Обобщение опыта по теме Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности на уроках географии.


Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности на уроках географии.Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Творчество- это способность к созданию нового.
Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности. Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены
Одной из главных задач развития творческих способностей учащихся на уроках географии является:
обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса;
воспитание интереса к знаниям;
постоянное обращение учеников к раннее усвоенным знаниям;формирование навыков самостоятельной работы;
систематический контроль за знаниями и продуманные формы по предупреждению и исправлению ошибок учащихся.
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчеркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания географии с ориентацией на личность учащегося.Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:
пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
творческое мышление;
способность находить и выражать оригинальные идеи;
изобретательские порывы и богатое воображение;
интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;
гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.
Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно – исследовательскими методами и выполнением творческих заданий в обучении, следовательно поэтому и определилась тема моей исследовательской работы « Проблемные и творческие задания как способ формирования творческой деятельности на уроках географии ». Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Использование проблемных и творческих заданий служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.
Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Настоящее время - период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающий повышение качества географической подготовки обучающихся.
Поэтому, главной целью моей работы является создание условий для формирования навыков творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время.
Работая над данной темой я перед собой поставила задачи:
1.Изучить сущность проблемных и творческих заданий;
2.Разработать систему вопросов и заданий, способствующих развитию творческого опыта
на уроках географии;
3.Выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.
Изучая теоритический материал по данной теме , я пришла к выводу , что само изучение географии – творческий процесс. Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества ,он приносит им радость.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно , проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.
Творческая деятельность учащихся -это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества, он приносит им радость.
Как показывает практика, организация творческой деятельности учащегося для учителя - наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Для этого я использую « Алгоритм работы над творческим заданием» (Приложение 1). Стараюсь научить учащихся придерживаться « Единых требований к ТЗ». (Приложение 2).
Творческая деятельность школьников включает многообразные виды действий:-«перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других.
Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, а именно:
обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала
подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания
воплощать свои знания в жизнь.
Чтобы спровоцировать творческую деятельность у подростка, необходимо знать условия системы ее возникновения:
-Открытость обучения предмету - понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.
-Определенная поляризация образовательного пространства класса -предполагающая наличие различных подпространств общения подростков с взрослым (как социального, так и предметного), позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную атмосферу отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ведущим предметного клуба, ученым - исследователем, учителем - предметником .
-Построение подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности - оставление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы
- Уровень активности.
У школьников зафиксировано три уровня активности:
Репродуктивно-подражательная активность. Она заключается в следующем.
Приобретение самостоятельного опыты действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. других.
Более значимыми ресурсами обладает поисково-исполнительная активность. В этих условиях школьник выступает исполнителем, так как задачи перед ним ставит учитель. Ребёнок начинает самостоятельно искать пути решения поставленной задачи, размышляет о характере содержания ,и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В этой ситуации он переходит на уровень поисковой активности, которая знаменует собой более высокий уровень деятельности. 
Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника. К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность ,целесообразность, ценность.
Переход школьника на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, его самоорганизации.
Важная роль в формировании творческой деятельности учащихся на уроках географии принадлежит проблемным и творческим заданиям.
При использовании творческих заданий, следует уделять личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность. Одним словом, чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.
Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва- созданы положительные отношения к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Когда объясняется новый материал необходимо построить урок так, что бы ученик был задействован в процесс осмысления поставленной задачи. В ходе объяснения необходимо ставить вопросы перед учениками: “Как вы думаете”, “Зачем”, “Почему”. Ставя перед собой задачу добиться проявления творческой деятельности со стороны учащихся, учитель должен помнить, что существует два пути решения этой проблемы:
1.Через содержание учебного материала
2.Через организацию учебной деятельности
Существует несколько классификаций проблемных и творческих заданий. Рассмотрим некоторые из них. (Приложение 3)
По уровню познавательной активности различают следующие виды самостоятельных работ:
1. Работы репродуктивного типа:
а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные.
2. Работы познавательно-поискового типа:
а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые.
