Т
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·+
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·n
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·+
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·m
·
·
·
·
·
·
·
·
·r
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·с
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15
·
·
·
·
·n
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·7
·
·T
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·
·
·|
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·­
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·њ@
·p
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·~@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·Y
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·г
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·p
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·р
·
·13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¶
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·Э
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·h
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·i
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ €@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·™
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·щ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·'
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ "
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·N
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·3
·
·
·,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·d
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·’
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·