3. Работы творческого типа:
а) художественно-образные; б) научно-творческие; в) конструктивно-творческие.
4. Работы познавательно-практического типа:
а) учебно-практические; б) общественно-практические.
Работы репродуктивного типа
Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так перед изучением темы «Австралия» в курсе «География материков и океанов» 7 класс предлагаю учащимся охарактеризовать географическое положение материка. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить алгоритм работы по описанию географического положения, привести его в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.
Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а так же в процессе закрепления. Выполнение таких работ способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков связанных с изучением конкретных тем.
Обзорные работы. Это задание на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны. Например, при повторении темы « Природные зоны России» можно предложить учащимся составить план характеристики природной зоны. Большой интерес вызывают работы по характеристике природы своего края. (Приложение 4).
Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий, у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. При изучении многих тем по физической географии необходима проверка усвоения географический номенклатуры.
Работы познавательно- поискового типа
Подготовительные работы. При их выполнении учащиеся, пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление учащимися противоречий между имеющимися у них знаниями новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. Можно сказать, что самостоятельных работы данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала.
Например: Каково влияние почвенного покрова на климат. Имеются ли основания говорить о таком влиянии? Изобразите это влияние графически.
Кислород - > почвы - > углекислый газ.
Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов явлений по их внешним признакам: наблюдение над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Подобные упражнения особенно важны в изучении географии. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает в них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении так и в процессе закрепления. Например: « Установите, какие страны лежат в нескольких часовых поясах. Покажите по карте их в порядке убывания числа часовых поясов» ( 8 класс).; «Характеристика климата Клинцовского района» (Приложение 5)
Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственный в зависимости, «открывают» законы и т.д. Выполнив задание, ученики делают выводы. Учитель подтверждает правильность выводов, дает определения и организует дальнейшую работу учащихся. Данный вид учебных занятий эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности. Например: «Используя половозрастные пирамиды разных стран, ответьте на вопрос: демографическая пирамида- это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?»; практикую задания по созданию половозрастной пирамиды «Население с. Медведово. Структура населения», исследовательские работы «Река Титва», «Река Пенейка».(Приложение 6).
Логически поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. К логически самостоятельным поисковым работам относятся задания на обобщение изученного по основным проблемным вопросам. Такие работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения. Например: «Представьте, что в русском государстве с конца 15 века не происходило переселения на свободные земли. Какой была бы Россия к концу 20 века?» ( 8 класс).
Работы творческого типа
Художественно-образные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отношении действительности. Например, творческая мастерская « Эндемики Австралии», или «Изобразите пейзажи Западной и Центральной Африки». Ребятам 6 класса очень нравится художественно характеризовать погоду своей местности за сутки . (Приложение 7) семиклассники с удовольствием дают характеристику природных зон в виде писем с рисунками. (Приложение 8).
Научно- творческие работы. К самостоятельным работам данного вида относятся учебная деятельность школьников выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д.
Конструктивно- технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ .Например практическая работа «Построение графика хода температуры за месяц на компьютере в программе XL».Учащиеся, при работе с графическим редактором могут создавать эмблемы для своей команды обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т.д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования.
Работы познавательно-практического типа
Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов, написание рефератов, сообщений и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника. Мои учащиеся выполняют задания по составлению картосхемы «Почвы колхоза Прогресс». Под моим руководством создали «Путеводитель по с. Медведово». (Приложение 9).
Общественно- самостоятельные практические работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – не заменимый путь связи обучения с жизнью.
На своих уроках я использую учебную модель: Вызов- Осмысление- Размышление.
Стадия вызов: Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение целей изучения предстоящего материала.
На стадии осмысления можно применить методические приёмы маркировка текста, (галочкой помечается то, что им известно, плюс – помечается то, что является для них интересным и неожиданным, вопросительный знак – ставится ,если у них возникает желание узнать о чём-то подробнее) , взаимно опрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца ,и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном).
На стадии размышление, приёмы которыми пользовались (вызов ,осмысление),логически переходят в стадию размышления(что нового и важного ученики почерпнули из текста).
Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения задания без непосредственного участия учителя, но по его заданию.
Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение. (Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях ,но один ученик громко объясняет всё то, что он записывает в тетрадь .Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает, продолжает объяснение другой). Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, темп работы повышается.
При использовании творческих заданий, следует уделять личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал ,и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность.
Основой учебного процесса в частности предмета географии, является содействие педагога в творческом становлении личности ученика. Мне очень нравится японская пословица, которая как ни кто говорит о творческом подходе обучения:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»Я считаю, что использование на уроках различных конкурсов, инсценировок и рисунков пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом, чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.
Например: Домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос.
Какое море в древности называлось янтарным? Почему?
Откуда берётся ветер?
Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить кто справился с заданием.
Также предварительно за несколько уроков можно дать задание: рассказать о каком-либо географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё госу государство, можно использовать фото, рисунки, сувениры костюмы. За творчество исполнения оценка “5”.
В шестом классе по теме “Географические координаты”, можно провести урок-путешествие. Даётся несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности местности.   
   В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа выражается в выполнении практических работ, которые имеют четкий план действий и какие-либо поиски не требуются. Исследовательское начало при этом минимально. Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие ― репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. Его следует рассматривать как исходный, за которым следует деятельность поисково-исследовательских уровней, чаще всего проблемных.
Проблемные и исследовательские задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
В практике своей работы с учениками стоило только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастала. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса географии и делает его более понятным и значимым для учащихся, развивает интерес к предмету, помогает через решение основных проблем проникнуть в суть основных географических закономерностей
Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Виды проблемных заданий Особенности Примеры заданий
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Ранее усвоенный факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий, учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний, в том числе и из других учебных предметов, Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий);
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
- Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства; --- Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза Раскрывая гипотезу, учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.
Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»? Обоснуйте её научно-практическое значение.
Задания-парадоксы В основе заданий положены парадоксальные факты Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?
Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях Какие сложности в освоении природных богатств имеются на территории Западной Сибири, как они преодолеваются?
Так, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.(Приложение 1)
Особое значение имеют проблемные и творческие задания при работе с текстом. Учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:
I. Задания, предполагающие обращение к литературным источникам (развивают воображение учащихся). При изучении природных зон России:
— Прочти описание степи (тайги, тундры) и дай образную устную характеристику (источники: А.П. Чехов «Степь», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С. Тургенев «Записки охотника», в частности «Лес и степь», В. Астафьев «Царь-рыба», А. Леонов «Русский лес», К. Паустовский «Мещерская сторона»).II. Задания, предполагающие обращение к публицистическому, научно-популярному, справочному тексту (закрепление и углубление знаний учащегося).Подготовить доклад, реферат.
1. При изучении Азии:
— По книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря» составь путевой дневник и маршрутный лист путешественника.
2. При изучении ландшафтов России, народов России:
— Сопоставь описание Прикаспийской низменности (Л.Н. Гумилев «От Руси к России») с описанием в Большой советской энциклопедии, объясни причины произошедших изменений.
III. Задания, развивающие логическое мышление учащихся при использовании различных текстовых источников.
— Поставь вопросы к тексту и ответь на заданные вопросы.
— Прочти отрывок из публицистического или художественного текста на тему урока и сформулируй задачу урока.
— Составь связный рассказ по данным таблицы (текстовая интерпретация таблиц).
В работе с контурными картами учащиеся также могут проявить творчество. В 7-м классе в процессе изучения темы «Как люди открывали и изучали Землю» на контурной карте можно отобразить этапы открытия и исследования Земли. Такая карта помогает усвоить насыщенный информацией материал параграфа. Земли, известные и описанные древними учеными, закрашиваются красным цветом; открытия средневекового периода — оранжевым цветом; эпохи Великих географических открытий — зеленым цветом; открытия конца XVIII—XIX вв. — желтым цветом.
При изучении темы «Атлантический океан» предлагаются учащимся нанести на контурную карту условными знаками информацию параграфа об Атлантическом океане. После того как карта закончена, ребята могут видеть, какие районы океана опасны для судоходства из-за штормов или айсбергов, какая часть акватории океана загрязнена отходами жизнедеятельности городов или нефтью при ее добыче на шельфе. Становится понятным, как хозяйственная деятельность человека сказывается на животном мире океана, в какой части океана животный мир изменяется очень быстро из-за интенсивного лова рыбы.
В 9-м классе при изучении темы «Западно-Сибирский экономический район» предлагается нанести на контурную карту месторождения нефти и газа, а также нефтепроводы и газопроводы. После этого учащимся предлагается штриховкой выделить территории района, где природе наносится ущерб хозяйственной деятельностью населения и сделать вывод о том, как сказывается развитие нефтегазовой промышленности на жизни коренных народов Западно-Сибирского района. Можно также предложить учащимся показать на контурной карте районы, где образуется смог. После этих работ учащиеся могут оценить состояние экосистем и здоровья населения Западно-Сибирского района. Таким образом, использование творческих и проблемных заданий на уроках географии является одним из способов повышения качества учебно-воспитательного процесса.
При планировании проблемных и творческих заданий необходимо тщательно продумывать вопросы, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие творческих способностей идет очень медленно. Как же помочь учащимся в ходе творческого процесса? Помощь учителя целесообразна далеко не всегда. Это связано с тем, что сам факт наличия затруднений в творческом исследовательском процессе закономерен. Если проблема разрешается учащимися с легкостью, то это говорит о том, что они уже располагали готовыми средствами к ее решению. Помощь нужна лишь тогда, когда трудности становятся непреодолимой преградой.
Три основных типа затруднений возникают у учащихся в ходе творческого процесса:
Информационно-исполнительские затруднения.
Это тип затруднений учителю наиболее привычен. Если ученик что-то не знает или не умеет, то вполне естественно ему в этом помочь. Не составляет исключения и творческий процесс. Однако помощь целесообразно оказывать не сразу, а после того, как становится очевидным, что ученик самостоятельно не справится. Следует учесть, что помощь учителя снижает уровень проблемности. Если помощь оказывается такой, что вообще снимает проблемность, то творческий процесс разрушается. В связи с этим целесообразно такое разъяснение учителя, которое сохраняет определенную проблемность, то есть учащиеся узнали какие-то элементы, о чем-то догадались, но еще не разрешили проблему.
Интеллектуальные затруднения.
Затруднения этого типа возникают в случаях, когда учащиеся все знают для того, чтобы найти выход из проблемной ситуации, но не могут догадаться, как это сделать. При возникновении интеллектуальных затруднений бывает полезным разъяснение учителем некоторых приемов мышления, например, показать, что для сравнения необходимо выделить критерии. Если какой-то признак выделяется в качестве главного, то для этого должны быть основания.
Личностные затруднения.
Затруднения данного типа связаны с глубоким личностным переживанием учащихся, которые характерны для творческого процесса. В связи с этим, многие психологи привычную для нас ситуацию называют проблемно-конфликтной. Творчество, исследовательская деятельность тесно связаны с внутренним конфликтом, который заключается в остром желании решить проблему и параллельно отсутствием готовых средств для этого. Кроме того, успех решения во многом зависит от способности учащихся к сотрудничеству. Если в классе сформировалась нездоровая конкуренция, то творческий, исследовательский процесс будет затруднен. Не способствует творчеству и безразличное отношение учащихся друг к другу. Важно, чтобы результатом было не решение самим учителем рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности учащихся.
Таким образом, для реализации проблемных и творческих заданий на уроках географии необходимо выполнить ряд условий:
---Отбор центральных проблем в системе обучения географии.
---Определение особенностей проблемных заданий в разных видах учебной работы.
---Построение оптимальной системы проблемных заданий, создание учебных и
методических пособий и руководств.
---Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.
ВЫВОД
Для обеспечения развития творческой деятельности учащихся целесообразно использование проблемных и творческих заданий, в основе которых лежит использование в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей.
Таким образом, технология проблемных и творческих заданий предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения